Урок литературного чтения по теме А.П. Чехов «Степь»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Мукашева Жемс Сагынгалиевна

Цель:

  • знакомство с новым произведением А.П.Чехова “Степь”, его жанровыми особенностями и художественным своеобразием;
  • краткий обзор зоны степи, его растительный и животный мир.

Задачи:

  • учить выделять цели учения;
  • учить поиску и переработке информации;
  • способствовать самовыражению;
  • повышать мотивацию учения;
  • стимулировать рефлексию;
  • способствовать развитию критического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3-м классе

по теме "А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести)"

Цель:

  • знакомство с новым произведением А.П.Чехова “Степь”, его жанровыми особенностями и художественным своеобразием;
  • краткий обзор зоны степи, его растительный и животный мир.

Задачи:

  • учить выделять цели учения;
  • учить поиску и переработке информации;
  • способствовать самовыражению;
  • повышать мотивацию учения;
  • стимулировать рефлексию;
  • способствовать развитию критического мышления.

Ход урока

1.   Организационный этап.        Приветствие детей учителем. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! У нас сегодня необычный урок!

Постарайтесь  показать, как вы умеете работать вместе дружно, слажено и быстро. Давайте улыбнёмся и передадим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.

2.   Актуализация знаний. Стадия «Вызов». Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Каждый наш урок состоит из составных элементов. Это то, что мы знаем, что-то  хотим узнать и то, что узнали нового на уроке (слайд 1). К этой таблице мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

-Ребята, посмотрите на выставку книг. Кто же автор этих произведений?

(  ... )

-Правильно. Это Антон Павлович Чехов.

показ портрета А.П. Чехова. (слайд 2)

-Какие произведения Антона Павловича Чехова вы читали?

              (…)

-О чём эти произведения?

              ( о людях, о животных)

-Назовите жанр этих произведений.

         ( рассказы, повести)

- А ваши родители читают произведения А.П. Чехова?

           (… моя мама читала…, мой папа…)

Для кого писал А.П. Чехов, если читали не только вы, но и взрослые?

                   (для детей и взрослых)

-Мы знакомились с творчеством этого писателя во втором классе.

-Кто помнит название произведения, которое мы читали?

           (Весной)

-О чем он пишет?

         ( о природе)

-А более подробно о биографии А.П. Чехова подготовила нам Джумагазиева Диана. Давайте послушаем её.

      (слайд 3-6)

А.П. Чехов много писал о людях, природе и о животных.

Итак, подведём итоги вашей работы. Мы «Знаем»:

(итог по презентации, что мы знаем)

 (слайд 7)

- писатель

- жанры его произведений

- темы его произведений

- круг его читателей

-Что мы «Хотим узнать» сегодня на уроке?

(тему, жанр нового произведения, особенности нового произведения, о ком или о чем это произведение») (слайд 8)

-Где об этом можно узнать?

(В учебнике, справочниках, спросить у учителя, интернет и другие.)

-Я предлагаю вам узнать, как называется  произведение, которое мы будем изучать, отгадав загадку:

Какая ширь здесь и приволье,

Куда ни глянь - полей раздолье,

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам,

Здесь суховеи любят петь,

-А зовётся это:

(слайд 9)

- Как вы думаете, почему автор написал произведение о степи?

( ответ детей …)

Вокруг города, в котором жил А. П. Чехов, простиралась необъятная степь. Он писал: «Степь я люблю и когда – то чувствовал себя в ней как дома».  

3.   Постановка проблемы. 

-Что же такое степь?

-Чтобы узнать, что такое степь, кто живёт и что растёт в степи,  вам нужно поработать в группах.

-Давайте проведём исследование  и узнаем «Что такое Степь». Каждая группа выполнит  своё задание.

-У вас на столах конверты. Прочитайте задания. В течение 2 – 3 минут найдите ответы на поставленные вопросы (задания отражаются на доске)

Найти изображение степи среди других пейзажей. Сформулируйте вывод: что такое степь с помощью справочника, словаря? (работа 1 группы)

Ученики. Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности. 

-Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылём.

Какие животные обитают в степи? (работа 2 группы в карточке на партах)

Ученики. Суслик, степной орел, ящерицы, богомол, тушканчики, хомяки, сайгаки.

 Какие растения можно встретить в степи?  (работа 3 группы с помощью гербария на партах) 

Ученики. Ковыль, «Перекати-поле», тюльпаны.

Выбрать из предложенных «звуков» то, что можно услышать в степи (работа 4 группы в карточке на партах)  

-Молодцы, вы справились с заданиями.

-Что помогло вам справиться с заданием?

               (…) (слайд 10)

 Природа степи  очень близка с нашей, так как Астраханская область находится в зоне полупустынь, здесь мы можем наблюдать некоторых представителей флоры и фауны, что и в степи.

