Статья "Народное творчество-средство нравственного воспитания школьников"
статья (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Народное творчество - средство эстетического и нравственного воспитания учащихся».
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ-СОШ № 9
Мошкиной Марины Николаевны.
г.Армавир 2009г.
В своей педагогической деятельности я определила для себя два направления :
- интеллектуальное развитие учащихся;
- нравственное и эстетическое воспитание школьников через народное творчество.
Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Патриотическое воспитание наших школьников начинается с изучения истории своей малой родины, ее традиционной народной культуры.
В наше нелегкое время, очевидно каждому, как много потерял человек, порвав нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она соединяла каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общенародной жизни. В этом – глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая ценность народного творчества.
Сейчас очевидно и то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее и является культура народная. Она представляет собой органический сплав древних крестьянских традиций и высоких, учительных традиций христианства. Важнейшее достоинство народной культуры состоит в том, что в ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека, как части мира, и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, доброты, верности слову, мужества, любви к отчей земле.
Трудно переоценить благотворное воздействие этих идей на сохранение душевного здоровья ребенка – будущего взрослого, воспитателя следующего поколения детей. Рожденная крепким народом в практической, хозяйственной, трудовой жизни на земле народная культура сама по себе является уникальной комплексной системой трудового, нравственного, эстетического, физического воспитания.
Уникальным предметом по источнику знаний о народном творчестве и потенциалу воспитания является кубановедение.
Шаг за шагом дети погружаются в мир добра, радости, любви, знакомятся с древними обычаями предков, произведениями устного народного творчества кубанского народа. Кубань – это среда, окружающая ребенка, и она способствует усвоению знаний о близком человеческом и природном окружении каждому ребенку.
Связь изучаемого материала с жизненным опытом ребенка обогащает содержание образования. На каждом этапе изучения предмета «Кубановедение» стараюсь использовать знания из приобретенного опыта детей и их близких родственников. Семьи моих учеников с удовольствием участвуют в изучении кубановедения и помогают в исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся начальной школы находятся в постоянном поиске, часто чувствуют себя исследователями, учеными. Этот вид творческой работы на содержании краеведческого материала, надеюсь, спасает их от равнодушия к себе, другим, природе.
Уроки удачно продолжаются на экскурсиях в природу, посещениях выставок, музеев. Они значительно наполняют знания эмоциональным проживанием своей сопричастности к судьбе своих земляков. Само по себе посещение музеев для детей – колоссальное событие. Но оно становится ярче и оставляет больше следа в памяти, если связано с темой урока по кубановедению. Например, изучение темы «Без прошлого нет настоящего» сопровождается посещением музея.
Вот некоторые темы уроков, на которых можно применять посещение музея:
- Кубанские умельцы.
-Вещи рассказывают о прошлом.
-История в архитектуре.
-Народные ремесла.
-Одежда жителей Кубани.
-Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсии получают логическое продолжение на уроках: обсуждаем, анализируем, учимся слышать, понимать и принимать разные точки зрения одноклассников.
Содержание урока обогащаю культурологическим материалом. История Кубани становится более понятной ученикам начальных классов, если использую информацию о традиционной народной культуре, этнографии кубанских казаков. Традиционная народная культура отвечает на главные вопросы человеческой жизни: во что верить, как и ради чего жить, к чему надо стремиться. Наша Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двух с половиной веков взаимодействовали, взаимопроникали друг в друга элементы культур русского, украинского, кавказких народов. Использование параллельно этнографического и исторического материала значительно повышает воспитательный потенциал уроков кубановедения.
С увлечением изучаем с учащимися семейные традиции. Ребята увлеченно по крупинке собирают информацию о своих предках, составляя «фамильное дерево». Знакомлю детей с событиями Великой Отечественной войны, с мужеством и героизмом защитников Родины, и учащиеся продолжают рассказывать о своих дедах и прадедах, защищавших наш край.
Уделяю большое внимание освоению народных ремесел. Учу детей не просто делать куклу в национальном костюме, а приглашаю их в мир кубанского этноса. Знакомлю с традиционными представлениями и верованиями, с культурой народа. Существует на Руси добрый, светлый, весенний обряд – Закликание весны. Нравится он детям тем, что это весело, увлекательно. Издавна было принято выпекать к этому празднику из пшеничного теста маленьких жаворонков, но с учащимися можно заменить пшеничное тесто на соленое и процесс создания птичек, на уроках труда, будет не менее увлекательным.
Чтобы человек был добрым хозяином своей земли, он должен хорошо знать эту землю. Потому что любить Родину – это, прежде всего, хорошо знать ее.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса.
Краеведческая работа не может не заинтересовать учителя, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Главными ее целями являются обогащение духовного мира детей, формирование нравственных чувств и любви к Родине, развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно – историческими ценностями родной Кубани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Нравственное воспитание школьников"
Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, кул...
Нравственное воспитание школьников
Девиз каждого учителя «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше? Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания....
Нравственное воспитание школьников
Нравственное воспитание школьников осуществляется в разных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влия...
Духовно-нравственное воспитание школьников
.В данной статье рассказывается о проблемах духовно-нарвственного воспитания школьников в соответствиии с новым ФГОС НОО 2-го поколения...
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...
Воспитание гражданственности при формировании духовно-нравственного воспитания школьников
Опыт работы школы№ 6 г. Павлово...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...