Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества
методическая разработка на тему
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Ранний и дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Россия- родина для многих, но, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные
Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов... Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Ранний и дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Слайд 2
Россия- родина для многих, но, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные
Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов... Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Именно родная культура , как отец и мать, должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Слайд 3
В моей педагогической практике отмечалась особенная направленность в использовании малых форм устного народного творчества в развитии самых маленьких детей.
Благодаря моей заинтересованности и при содействии педагогического коллектива, социальному заказу родителей ДОУ, я стала углубленно заниматься Формированием и развитием нравственных качеств детей раннего возраста через использования малых форм устного народного творчества.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Фольклорно-игровые мероприятия с малышами — деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет принести в образовательную деятельность элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые мероприятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с детьми.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с русским фольклором я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным качествам. . В своей работе я выделила два направления:
1) Использование фольклора в повседневной жизни.
2) Использование фольклора в непосредственно-образоватедьной деятельности по следующим направлениям: позновательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Слайд 4
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Ане личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Слайд 5
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с помощником воспитателя проговариваем потешку: «Вот они — сапожки».
Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Слайд 6
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление..
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с восторгом встречают меня, с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С увлечением играют в игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей потешку «Петушок, петушок..», поиграть в игру «Огуречик, огуречик… При проведении мероприятия «В гости к бабушке» с малышами играли в игру «Здравствуйте, ручки…»для воспитания нравственных качеств использовала мирилку: Мирись, мирись т больше не дерись, речевую активность развивала при использовании потешек «Солнышко- вёдрышко, ,Котя, котинька- коток…, вызывала желание помочь бабушке и исправить рисунки.
Слайд 7
В предметно-развивающей среде группы подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», В группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Домик для колобка «Найди половинку», «Из какой сказке герой», «Азбука эмоций».
Слайд 8
Регулярное использование в нерегламентированной и непосредственно образовательной деятельности фольклора способствует более высокому усвоению программного материала и также развитию духовно-нравственные качеств:: доброты, щедрости, , правдивости
Успех моей работы во многом зависит от того, как организованно взаимодействие между собой детей, педагогов и родителей. Для педагогов провела консультации «Фольклор в познавательном развитии детей», «Русский фольклор(ранний возраст)
Слайд 9
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру
Для родителей провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку. Для родителей оформила папки-передвижки: «Потешки при одевании и раздевании», «Маленький патриот», «Потешки при укладывании спать», «Формирование нравственных качеств у детей при использовании народного творчества», «Народные сказки». Также оформила и поместила консультацию в родительский уголок «Пальчиковые игры в развитии речи детей»
Слайд 10
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Я считаю, что народное поэтическое слово, образец духовного и нравственного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. Благодаря непосредственно образовательной деятельности в специально подготовленной предметно-пространственной среде у детей возросло умения выполнять имитационные движения по показу взрослого договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. Малые формы устного народного творчества способствуют быстрому развитию предметной деятельности, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление
По итогам своей работы считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, уме...
Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества
в презентации рассказывается и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Констультация для родителей...