Разработка урока в 4 классе по литературному чтению по теме: "А.П. Чехов. "Мальчики"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Разработка урока в 4 классе по литературному чтению по теме: "А.П. Чехов. "Мальчики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 4.
Учитель: Недбаева Светлана Викторовна
УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.
Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
Предметные:
1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;
2)обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя;
3) развить литературные способности:
- прогнозировать содержание текста;
- читать текст, понимать его содержание;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- относить произведение к жанру;
- обогащать словарный запас;
4) воспитывать целеустремленность.
Метапредметные:
- формулировать тему и цели урока;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);
-пользоваться словарями;
- оценивать результат работы.
Личностные:
1) проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека;
2) определять собственное отношение к поступкам героя;
3) восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя.
Ресурсы урока: учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; презентация к уроку по теме; тетради; карточки для определения названия произведения (для всех учеников), рефлексивный лист; географический атлас.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Чтение учителем наизусть:
“Невозможно без вниманья,
Получить образованье!”
(Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)
Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!
“Мы спокойны,
Мы внимательны.
- Сегодня на уроке новая тема, но произведение и его автора вы назовете сами, выполнив следующее задание.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Слайд. Назовите произведения авторов, что вам больше всех запомнились. М.Ю Лермонтов «…»
А.С.Пушкин «…»
А.П.Чехов «…» П.П.Ершов «….»
- Фамилию какого автора вы не назвали? Почему? (ответы детей)
- Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока. (Произведение А.П. Чехова).
-Теперь узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Для этого у вас на парте лежат карточки. Прочитайте задание и назовите произведение.
Назови слово:
В названии произведения первая буква в алфавите находится между «л» и «н», вторая – первая буква в алфавите, третья – стоит после «б», четвертая не обозначает звука, пятая – обозначает шипящий всегда мягкий звук, шестая буква – «и», седьмая – в алфавите перед «л», восьмая = шестой.
-Что получилось? Правильно. «Мальчики»
- Сформулируйте тему нашего урока.(А.П. Чехов и его произведение «Мальчики».)
Тему урока записываю на доске, а дети в тетради.
-Сформулируйте цель нашего урока,
Слайд. (На экране. Познакомиться с творчеством … и его произведением «…»; учиться правильно и … читать произведение; отвечать на … ; делить … на части.)
(Появляется цель урока).Познакомиться с творчеством А.П.Чехова и его произведением «Мальчики»; учиться правильно и выразительно читать произведение; отвечать на вопросы; делить текст на части.
III. Подготовительная работа.
- Приступим к работе.
Слайд.(Показ портрета А.П.Чехова)
1.Сообщение об авторе.
-Что вы знаете об авторе произведения?
Послушайте биографию автора по видеоуроку на диске DVD.
- Внимательно слушая, составьте план рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова. (Дети работают в тетради).
1.Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей.
Он родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. (Озаглавьте.)
2.Антон учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. (Озаглавьте).
3.Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. (Озаглавливаем).
4.Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.(Озаглавливаем).
- Проверим, какой план у вас получился. (Дети рассказывают, как они озаглавили каждый пункт плана).
2.Словарная работа.
- В новом произведении вам встретятся новые или малознакомые слова.
Слайд. Попробуйте объяснить значение этих слов.
розвальни кучер бизон
башлык джин пампасы флигель
сюртук Калифорния мустанги
полоскательная чашка самоеды урядник
(Выслушиваются сначала предположения детей, а потом учитель корректирует их предположения).
Слайд.
- Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком;
- башлык – суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;
- сюртук - длинный двубортный пиджак, обычно в талию;
Слайд .
-полоскательная чашка - блестящая металлическая миска для мытья чайной посуды.
- джин - английская водка;
- кучер- слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
- самоеды - северные народы;
- Калифорния - полуостров на западе Северной Америки в Мексике.
- бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;
- пампасы – южноамериканские степи;
- мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;
- урядник – низкий чин уездной полиции;
-флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
- Зная название и некоторые слова из произведения, какие ассоциации у вас возникли? Попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. ( Дети высказывают свои предположения «Мозговой штурм»).
IV. Первичное восприятие текста.
- Послушайте произведение А.П. Чехова «Мальчики» и определите, чьё предположение окажется более точным. (Учитель или подготовленные ученики читают текст произведения вслух, а ученики следят за чтением по учебникам).
V. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось ли вам произведение?
-Чьё предположение оказалось более точным?
- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, с небольшим количеством героев).
- Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните свой ответ.
- Какой фрагмент рассказа вам запомнился?
VI. Динамическая пауза.
VII. Закрепление нового материала.
1) Беседа по прочитанному тексту.
-Откуда приехали мальчики?
-Кто приехал к Королевым?
- Как сёстры относились к Володе?
-Что заметили сестры?
-Куда собирались сбежать мальчики?
-Удалось ли им сбежать?)
- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)
- Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.
(Володя – пухлый…
Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)
- А что вы можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный.
Володя – нерешительный.)
- Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)
2)Работа с географической картой.
- Проведем небольшую исследовательскую работу по группам. По карте (на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)
- Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?
3) Выборочное чтение.
- Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)
- Встреча после побега.(Прочитать)
- Можно ли так поступать?
- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?
4)Продолжение беседы.
- Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)
- А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)
- Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? - Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?
VIII. Итог урока. Рефлексия
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?
Перед вами «Рефлексивный лист» выберите ваш ответ.
- Сегодня я узнал(а)…
- Открытием для меня стало….
- Что мне захотелось сделать, почему…
- Работа в парах была успешной, почему…
- Эта работа помогла мне понять….
IХ. Домашнее задание.
Чтение текста.
Разделить текст на части и озаглавить .
Творческое задание: составить тест или кроссворд по данному произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков "Дуб и ветер"
Данную разработку можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока включена вводная беседа по теме "Ветер", тест по данной теме, п...
Урок во 2 классе по литературному чтению по теме "А. Гайдар. "Елка в тайге"".
Урок во 2 классе по литературному чтению по теме "А. Гайдар. Ёлка в тайге."...
Методическая разработка урока с презентацией по литературному чтению. 2 класс. "Школа России"
Конспект урока по литературному чтению с презентацией А.Введенский "Учёный Петя", "Лошадка"...
Конспект урока с презентацией по литературному чтению по теме "К.И.Чуковский. Телефон. Путаница."УМК "Школа России" 1 класс
Конспект урока с презентацией по литературному чтению в 1 классе (послеазбучный период) УМК "Школа России"...
Разработка урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "В.А.Осеева "Волшебное слово"
Урок знакомит детей с произведением В.А.Осеевой, формирует представление о добре и отзывчивости....
Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь отвечать на вопросы п...