 -Что, не читая, мы уже можем рассказать о произведении? Что мы знаем? Жанр? Автор? Где происходит событие, в какой местности.

-( это отрывок из повести, действие происходит в степи)

4.  Первичное знакомство с произведением. Стадия «Осмысление».

Вы уже поняли, где происходит событие, описанное  в произведении.

      Словарная работа (слайд 11, 12)

-В  произведение вам встретятся  незнакомые слова:

ЗНОЙ – сильная жара

БАГРОВЫЙ – красный цвет, густого тёмного оттенка

ГРОЗА – бурное ненастье с громом, дождём, молнией

ФОСФОР – светящийся светлым светом минерал

ЯВСТВЕННО – хорошо различимый, ясный

РОГОЖА – грубая, плетёная ткань

ТЮК – большой мягкий перевязанный свёрток

ПОТЁМКИ – темнота, отсутствие света

ОГЛОБЛИ – в упряжи одна из двух круглых  длинных  жердей, укреплённая на повозке

ТОМИЛСЯ – мучился

-Кто сможет объяснить значение этих слов?

-Давайте на минуту закроем глаза и представим себе, что вы оказались в степи. Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.

(Прослушивание аудиозаписи.)

-Какие картины вы нарисовали? (Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота,  дождь и т.д.)

(Учитель фиксирует опорные слова на доске)

-О чём же это произведение?

(О грозе.)

-Почему же называется «Степь»?

(Отрывок из повести.  Действие происходит в степи.)

-О ком рассказывается в новом произведении, которое мы прочитали?

            (о Егорушке…)

-Что хотели бы вы узнать о нём?

- Не возникли ли у вас вопросы к нему?

(Кто  же такой Егорушка?  Почему он оказался в степи? С кем? Куда  направлялся?)

-Где об этом можно узнать?  (В самой повести; в предисловии к книге.)

-Для этого вам необходимо самостоятельно или с помощью взрослых прочитать повесть «Степь».

6.  Физминутка. (слайд 13)

Попробуйте представить, что вы оказались в степи. Присядем на корточки.  Вы слышите приближение грозы, покажите  жестами, движением. Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы.  Чем ближе гроза, чем сильнее, тем выше мы поднимаемся. Кульминация – гром, хлопки в ладоши. Ветер. Движения руками. Послышались звуки музыки. Гроза успокоилась. Все сели на место.

7.  Повторное чтение. Работа над текстом.

- Сейчас мы будем читать текст вместе. При чтении попробуем разделить текст на части и озаглавить их.

1.Чтение  до слов «Вдруг  рванул ветер» - 1 – часть.

 – О чём говориться в этой части?

    (приближение грозы.)

Что происходит в природе с приближением грозы?

(природа томилась, небо темнеет, поднялся  ветер)

- Чьими глазами мы видим приближение грозы?

 (Глазами мальчика Егорушки.)

- Найдите в этой части слова – глаголы,  которые помогают нам ярче представить,  почувствовать  приближение грозы.

-Что автор говорит о молнии?

(осветила часть степи…)

-Что чувствовал Егорушка в этот момент?

(тревогу, страх, он перекрестился, стал быстро надевать пальто)

-Как можно  озаглавить эту часть? (« Приближение грозы»)

 (слайд 14)

 2.Продолжаем читать и проследим,  как усиливается дыхание грозы.-2-часть

(читает ученик 2 абзаца)

- Что помогает нам почувствовать силу приближающейся грозы?

( усиление ветра)

- Найдите слова, которые помогают нам оценить  силу ветра?

(рванул, понёсся, закружился, дул, нёс с собой облака)

- Давайте прочитаем слова на доске (чтение  про себя)

Ветерок

Ветер

Вихрь

Буря

Ураган

-Расположите их по степени увеличения силы. ( работа на доске)

- Произнесите эти слова медленно и протяжно.

- Что  вы чувствуете в звучании этих слов?

 - Как можно озаглавить эту часть?  («Ветер»)

(слайд 15)

 3. Продолжим читать, и узнаем как Егорушка ждал дождя. (читает ученик)- 3-часть

-  На что надеялся Егорушка? (туча уходит мимо)

 - Что  увидел Егорушка, выглянув из – за рогожи? (колени не прикрыты)

 - А теперь вспомните летний день. Начинается дождь. Крупные  капли дождя падают на ваши ладони. Какие они? Что вы ощущаете, когда падают капли дождя?

 - А как  А. Чехов сказал о первых каплях дождя? Зачитайте.

-Какие глаголы использовал?

- Как можно озаглавить эту часть?  («Ожидание дождя»)

(слайд 16)

 8. Проверка восприятия.

