Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Класс: 2
Тема урока: «М.М. Пришвин «Глоток молока».
Предмет: литературное чтение
Тип урока: изучение нового знания
Оборудования: проектор, компьютер, презентации.
Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;
2. Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
3. Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ.
4. Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, клип «Пропала собака», учебник, книги М. Пришвина, других писателей о животных,
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Время |
Орг. момент. Создание эмоционального настроя. | Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового. . Встаньте, ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости. Повернитесь к ним и кивком головы поздоровайтесь. - Я уверена, что урок у нас будет плодотворным. Мы впитаем в себя много нового, интересного и полезного. А чтобы у нас было хорошее настроение, давайте подарим друг другу добро. -А где у человека « живет» добро? (В душе). -Возьмите кусочек добра и поделитесь с ним со всеми сидящими в зале. | Эмоционально-образный и психологический настрой к уроку, самоопределение учащихся. | Личностные – внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные- нацеливание на успешную деятельность | 1 мин |
Мотивация к учебной деятельности. Постановка проблемы. | . Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. -Ребята посмотрите фильм и скажите о чем он. Звучит запись презентации «Пропала собака». - О чем песня, прозвучавшая в этом фильме? - Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы смотрели этот фильм? (Жалость) -По отношению к кому у вас возникло чувство жалости? - Почему нам жалко детей?( Потому что они потеряли любимого друга.) - А почему вам жаль собаку? (Собака окажется бездомной. Будет скучать по своему хозяину.) - Ребята, а у кого из вас есть четвероногие друзья? -Как вы к ним относитесь? | Предполагать, размышлять, анализировать, прислушиваться. Находят связь музыкальных произведений с темой урока, анализируют; ищут смысл, переживания музыкальных произведений; учатся бережному отношению к животным. | Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, поставленной проблемой. Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. | 3 мин |
Целеполагание. | - Эпиграфом нашего урока будут слова известного французского писателя. Давайте их прочтем. «Мы в ответе за тех, кого приручили» Слайд 1. «Эпиграф» - У нас урок литературного чтения. А чем мы обычно занимаемся на этих уроках? (Знакомимся с писателем, с новым произведениями). -- Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня? - Мы сегодня поговорим о взаимоотношениях людей и их питомцев. | Ребята предполагают тему и цели урока, отвечают на вопросы. | Личностные– самоопределение, побуждение к деятельности; Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
| 2 мин |
Этап знакомства с жизнью и творчеством писателя | Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Слайд 2. «Глоток молока» - А произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Глоток молока». -Откройте учебники на странице 45. - Кто его автор? Слад 3. «Портрет писателя». 2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Слайд 4. «Знакомство с биографией»
Слайды 5-6. «Творчество писателя» -Назови произведения, которые написал М.Пришвин. | Дети выступают в роли слушателей, эмоционально откликаясь на рассказы учителя. | Познавательные – учатся размышлять; учатся строить речевые высказывания. | 3 мин |
Этап первичного знакомства с произведением. Постановка проблемы. | Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Работа перед чтением. - Рассказ называется «Глоток молока». Как вы думаете, почему он так называется? – А сейчас послушайте этот рассказ и скажите, почему же М.Пришвин дал своему произведению такое название? Первичное чтение произведения. (Читает учитель) -Так почему же так назван рассказ? -Оправдались ли наши предположения? -В нашем учебнике нет иллюстрации к этому произведению, какую бы вы нарисовали картину? -Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Грусть ,жалость к собаке, уважение к хозяину) - К какому жанру относится это произведение? Почему вы так решили? ( Жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем) | Ученики слушают, размышляют, предполагают, анализируют, отвечают на вопросы. | Коммуникативные- сотрудничество в поиске и выборе правильного ответа. Регулятивные –учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Личностные- формирование нравственных качеств. | 3 мин |
Этап работы над содержанием текста. Словарная работа | Организация медленного "вдумчивого" чтения, диалога с автором через текст. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности. -Ребята, а теперь давайте еще раз прочтем по абзацам этот рассказ и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, чтобы определить как относились друг к другу герои . Вторичное чтение по абзацам. 1 абзац -Кто главный герой рассказа? -Что случилось с Ладой? -Почему собака не ела? (Она плохо себя чувствовала) -Как вы понимаете слово ОТВЕРТЫВАЛАСЬ? -Кого позвали к собаке? (Хозяина)
