Урок литературного чтения по теме А.П. Чехов «Степь»
методическая разработка по чтению (3 класс)
Цель:
- знакомство с новым произведением А.П.Чехова “Степь”, его жанровыми особенностями и художественным своеобразием;
- краткий обзор зоны степи, его растительный и животный мир.
Задачи:
- учить выделять цели учения;
- учить поиску и переработке информации;
- способствовать самовыражению;
- повышать мотивацию учения;
- стимулировать рефлексию;
- способствовать развитию критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3-м классе
по теме "А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести)"
Цель:
- знакомство с новым произведением А.П.Чехова “Степь”, его жанровыми особенностями и художественным своеобразием;
- краткий обзор зоны степи, его растительный и животный мир.
Задачи:
- учить выделять цели учения;
- учить поиску и переработке информации;
- способствовать самовыражению;
- повышать мотивацию учения;
- стимулировать рефлексию;
- способствовать развитию критического мышления.
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие детей учителем. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! У нас сегодня необычный урок!
Постарайтесь показать, как вы умеете работать вместе дружно, слажено и быстро. Давайте улыбнёмся и передадим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.
2. Актуализация знаний. Стадия «Вызов». Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Каждый наш урок состоит из составных элементов. Это то, что мы знаем, что-то хотим узнать и то, что узнали нового на уроке (слайд 1). К этой таблице мы будем возвращаться на протяжении всего урока.
-Ребята, посмотрите на выставку книг. Кто же автор этих произведений?
( ... )
-Правильно. Это Антон Павлович Чехов.
показ портрета А.П. Чехова. (слайд 2)
-Какие произведения Антона Павловича Чехова вы читали?
(…)
-О чём эти произведения?
( о людях, о животных)
-Назовите жанр этих произведений.
( рассказы, повести)
- А ваши родители читают произведения А.П. Чехова?
(… моя мама читала…, мой папа…)
Для кого писал А.П. Чехов, если читали не только вы, но и взрослые?
(для детей и взрослых)
-Мы знакомились с творчеством этого писателя во втором классе.
-Кто помнит название произведения, которое мы читали?
(Весной)
-О чем он пишет?
( о природе)
-А более подробно о биографии А.П. Чехова подготовила нам Джумагазиева Диана. Давайте послушаем её.
(слайд 3-6)
А.П. Чехов много писал о людях, природе и о животных.
Итак, подведём итоги вашей работы. Мы «Знаем»:
(итог по презентации, что мы знаем)
(слайд 7)
- писатель
- жанры его произведений
- темы его произведений
- круг его читателей
-Что мы «Хотим узнать» сегодня на уроке?
(тему, жанр нового произведения, особенности нового произведения, о ком или о чем это произведение») (слайд 8)
-Где об этом можно узнать?
(В учебнике, справочниках, спросить у учителя, интернет и другие.)
-Я предлагаю вам узнать, как называется произведение, которое мы будем изучать, отгадав загадку:
Какая ширь здесь и приволье,
Куда ни глянь - полей раздолье,
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам,
Здесь суховеи любят петь,
-А зовётся это:
(слайд 9)
- Как вы думаете, почему автор написал произведение о степи?
( ответ детей …)
Вокруг города, в котором жил А. П. Чехов, простиралась необъятная степь. Он писал: «Степь я люблю и когда – то чувствовал себя в ней как дома».
3. Постановка проблемы.
-Что же такое степь?
-Чтобы узнать, что такое степь, кто живёт и что растёт в степи, вам нужно поработать в группах.
-Давайте проведём исследование и узнаем «Что такое Степь». Каждая группа выполнит своё задание.
-У вас на столах конверты. Прочитайте задания. В течение 2 – 3 минут найдите ответы на поставленные вопросы (задания отражаются на доске)
Найти изображение степи среди других пейзажей. Сформулируйте вывод: что такое степь с помощью справочника, словаря? (работа 1 группы)
Ученики. Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.
-Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылём.
Какие животные обитают в степи? (работа 2 группы в карточке на партах)
Ученики. Суслик, степной орел, ящерицы, богомол, тушканчики, хомяки, сайгаки.
Какие растения можно встретить в степи? (работа 3 группы с помощью гербария на партах)
Ученики. Ковыль, «Перекати-поле», тюльпаны.
Выбрать из предложенных «звуков» то, что можно услышать в степи (работа 4 группы в карточке на партах)
-Молодцы, вы справились с заданиями.
-Что помогло вам справиться с заданием?
