ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
статья
В статье рассматривается устное народное творчество как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_sredstvami_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Современный мир характеризируется сложной экологической обстановкой в мире. Вопросы экологии рассматриваются на разных уровнях, предпринимаются различные меры для улучшения экологической ситуации в мире. И в связи с этим одной из острых задач в современной педагогике является формирование экологической культуры.
Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, которая отражает взаимосвязь человека с обществом, с природой во всех видах деятельности.
В 1991 году в Красноярске на Первой Всероссийской научно-практической конференции впервые были затронуты вопросы экологической культуры. По мнению академика Б.Т. Лихачева экологическая культура – это производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно - эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
Известно, что впечатления от родной природы, которые получил ребёнок в детстве, запоминаются на всю жизнь. Часто они становятся основой отношений человека к природе своего края. Давно доказано, что общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передачи чувств словом. Важно научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.
В работе по экологическому воспитанию педагогу очень удобно использовать народный фольклор. Формы устного народного творчества можно смело рассматривать в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе.
Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, приметы, народные игры, сказки – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, ключ к познанию окружающей среды. Большая часть устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность.
Многие столетия русский народ отбирал, хранил и передавал от человека к человеку эти маленькие шедевры, которые полны глубокой мудрости.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Приметы. Особенный интерес у детей вызывают народные приметы, правильность которых можно проверить. С ними очень удобно знакомить детей на прогулках во время наблюдений за явлениями природы.
Приметы способствуют тому, что дети больше присматриваются к окружающему миру.
Рассмотрим, например, приметы, которые связаны с предсказанием погоды на ближайшее время.
Если дождь идёт при солнышке, значит, он скоро прекратится.
Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.
Птицы сидят, нахохлившись - к дождю.
Облака и тучи быстро движутся - к ясной погоде и т. д.
Проведя наблюдения с детьми, важно подвести итоги. Это можно сделать в виде рисунков – предложить обучающимся зарисовать то, что ожидалось по приметам, и то, что было на самом деле.
Загадки. Теперь рассмотрим примеры работы с загадками. Загадки – это комбинированные средства воздействия на сознание. Основная их цель – это осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. С помощью загадок педагог может превратить серьёзное занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира. Загадки являются отличным инструментом для развития наблюдательности детей. Чем наблюдательнее ребёнок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Имея запас загадок, наблюдение можно сделать очень интересным.
Например, загадки о месяцах позволяют детям более точно определять признаки того или иного месяца.
Лето близится к концу,
Уж грибов полно в лесу,
Под ногами веток хруст.
Что за месяц? Это… (август)
Пасмурно, серо, тоскливо,
Низкое небо уныло,
Птицы на юг улетают,
С дерева лист облетает,
Лужи у нас во дворе…
В месяце всё в… (октябре)
Песни. Еще один вид устного народного творчества – это песни. В ней раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни. Можно с уверенностью сказать, что песня одно их лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. И сами слова песни, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. Тексты песен, попевок, потешек позволяют услышать мелодичность природы. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем ярче и больше становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались.
Знакомство с природной мудростью помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.
Зазывалки. С древних времён в России славили песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Можно сказать, что зазывалки – это способ ознакомления детей с природой, простейшими связями между явлениями (весна - прилёт птиц, радуга - дождь, осень - урожай и т. д.).
В детском фольклоре в песнях очень много слов в уменьшительно-ласкательной форме: «медведюшка», «заинька», «лисонька», «берёзонька», «калинушка», «лебёдушка», «земелюшка», «водица», «на горушечке», «ранёхонько», «радёхонька», «младешенька» и так далее.
Произнесение, пропевание этих слов необъяснимо сильно воздействует на сознание ребенка, хотя он и не понимает, отчего слово «медведюшка» лучше слова «медведь». Если в песне поётся «земелюшка-чернозём», то это не просто земля черного цвета, само слово нацеливает ребенка на совершенно иной лад. В каждом таком слове – любовь, каждое такое слово учит любить, жалеть, беречь.
Народные праздники. В приобщении детей к народной культуре очень большое место занимают народные праздники. Именно в них собраны наблюдения за характерными особенностями времён года, поведением птиц, насекомых.
Народные праздники очень нравятся детям, поскольку они яркие и задорные. В процессе подготовки и проведения фольклорных праздников расширяются знания обучающихся о народных традициях, дети приобщаются к духовным ценностям народной культуры, в них воспитывается уважение к русской природе.
Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям.
Итак, мы рассмотрели, как можно формировать экологическую культуру средствами устного народного творчества. Образный язык устного фольклора помогает воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость, желание беречь природу, понимать и любить ее.
Список используемой литературы
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
- Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. – 128 с.
- Климович, Н.Ю. Фольклор в экологическом воспитании // https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/07/23/folklor-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание младших школьников средствами народной культуры
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, он...
Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».
Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....
«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...
Развитие читательского интереса у младших школьников средствами устного народного творчества Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа...
Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества
Доклад для работы на методическом совете....
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....