Давайте, найдём (исследуем) те средства художественной выразительности, которые использует писатель для того, чтобы сделать текст ярким, образным и выразительным.

Какие средства выразительности вы знаете?

(Эпитеты, сравнения, олицетворение)

-Итак, вы сейчас выступите в роли исследователей  и будете находить в тексте для определённого образа-явления природы то средство художественной выразительности, которое применил автор.

Найдите, кого «оживил» А. П. Чехов? Докажите текстом. (В результате выборочного чтения на экране выстраивается  группа слов-образов: молния, даль, дождь, туча, ветер, рогожа, звёзды, облака пыли, вихри, перекати-поле, гром, чернота)

В результате групповой  работы на экране появляется таблица:(слайд 17)

образ

олицетворение

молния

бледная, фосфорическая полоска; мигнула, блеснула

даль

почернела

дождь

кто-то прошёлся по железной крыше…босиком; капля упала, другая поползла по руке.

туча

надвигалась не спеша; большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте.

(слайд 18)

образ

олицетворение

ветер

со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился; дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли.

рогожа

Встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки.

звёзды

звёзды ещё больше нахмурились

облака пыли

спешили куда-то

(слайд 19)

образ

олицетворение

вихри

Вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо

перекати-поле

около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как должно быть, им было страшно.

гром

Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод

чернота

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём

- Какой ещё приём помогает автору ярче показать свою степь?

(Это сравнение. Ребята зачитывают из повести сравнения.)

(слайд 19)

образ

сравнение

молния

точно отразившись в зеркале, как будто кто чиркнул по небу спичкой

даль

мигала бледным светом, как веками

дождь

он (дождь) и рогожа как будто поняли друг друга, заговорили о чём-то быстро, весело и препротивно, как две сороки

туча

Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне.

- Зачем А.П.Чехов в свою повесть поместил так много образов? (Много образов, как бисер, сливаются в одну картину и дают нам яркое представление о степи.)

Художник рисует картину красками, а писатель? (словами)

5.

8.        Итог урока.        Стадия «Рефлексия».

Итак, возвращаемся к нашей таблице «Знаем. Хотим узнать. Узнали».

-Можем ли мы уже ответить на вопросы, которые задали себе вначале урока?

-Что же мы «Узнали» о новом произведении А.П. Чехова?

  1. (Узнали,  что это – отрывок из повести. Это произведение о грозе. Что писатель словами,

как художник красками, рисует картину грозы.) (слайд 21)

–Что мы для себя открыли?

  1. Сегодня мы открыли для себя мир степи: яркий, красочный, полный жизни. Да, степь

 разная: только пробуждающаяся после зимы, сухая, жаркая, выжженная. А.П.Чехов

нарисовал очень яркую картину грозы, сумел так правдиво её описать, что нам, читателям, было жутко. Мы всё очень живо представили: и природу, и небо, и Егорушку, и слышали дождь.

-Чем же мы занимались сегодня?

  1. Мы сегодня исследовали отрывок из повести А.П.Чехова. Для этого читали, слушали,

отвечали на вопросы, сочиняли, анализировали, решали проблемы т.е. выполняли всё,  что задумали.

9.            Д/З – перечитать текст, выполните задание в рабочей тетради.

Предлагаю вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« 3» - не очень понравилась моя работа на уроке,

поднимите руку те, кто за свою работу не поставил себе оценку;

теперь те, кто поставил оценку «4»;

теперь те, кто поставил оценку «5».        

Сами оценивают себя по критериям.

Перед вами листочки бумаги,  на которых записаны слова настроения. Прочитайте.

 -Какое настроение появилось у вас при чтении этого произведения? Почему?  

Отметьте с помощью этих слов, если желаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Каштанка" А.П.Чехов 4 класс + презентация

Это первый урок по данной теме. Презентация является информационным и иллюстративным сопровождением урока....

Урок литературного чтения на тему А.П.Чехов "Ванька"

Тип урока: открытие новых знаний Цели урока: Продолжение знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;Работа над навыками чтения, вырабатывать умения работать ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»

Цель: Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.Формировать навык осознанного и выразительного чтения.Учить анализи...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами», 2 класс, УМК 21 век

   Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми произведениями Антона Павловича Чехова и Александра Сергеевича Пушкина.      Задачи:Образовательн...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на вопросы п...

Разработка урока в 4 классе по литературному чтению по теме: "А.П. Чехов. "Мальчики"

Разработка урока в 4 классе по литературному чтению по теме: "А.П. Чехов. "Мальчики"...

конспект урока литературное чтение по теме "Ванька" Чехов А.П.

В данной публикации представлен конспект урока литературного чтения "Ванька "А.П.Чехов с целями и задачами....