Урок литературного чтения на тему А.П.Чехов "Ванька"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тенцова Наталья Владимировна

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цели урока:

  •  Продолжение знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
  • Работа над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • Развитие словарного  запаса, творческих способностей, памяти, мышления, интеллекта, грамотной доказательной речи;
  • Формирование гражданской и нравственной позиции учащихся, личностное отношение к окружающей действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr._uroka.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.12.14

Предмет:   литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний

Тема:  А.П.Чехов« Ванька»

Цели урока:

  •  Продолжение знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
  • Работа над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • Развитие словарного  запаса, творческих способностей, памяти, мышления, интеллекта, грамотной доказательной речи;
  • Формирование гражданской и нравственной позиции учащихся, личностное отношение к окружающей действительности

Формы организации : групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:  раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы;  

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

(самоопределение)

к      учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Первичное закрепление с  комментированием

Физминутка

Самостоятельная работа

Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами

2. Введение в тему урока.

- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое.

Портрет какого писателя вы видите? О чём писал Чехов?( о природе, о животных, о людях)

 

Чтобы узнать с каким произведением сегодня будем  знакомиться вам предстоит

разгадать кроссворд, тогда определим тему урока, но сначала нужная информация о жизни

писателя)

(Сообщения детей).

Кроссворд

 Как звали отца Антона Чехова?

  Где родился Антон Павлович Чехов?

 Под каким псевдонимом подписывался Чехов?

Сколько было детей в семье Чехова?

 В каком журнале было опубликовано первое произведение Чехова?

Где  построил дачу  А.П. Чехов?

(Ребята делают вывод сами.)

3. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька»

4. Первичное восприятие текста.

Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, портным, парикмахерам… О жизни одного из таких детей писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

(Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по листкам.)

5.- Я вам буду задавать вопросы, насколько вы были внимательны.

  • Как звали главного героя?
  • Сколько ему лет?
  • К кому он был отдан в ученье?
  • Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
  • Почему же Ванька не ложился спать?
  • В каком чувстве Ванька пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).
  • Как  автор  относится  к  герою? (Жалеет)
  • Почему  Чехов  назвал  рассказ  «Ванька»,  а не  «Ваня»  или  «Ванечка».

(К  простым  людям  в  годы  царизма   обращались  так  неуважительно,  чтобы  подчеркнуть  их    бесправное  положение  и   свое   господство  над  ними. )

  • Какие чувства испытали?
  • Что взволновало?
  • К какому жанру относится это произведение? (рассказ) Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

   6.- А теперь пришло время отдохнуть.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

7. .Работа в парах.(толкование слов) отметить знакомые слова

8.Работа в группах.(Каким представляете мальчика?)

9.Итог урока.

 Представьте, что вы  встретились с Ванькой. Что бы вы ему сказали?

(Сценка про двух почтальонов)

1). – Смотри, какой странный адрес!

2). – Дай, посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1). – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2). – Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1). – Да, ты прав. Завтра в эту деревню почту  Савелий Иванович везет. Он всё и выяснит.

Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)

Зажигаем звёзды

Зелёная звезда - мне было интересно

Жёлтая- скучно на уроке ,  красная - было сложно

 - Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 173.

Объясняют собственное понимание высказывания.

Уметь слушать и воспринимать информацию

Ставят учебную задачу урока.

Разгадывают кроссворд, опираясь на полученные знания.

Слушают учителя, следят за чтением

Отвечают на вопросы учителя после прочитанного.

Выполняют самостоятель-ную работу,

Высказывают своё мнение

Проявляют творческие способности

Анализируют собственную деятельность на уроке,

Мотивация к учебной деятельности.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности.

Умение сотрудничать с

учителем и сверстниками

Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Презентация к уроку литературного чтения по теме КВН "Литературные сказки"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе (УМК "Школа России") по теме КВН "Литературные сказки"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...