Тема | Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина» |
Цели
| Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением Н. М. Рубцова. «Тихая моя Родина» учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся. Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину. |
Планируемый результат | Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке. Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст. Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Литературное чтение. 4 класс. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова (2 часть) - электронная физкультминутка - лист самооценки - карточка для проверки д/з - карточки с пословицами - презентация к уроку -музыкальные фонограммы Оборудование: Мультимедийный проектор, нетбук, презентация. |
Организация пространства | парная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют для чего нужно выполнять эти правила. (Чтобы на уроке все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)
| - Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца. - Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? |
| Познавательные УУД формулирование познавательной цели Личностные УУД Жизненное самоопределение
|
2. Проверка домашнего задания. | Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу | - С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке? Как называется произведение, которое мы изучали ? (Прослушивается чтение наизусть 2-3 учеников). К кому автор обращается в последнем четверостишие? - Правильно. Многие поэты обращались к теме о родной земле. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:
заголовок | автор | жанр |
| А.А.Блок | Стихотв. | «Россия» |
|
| «Детство» |
|
|
| Роберт Бёрнс | Стихотвор. | «Берёзы» |
|
|
Взаимопроверка в паре. Чтение произведений наизусть. | Уметь работать в паре, находить определение понятиям.
|
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением НМ.Рубцова. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора.
| Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | 3. Введение в тему Просматривание слайдов со стихотворением о Родине, с иллюстрацией картины А.М.Васнецова «Родина» -Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? 4 Работа с пословицами. - Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь. Работа в группах. Найдите пословицу о Родине и объясните её смысл. 1. Родина-мать, умей за неё постоять. 2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха. 3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине – России. 5.Работа над смысловым значением слова «Родина». - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?(выслушиваются ответы детей). - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине: Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности. Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разные Поставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке. | Уметь работать в паре, находить определение понятиям.
| Познавательные УУД формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей; Личностные УУД профессиональное самоопределение |
III. Работа по теме. Актуализация знаний. Цели: - организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл.
| Работа с учебником. Учатся в группе работать с толковыми словарями в группах
Учатся находить главные и существенные признаки в определении.
Выполняют физминутку. Фрагмент песни «Букет» в исполнении А.Барыкина на слова Н.М.Рубцова | Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаков.
Организует работу с учебником.
Организует физминутку | Послушайте аудиозапись этого стихотворения Беседа по содержанию. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие впечатления оно у вас вызвало? - Как вы думаете в каком значении слово Родина употреблено теперь в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя родина»? Почему? Докажите. - в малом значении. - Какие чувства во время чтения стихотворения возникли у вас: радость, восторг, сожаление, грусть? Почему? - О чем это стихотворение?
Самостоятельное чтение стихотворения - Как автор стихотворения относится к малой родине? Подтвердите свое мнение строками из текста. - Назовите художественное средство, которое помогло поэту выразить свои чувства. (эпитеты)
-В тексте встретились новые слова: (читают) Работают в группах по словарям. Словарно - лексическая работа Обоз - группа повозок, перевозящих груз. Погост - сельское кладбище. Обитель - (устар.) монастырь - Проанализируйте строфическую организацию стиха.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение, поработайте над выразительностью чтения: выделите логические ударения, укажите паузы, обратите внимание на знаки препинания, подумайте, каким тоном читать это стихотворение.
-Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет держать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно прожить без таких вроде бы простых слов: Родина, родился, родители, родня, родной.
| Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанного текста; Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков Коммуникативные УУД учиться работать в группе Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Познавательные формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений. Цель: - проверить знание произведения по теме; умение работать самостоятельно.
| Работа по тетради
Самостоятельная работа | Организует работу в тетради | Выполнение упр. № 1. «Проталинки»
Учащиеся заполняют карточку для самостоятельной работы( общий анализ текста)
-Творчество Н.М.Рубцова незабываемо. Его замечательные лирические стихи не оставляют равнодушным человека. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас нашёл и прочитал как можно больше его произведений. Слайд. Песня «В горнице моей… | Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД Уметь работать в группе, самостоятельно выполнять анализ
|
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают работу группы и свою | Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | - Итак, о чем мы сегодня говорили? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Оцените свою деятельность на уроке: По листу самооценки (прил.)
Слайд |
| Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. РегулятивныеУУД Выделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. |
VI. Домашнее задание | Записывают домашнее задание. | Организует запись д/з. | Прочитайте задания на дом. Выберите то, что вам по силам. - Прочитать стихотворение 3 раза.
- Подготовиться к выразительному чтению.
- Выучить наизусть отрывок.
Слайд |
|
|