-2 абзац. -Что сказал хозяин когда пришел к собаке? (Надо поесть) - Как собака отреагировала на появление хозяина? - Что значит забила прутом? - Как вы думаете, каким человеком был хозяин Лады? (Добрым, отзывчивым) - Исходя из чего, мы делаем такой вывод? Как автор произведения помог нам понять это? ( Поведение, речь) Как понять выражение: ЖИЗНЬ ЗАИГРАЛА В ЕЕ ГЛАЗАХ? (Она стала веселее, почувствовала, что хозяин не бросил ее в трудную минуту) 3 абзац. -Что сказал хозяин своей собаке? (Кушай, Лада) - Каким голосом он говорил? (Спокойным, тихим, как бы уговаривая.) - Кто из вас сможет сказать эти слова так, как их говорил автор ? - Что сделала собака? (Начала лакать) - 4 абзац. - Как понять выражение: ЗНАЧИТ ЧЕРЕЗ МОЮ ЛАСКУ ЕЙ СИЛЫ ПРИБАВИЛОСЬ ? (Почувствовав заботу, она не могла отказать хозяину и начала лакать. ) -Как вы думаете, поправилась ли собака? Какие слова говорят об этом? (Последнее предложение) | Дети читают текст по абзацам, пытаются определить и показать переживания писателя Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы учителя.
| Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование читательских навыков: выразительное чтение, выборочное чтение. Познавательные – находить и выделять необходимую информацию(отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Коммуникативные - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль, выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения | 7 мин |
Физкультминутка | Проведение физкультминутки | Активно выполняют движения | Коммуникативные- проявлять активность в коллективной деятельности. | 2 мин |
Этап знакомства с новым литературоведческим понятием | Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи (главного смысла ) -Ребята, рассказ по объему небольшой, но нужно, как взрослые говорят, учиться читать «между строк», то есть догадываться о том , что хотел сказать автор. -Это значит, что мы должны научиться понимать, чувствовать то, что хотел донести до нас автор. В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?» - Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе? - Так что же помогло Ладе? (Ласка хозяина) - Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке. - Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).
| Слушают, анализируют, находят необходимую информацию. | Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор, выделять основную мысль произведения. | 3 мин |
Этап актуализации знаний |
Слайд 7. « Характеристика героев» - О ком из героев здесь говорится? Беспомощный –нуждающийся в помощи. Чуткий- понимающий Внимательный-заботливый, чуткий. -Ребята, от чьего имени рассказана эта история?(От имени автора) Организация коллективной работы. Слайд 8. «Творческая работа» - Подготовьте пересказ от имени Лады. Самостоятельное чтение рассказа.
| Учащиеся подбирают определения к героям, объясняют значение прилагательных. Работают в парах. (готовят творческий пересказ произведения). | Познавательные- выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Коммуникативные-применять правила делового сотрудничества Личностные:-самостоятельно организовывать свою работу. Формирование читательских навыков. | 3 мин |
Рефлексия. Оценка результатов деятельности. | Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Слайд 12 «Что узнал? Чему научился?» Сегодня на уроке Я узнал… Я научился …. Мне понравилось… Мне не понравилось… | Ребята делают выводы, подводят итог. | Познавательные - решение проблем. Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | 2мин |
Домашнее задание | Слайд 10. «Домашнее задание» -Сегодня, ребята, я задаю вам необычное домашнее задание. Вам нужно будет просмотреть дома мультфильм «Верните Рекса». А на следующем уроке пересказать его содержание. | Записывают домашнее задание. | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508901-1414488741.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс
Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-73885-1381150894.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-73885-1381150894.jpg)
Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР
Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-555061-1419269300.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль 2 класс
Технологичекая карта разработана по УМК "Перспектива"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/22/picture-1331904-1653240790.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/20/picture-1408030-1653080281.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/27/picture-1391863-1706351693.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...