Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе.
Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Учитель Бизяева В.П.
Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с загадками о зиме; способствовать развитию речи, навыков эффективного чтения, творческих способностей. Развивать умение кодировать информацию, анализировать, определять опорную сеть, формулировать доминанту. |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: соотносить загадки и отгадки; получат возможность научиться: прогнозировать содержание раздела. Метапредметные: познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принимают образ «хорошего ученика» |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Компьютер , интерактивная доска, проктор (презентация), рисунки по теме «Зима. Зимние забавы детей», кусочки ваты и салфетки на партах. |
Этапы урока | Обучающие и развиваю-щие компонен-ты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный конт-роль | |||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоцио-нальная, психологическая и мотиваци-онная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; Чтобы в классе было тихо, Чтоб запомнился урок, Сядьте, дети, так, как будто Тихо падает … снежок. -Сядьте, пожалуйста, поудобнее, возьмите в руки кусочек ваты, закройте глаза. - Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Легкая, пушистая, красивая… -Что почувствовали, что представили. Откройте глазки. - Я желаю вам уюта, спокойствия, умиротворения на нашем уроке. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникатив-ные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдения учителя | |||||
2. Актуализация знаний | Речевая разминка | - Прочитайте плавно, певуче, медленно; быстро, шепотом; громко; выразительно. А в окно снежинки Мотыльками бьются, Тают, и слезинки Вниз по стеклам льются. | Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирова-ние знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания | |||||
3. Постановка учебной задачи | Беседа | Отгадайте загадки. Кто поляны белит белым, - Какие слова помогли отгадать загадку? ( Слайд 1) Жил я посреди двора, - Какие слова помогли отгадать загадку? Гуляю в поле, - Какие слова помогли отгадать загадку? ( Слайд 3) Я живу под самой крышей, (Сосулька) ( Слайд 4) - Какие слова помогли отгадать загадку? Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) - Какие слова помогли отгадать загадку? (Слайд 5) - Над чем мы будем работать на уроке? | Находят опорные слова Формулируют доминанту Отвечают на вопросы учителя Учиться отгадывать загадки с опорой на ключевые слова. | Фронтальная, индивидуальная | используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания | |||||
4.Первич-ное закрепле-ние с проговариванием в устной речи. Работа в группах. | -Вспомните признаки зимы. ( Слайд 6) -Назовите зимние месяцы. -Прочитайте пословицы о зимних месяцах. ( Слайд 7) -Прочитайте пословицы и поговорки о зиме. ( Слайд 8) -Чем вам нравится зима? ( Слайд 9) -Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этом разделе? -Чему мы научимся? -Чему мы будем учиться? -Прочитайте об этом в учебнике на с. 187. Сравните со своими ответами. Учитель читает статью к разделу. -Какие ассоциации возникают у мальчика со словом зима? (О чём он вспоминает, когда слышит слово зима?) -Чем стихотворение отличается от прозы? -Прочитайте про себя загадки на странице 189. Найдите стихотворные. -Какая загадка не является стихотворением? Почему? -Соответствуют ли рисунки загадкам? -Назовите правильные отгадки. -Что значит «серебром деревья убирает»? - А зачем вообще нужны загадки? - Это мы с вами постараемся выяснить. - Теперь поработаем в группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы должны сложить свой пазл– расширить свои знания о загадках. - Я предлагаю вам взять карточку, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного. В этом вам помогут ваши одноклассники. Надо послушать мнение каждого члена группы. Выбрать ответственного для выступления. | Отвечают на вопросы учителя. Читают пословицы. Читают ответы на вопросы. Слушают, отвечают на вопросы. Читают загадки, отвечают на вопросы. Работают с иллюстрациями учебника.
- Выступает один представитель от каждой группы. - Помогает отгадать загадки нам то, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это бывает неожиданное, необыкновенное, замысловатое. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирова-ние знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. | ||||||
Физминут-ка | Выполняют движения согласно инструкции. | Фрон-тальная. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выпол-нение движе-ний. | |||||||
5.Закрепление знаний и способов действий | Зимняя викторина | Организует работу с загадками. (Слайды 10, 11, 12, 13). | Отгадывают загадки в группах. В новой стенке, В круглом окне, Днём стекло разбито, К вечеру вставлено. (Прорубь) Две новые кленовые Подошвы двухметровые. На них поставил две ноги -И по большим снегам беги. (Лыжи) Белый дед, белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму Никто не поднимает. Весна придёт Он сам уйдёт. (Сугроб) Упрятались голышки В мохнатые мешки, Четверо вместе, Один на шесте. (Варежки) | Фронтальная, индиви-дуаль-ная. | Познаватель-ные: осуществляют смысловое чтение; структурирова-ние знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Уст-ные ответы. | |||||
6. Итоги урока. Реф-лексия | Обобще-ние получен-ных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставле-ние оценок | - Закончите предложения: • Я сегодня узнал... • Я научился... • Мне было интересно... Было трудно… -У вас на партах лежат салфетки. Покажите ваше настроение, состояние после урока: снежок – понравилось, без снежка – не понравилось. -Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Познаватель-ные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | ||||||
7. Домаш-нее задание | Инструк-таж по вы-полнению домашнего задания. | Сочинить 1-2 загадки о зиме. | Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Белый цвет 1.
Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати” - думать, рассуждать. “Гадание” - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это “задачка”, которую надо решить.
Подчеркните в тексте ответы на вопросы:
1. От какого слова произошло название “загадка”?
2. Для чего использовали загадку в древности?
Синий 2.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.
Ответьте на вопрос: С какой целью древние славяне придумывали загадки?
Жёлтый 3.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Ответьте на вопрос:-Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.
Красный 4.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
Найдите и подчеркните ответы на вопросы:
- Как в загадках описываются предметы?
Загадки.
В новой стенке,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
К вечеру вставлено.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги
-И по большим снегам беги.
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
Никто не поднимает.
Весна придёт
Он сам уйдёт.
Спрятались голышки
В мохнатые мешки,
Четверо вместе,
Один на шесте.
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»
Учитель Бизяева В.П.
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.
Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и животных....
Технологическая карта урока литературное чтение. 4 класс. Тема "Характерные особенности жанра басня".
Технологическая карта урока литературного чтения.4 классУчитель Кирилина Юлия Викторовна Тема урока: Характерные особенности жанра «БАСНЯ»Цель: создать условия для формирования умения отличать жа...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Тема:«В. Осеева «Волшебное слово»
Технологическая карта урока «В. Осеева «Волшебное слово»...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»Цели урока: познакомить с рассказом и творчеством Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения;Пла...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»Цели урока: ввести учащихся в новый раздел; познакомить с п...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«В.Лунин «Я и Вовка»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «В.Лунин «Я и Вовка»Цели урока: познакомить с произведением « Я и Вовка»Планируемые результатыПредметные: узнать о творчестве В. Лунина; познакомиться с...