(…) (слайд 10)
Природа степи очень близка с нашей, так как Астраханская область находится в зоне полупустынь, здесь мы можем наблюдать некоторых представителей флоры и фауны, что и в степи.
-Что, не читая, мы уже можем рассказать о произведении? Что мы знаем? Жанр? Автор? Где происходит событие, в какой местности.
-( это отрывок из повести, действие происходит в степи)
4. Первичное знакомство с произведением. Стадия «Осмысление».
Вы уже поняли, где происходит событие, описанное в произведении.
Словарная работа (слайд 11, 12)
-В произведение вам встретятся незнакомые слова:
ЗНОЙ – сильная жара
БАГРОВЫЙ – красный цвет, густого тёмного оттенка
ГРОЗА – бурное ненастье с громом, дождём, молнией
ФОСФОР – светящийся светлым светом минерал
ЯВСТВЕННО – хорошо различимый, ясный
РОГОЖА – грубая, плетёная ткань
ТЮК – большой мягкий перевязанный свёрток
ПОТЁМКИ – темнота, отсутствие света
ОГЛОБЛИ – в упряжи одна из двух круглых длинных жердей, укреплённая на повозке
ТОМИЛСЯ – мучился
-Кто сможет объяснить значение этих слов?
-Давайте на минуту закроем глаза и представим себе, что вы оказались в степи. Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.
(Прослушивание аудиозаписи.)
-Какие картины вы нарисовали? (Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота, дождь и т.д.)
(Учитель фиксирует опорные слова на доске)
-О чём же это произведение?
(О грозе.)
-Почему же называется «Степь»?
(Отрывок из повести. Действие происходит в степи.)
-О ком рассказывается в новом произведении, которое мы прочитали?
(о Егорушке…)
-Что хотели бы вы узнать о нём?
- Не возникли ли у вас вопросы к нему?
(Кто же такой Егорушка? Почему он оказался в степи? С кем? Куда направлялся?)
-Где об этом можно узнать? (В самой повести; в предисловии к книге.)
-Для этого вам необходимо самостоятельно или с помощью взрослых прочитать повесть «Степь».
6. Физминутка. (слайд 13)
Попробуйте представить, что вы оказались в степи. Присядем на корточки. Вы слышите приближение грозы, покажите жестами, движением. Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы. Чем ближе гроза, чем сильнее, тем выше мы поднимаемся. Кульминация – гром, хлопки в ладоши. Ветер. Движения руками. Послышались звуки музыки. Гроза успокоилась. Все сели на место.
7. Повторное чтение. Работа над текстом.
- Сейчас мы будем читать текст вместе. При чтении попробуем разделить текст на части и озаглавить их.
1.Чтение до слов «Вдруг рванул ветер» - 1 – часть.
– О чём говориться в этой части?
(приближение грозы.)
Что происходит в природе с приближением грозы?
(природа томилась, небо темнеет, поднялся ветер)
- Чьими глазами мы видим приближение грозы?
(Глазами мальчика Егорушки.)
- Найдите в этой части слова – глаголы, которые помогают нам ярче представить, почувствовать приближение грозы.
-Что автор говорит о молнии?
(осветила часть степи…)
-Что чувствовал Егорушка в этот момент?
(тревогу, страх, он перекрестился, стал быстро надевать пальто)
-Как можно озаглавить эту часть? (« Приближение грозы»)
(слайд 14)
2.Продолжаем читать и проследим, как усиливается дыхание грозы.-2-часть
(читает ученик 2 абзаца)
- Что помогает нам почувствовать силу приближающейся грозы?
( усиление ветра)
- Найдите слова, которые помогают нам оценить силу ветра?
(рванул, понёсся, закружился, дул, нёс с собой облака)
- Давайте прочитаем слова на доске (чтение про себя)
Ветерок
Ветер
Вихрь
Буря
Ураган
-Расположите их по степени увеличения силы. ( работа на доске)
- Произнесите эти слова медленно и протяжно.
- Что вы чувствуете в звучании этих слов?
- Как можно озаглавить эту часть? («Ветер»)
(слайд 15)
3. Продолжим читать, и узнаем как Егорушка ждал дождя. (читает ученик)- 3-часть
- На что надеялся Егорушка? (туча уходит мимо)
- Что увидел Егорушка, выглянув из – за рогожи? (колени не прикрыты)
- А теперь вспомните летний день. Начинается дождь. Крупные капли дождя падают на ваши ладони. Какие они? Что вы ощущаете, когда падают капли дождя?
- А как А. Чехов сказал о первых каплях дождя? Зачитайте.
-Какие глаголы использовал?
