Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами», 2 класс, УМК 21 век
план-конспект урока по чтению (2 класс)

козлова софья рональдовна

     Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми произведениями Антона Павловича Чехова и Александра Сергеевича Пушкина.

      Задачи:

Образовательные: способствовать формированию усвоения содержания идеи произведений и авторской позиции.

Развивающие: содействовать развитию навыков правильного,  выразительного чтения; развитию умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и способствовать развитию речи, внимания, воображения, обогащению словарного запаса, монологической и диалогической речи.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства товарищества, аккуратности, усидчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_klass_umk_21_vek_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Технологическая карта урока литературное чтение

на тему: «А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами»»

Класс 2

(«Начальная школа XXI века»)

.

Технологическая карта урока

  1. ФИО:
  2. Класс: 2
  3. Дата:  
  4. Предмет: литературное чтение
  5. Тема: «А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами»
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: открытие новых знаний
  7. Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми произведениями Антона Павловича Чехова и Александра Сергеевича Пушкина.
  8. Задачи:

Образовательные: способствовать формированию усвоения содержания идеи произведений и авторской позиции.

Развивающие: содействовать развитию навыков правильного,  выразительного чтения; развитию умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и способствовать развитию речи, внимания, воображения, обогащению словарного запаса, монологической и диалогической речи.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства товарищества, аккуратности, усидчивости.

  1. Дидактические средства:

для учителя –  средства ИКТ (презентация);  демонстрационный материал, учебник.

для обучающегося – учебник

  1.  Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Время:1-2 минуты

 Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности

Приветствие.
Мотивация

Психологический настрой на учебную деятельность

-Беседа

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Валерьевна, сегодня урок  литературного чтения у вас проведу я.

Прозвенел звонок,

Начался урок,

Встали ровно, тихо сели,

На меня все посмотрели.

Здороваются

Проговаривают

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2

Определение темы и цели

Время:5-7 минут

Цель: пробное учебное действие, фиксирование затруднения (5-7мин) Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление

Портрет

Введение в тему

Беседа

Слайд

- Какой раздел вы изучали на прошлом уроке?
-Правильно. Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми.

Поэтому предлагаю выйти к доске и прочитать нам ваши стихотворения, которые вы подготовили.

Обсуждение и оценивание учащихся по критериям.


- Молодцы, а сегодня мы продолжим знакомиться с стихотворениями этого раздела

- Ребята, откройте страницу 99 и давайте посмотрим о каком произведении мы с вами сегодня будем говорить.
- Давайте поставим цель урока:

- Познакомиться с....


- Продолжать учиться....



- Какие произведения Чехова вы читали?

-Предлагаю вам послушать интересные факты из биографии А.П. Чехова.


Великий, талантливый русский писатель Антон Павлович Чехов. Блестящий драматург, академик и врач по профессии. Главным в творчестве Антона Павловича стало то, что многие его произведения стали великой классикой мировой литературы. А его пьесы играют в театрах всего мира. Родился будущий драматург в городе Таганроге в семье купца. С ранних лет Антон вместе с братьями был помощником своему отцу в его лавке. В детстве Чехов любил петь в церковном хоре, на церковных праздниках. Обучался маленький Чехов в греческой школе гимназии. Затем Антон Павлович продолжил своё обучение уже на медицинском поприще. Поступив в университет Москвы на медицинский факультет. После этого занимался врачебной практикой. В течение всего обучения Чехову пришлось всячески подрабатывать: в качестве репетитора, сотрудничал с журналами и писал краткие юморески. На первом курсе института Чехов дебютировал в печати. Тогда юный писатель послал в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.

В 1884 году были изданы рассказы Антона Павловича в книге «Сказки Мельпомены». Сегодня рассказы и пьесы А.П. Чехова знают, читают и любят во многих странах мира и в нашей стране. Любят их не только потому, что их интересно читать, но и потому, что , читая их, люди становятся благороднее, красивее, добрее.

Что вы запомнили, ребята?

Молодцы, ребята!

Весна, весна красная...

Ответы детей у доски.






..Новыми произведениями раздела, проиведением А.П.Чехова «Весной»;
..Читать правильно, выразительно.


Ответы детей.

Слушают рассказ о писатели.

Ответы детей.

(Антон Павлович Чехов является великим, талантливым русским писателем. Его пьесы играют во всех театрах мира. В детстве А.П. Чехов пел в церковном хоре.)

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3

Подведение к чтению. Проверка первичного восприятия

Время  5 минут

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения. Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения

-аудиозапись

Словарная работа.

Я вам прочитаю произведение “Весной” А вы внимательно слушаете и потом расскажите мне, какими словами Чехов описывает наступление весны.


