Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества
методическая разработка на тему

Богачева Наталья Анатольевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ранний и дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Нравственные качества личности  можно развить  с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью. Русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Россия- родина для многих, но, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные

Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов... Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ранний и дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Нравственные качества личности  можно развить  с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью. Русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Слайд 2

Россия- родина для многих, но, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные

Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов... Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Именно родная культура , как отец и мать, должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Слайд 3

В моей педагогической практике отмечалась особенная направленность в использовании малых форм устного народного творчества в  развитии  самых маленьких детей.

 Благодаря моей заинтересованности и при содействии педагогического коллектива, социальному заказу родителей ДОУ, я стала углубленно заниматься  Формированием и развитием нравственных качеств детей раннего возраста через использования малых форм устного народного творчества.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его  воспитание детей.

Фольклорно-игровые мероприятия с малышами — деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет принести в образовательную деятельность элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые мероприятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с детьми.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с русским фольклором я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным качествам. . В своей работе я выделила два направления:

1) Использование фольклора в повседневной жизни.

2) Использование фольклора в непосредственно-образоватедьной деятельности по следующим направлениям: позновательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Слайд 4

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Ане личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Слайд 5

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с помощником воспитателя проговариваем потешку: «Вот они — сапожки».

Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Слайд 6

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление..

 Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с восторгом встречают меня, с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С увлечением играют в игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей потешку «Петушок, петушок..»,  поиграть в игру «Огуречик,  огуречик… При  проведении мероприятия «В гости к бабушке» с малышами играли  в игру «Здравствуйте, ручки…»для воспитания нравственных качеств использовала мирилку: Мирись, мирись т больше не дерись, речевую активность развивала при использовании потешек «Солнышко- вёдрышко, ,Котя, котинька- коток…, вызывала желание помочь бабушке и исправить рисунки.

Слайд 7

В предметно-развивающей среде группы  подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», В группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Домик для колобка «Найди половинку», «Из какой сказке герой», «Азбука эмоций».

Слайд 8 

Регулярное использование в нерегламентированной и  непосредственно образовательной  деятельности  фольклора способствует более высокому усвоению программного материала и также  развитию духовно-нравственные качеств:: доброты, щедрости, , правдивости

Успех моей работы во многом зависит от того, как организованно взаимодействие между собой детей, педагогов и родителей. Для педагогов провела консультации «Фольклор в познавательном развитии детей», «Русский фольклор(ранний возраст)

Слайд 9

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру 

Для родителей провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку. Для родителей оформила папки-передвижки: «Потешки при одевании и раздевании», «Маленький патриот», «Потешки при укладывании спать», «Формирование нравственных качеств у детей при использовании народного творчества», «Народные сказки». Также оформила и поместила консультацию в родительский уголок «Пальчиковые игры в развитии речи детей»

Слайд 10 

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Я считаю, что народное поэтическое слово, образец духовного и нравственного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. Благодаря непосредственно образовательной деятельности в специально подготовленной предметно-пространственной среде у детей возросло умения выполнять имитационные движения по показу взрослого договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. Малые формы устного народного творчества способствуют быстрому развитию предметной деятельности, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление

По итогам своей работы считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр

 Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, уме...

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

в презентации рассказывается  и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...