- Как можно озаглавить эту часть? («Ожидание дождя»)
(слайд 16)
8. Проверка восприятия.
Давайте, найдём (исследуем) те средства художественной выразительности, которые использует писатель для того, чтобы сделать текст ярким, образным и выразительным.
Какие средства выразительности вы знаете?
(Эпитеты, сравнения, олицетворение)
-Итак, вы сейчас выступите в роли исследователей и будете находить в тексте для определённого образа-явления природы то средство художественной выразительности, которое применил автор.
Найдите, кого «оживил» А. П. Чехов? Докажите текстом. (В результате выборочного чтения на экране выстраивается группа слов-образов: молния, даль, дождь, туча, ветер, рогожа, звёзды, облака пыли, вихри, перекати-поле, гром, чернота)
В результате групповой работы на экране появляется таблица:(слайд 17)
образ | олицетворение |
молния | бледная, фосфорическая полоска; мигнула, блеснула |
даль | почернела |
дождь | кто-то прошёлся по железной крыше…босиком; капля упала, другая поползла по руке. |
туча | надвигалась не спеша; большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. |
(слайд 18)
образ | олицетворение |
ветер | со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился; дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. |
рогожа | Встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. |
звёзды | звёзды ещё больше нахмурились |
облака пыли | спешили куда-то |
(слайд 19)
образ | олицетворение |
вихри | Вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо |
перекати-поле | около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как должно быть, им было страшно. |
гром | Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод |
чернота | Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём |
- Какой ещё приём помогает автору ярче показать свою степь?
(Это сравнение. Ребята зачитывают из повести сравнения.)
(слайд 19)
образ | сравнение |
молния | точно отразившись в зеркале, как будто кто чиркнул по небу спичкой |
даль | мигала бледным светом, как веками |
дождь | он (дождь) и рогожа как будто поняли друг друга, заговорили о чём-то быстро, весело и препротивно, как две сороки |
туча | Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне. |
- Зачем А.П.Чехов в свою повесть поместил так много образов? (Много образов, как бисер, сливаются в одну картину и дают нам яркое представление о степи.)
Художник рисует картину красками, а писатель? (словами)
5. | 8. Итог урока. Стадия «Рефлексия». Итак, возвращаемся к нашей таблице «Знаем. Хотим узнать. Узнали». -Можем ли мы уже ответить на вопросы, которые задали себе вначале урока? -Что же мы «Узнали» о новом произведении А.П. Чехова?
как художник красками, рисует картину грозы.) (слайд 21) –Что мы для себя открыли?
разная: только пробуждающаяся после зимы, сухая, жаркая, выжженная. А.П.Чехов нарисовал очень яркую картину грозы, сумел так правдиво её описать, что нам, читателям, было жутко. Мы всё очень живо представили: и природу, и небо, и Егорушку, и слышали дождь. -Чем же мы занимались сегодня?
отвечали на вопросы, сочиняли, анализировали, решали проблемы т.е. выполняли всё, что задумали. 9. Д/З – перечитать текст, выполните задание в рабочей тетради. Предлагаю вам провести самооценку по критериям: «5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно; «4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно; « 3» - не очень понравилась моя работа на уроке, поднимите руку те, кто за свою работу не поставил себе оценку; теперь те, кто поставил оценку «4»; теперь те, кто поставил оценку «5». Сами оценивают себя по критериям. Перед вами листочки бумаги, на которых записаны слова настроения. Прочитайте. -Какое настроение появилось у вас при чтении этого произведения? Почему? Отметьте с помощью этих слов, если желаете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Каштанка" А.П.Чехов 4 класс + презентация
Это первый урок по данной теме. Презентация является информационным и иллюстративным сопровождением урока....
Урок литературного чтения на тему А.П.Чехов "Ванька"
Тип урока: открытие новых знаний Цели урока: Продолжение знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;Работа над навыками чтения, вырабатывать умения работать ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
Цель: Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.Формировать навык осознанного и выразительного чтения.Учить анализи...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами», 2 класс, УМК 21 век
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми произведениями Антона Павловича Чехова и Александра Сергеевича Пушкина. Задачи:Образовательн...
Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь отвечать на вопросы п...
Разработка урока в 4 классе по литературному чтению по теме: "А.П. Чехов. "Мальчики"
Разработка урока в 4 классе по литературному чтению по теме: "А.П. Чехов. "Мальчики"...
конспект урока литературное чтение по теме "Ванька" Чехов А.П.
В данной публикации представлен конспект урока литературного чтения "Ванька "А.П.Чехов с целями и задачами....