Каой был воздух? Как светит солнце? Что стало с рекой? Давайте найдем эти описания в тексте и прочитаем их.

Какие слова вам были непонятны?

(Рассматриваем непонятные слова)

Колокольня — башня, на которой установлен один или несколько колоколов, обычно является частью церкви

Голубятня — помещение для домашних голубей, обычно находится на крыше, на чердаке дома.
Вселенная - весь мир.


- Как вы понимаете выражение “Речка уже проснулась и не сегодня-завтра оживет”, “Деревья голы, но уже живут, дышат”?

Верно, молодцы!



Дети слушают, затем отвечают.








Ответы детей.

(Колокольня — башня, на которой установлен один или несколько колоколов, обычно является частью церкви

Голубятня — помещение для домашних голубей, обычно находится на крыше, на чердаке дома.
Вселенная - весь мир.)

Дети объясняют.

(«Речка уже проснулась и не сегодня-завтра оживёт». Я понимаю это выражение так, что речка освободилась от льда, то есть она проснулась.

«Деревья голы, но уже живут, дышат». Я понимаю это выражение так, что деревья начинают цвести, они освободились от снега.)

Фронтальная

Индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4

Повторное чтение

 Время15 минут

Цель: организовать фиксацию затруднения, соответствие своих -действий. Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий

Повторное чтение детьми


Работа по тексту

А теперь давайте перейдем к следующему произведению. А с чем именно нам предлагает дальше ознакомиться учебник?

-Правильно. Давайте я вам его прочитаю а вы внимательно слушаете, представляете картину и затем ответите на вопросы.

- Какую картину вы представили?

Молодцы!

Стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами”.



Ответы детей.
(Я представил, как вся природа просыпается после зимы. Весеннее солнце светит ярко. Горы освободились от снега.)

Фронтальная

индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише. (присесть)

Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)

Выполняют физ.минутку

Фронтальная

6

Построение проекта выхода из затруднения.

(2-3 мин)

Цель для учителя: способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога.

 Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий

Знакомство с целевым заданием

- Как встречает весну природа?

Есть ли в тексте слова, вызвавшие у вас затруднения?

- Как Пушкин называет весну? Прочитайте.

Ребята, давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны?

Учитель вывешивает на доске карточки со словами:

Олицетворение

Эпитеты (для передачи настроения)

Повторы (используются поэтами)

Сравнение

Противопостваление

- С какой целью поэты применяют эти средства?
Верно.


Вешние лучи – весенние лучи солнца.

Потоплённые луга – луга, залитые талой водой.










(ученики перечисляют приёмы и приводят примеры)

Что бы ярче описать то, о чем пишут.

-Индивидуальная

-фронтальная

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

7

8

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

(10 мин.) Цель: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания. Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Обобщение.


А теперь прочитайте этот текст самостоятельно. Затем несколько человек выйдут к доске и прочитают нам его на оценку. А как  нужно читать данное произведение?

Даю на подготовку вам пять минут.

Если готовы то сядьте ровно и поднимите руку, чтоб я видела.

Выходите к доске. Давайте обратим внимание на критерии правильного чтения.

Давайте обсудим то как читали ваши одноклассники по критериям.

Дети читают про себя.

Это стихотворение надо читать с нежностью, спокойно.

Надо читать выразительно, эмоционально, соблюдать знаки препинания и паузы.

Дети читают у доски.

(Мнения детей, оценивают друг друга)

индивидуальная

Фронтальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4 мин.) Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Выполнение задания

Давайте сочиним свой рассказ о весне.

Сочиняют рассказ о весне.

Фронтальная групповая

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

( 3 мин) Цель для учителя: Способствовать организации самооценки работы обучающихся. Цель для обучающихся: Самооценка обучающимися собственной учебы.

Подведение итогов.

Беседа.

Слайд

Самооценка

Завершение

урока

- Вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.

- Что мы с вами сегодня читали?

Итак, давайте оценим свою работу.

Ладонь человека говорит о многом. Когда ладошка открыта, то человеку хорошо, радостно. А если сжата в кулак, то человеку плохо, он недоволен. Покажите свои ладошки. Как вы себя чувствуете?

Записываем домашнее задание.

Домашнее задание Стр. 100, Выразительно читать наизусть.

Урок окончен!

Мы читали стихотворения о весне.

А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами».

Выполняют рефлексию.

Записывают д.з.

Фронтальная

Индивидуальная

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;Предметные:учить дет...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока Литературного чтения "Антонио Вивальди "Времена года - Весна", Устное сочинение "Мелодии весеннего леса"" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование музыкально-творческой компетентности в процессе знакомства с музыкальным произведением «Времена года - Весна»; ознакомление учащих...