Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Гладких Ольга Владимировна

Конспект  коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж".  Звук [И]. Буква И. При подготовке конспекта использовала пособие О.А. Ишимовой 

С.Н. Шаховской А.А. Алмазовой "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов" и тетрадь-помощницу " Развитие речи. Письмо".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедическое занятие190.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  коррекционного логопедического занятия

 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 и задержкой психического развития в 1 классе по теме:

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж".  Звук [И]. Буква И.

Цель: Развитие речевых и речемыслительных навыков. Обучение детей чтению и письму слов и предложений с буквой И.

Задачи:

  1. Учить чётко произносить звук И.
  2. Познакомить с печатным написанием буквы И.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Развивать устную речь.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, тетради, карандаши, разрезная азбука.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Закрепление правил работы в группе с использованием опорных картинок.

Правила речевого этикета.

2. Развитие речи. Работа с иллюстрацией.

Работа над лексическим строем речи:

- Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

D:\аттестация\2021_аттестация\логоп аттестация\зима.jpg

Вопросы по теме "Зима":

- Какое время года изображено на картинке?

- Какое время года было перед зимой? Какое будет после?

- Что изменилось в природе с приходом зимы?

- Назовите зимние месяцы. (назовите первый месяц, последний)

- Какие деревья вы видите на картинке? (береза, ель) Какая береза? Какая ель? Сравните  березу и ель.

Подбор слов противоположных по смыслу:

- зимой холодно, а летом...

- зимой пасмурно, а летом ....

-зимой день короткий, а летом...

-зимой небо темное, а летом ....

-зимой солнце тусклое, а летом...

Работа над грамматическим строем речи:

https://s.poembook.ru/theme/da/e2/72/9e0f78abfa0f97359304d57fb40d723a42be06e6.jpeg

1. Слово иней.

- Посмотри на картинку, составь предложение со словом иней.

2.  - восстанови порядок слов в предложении:

РЕКИ ОКОЛО НАМЕЛО СУГРОБЫ (выделенное слово должно быть первым)

3. Вставь пропущенные слова в предложения:

Снег лежит ...деревьях.

Снежинки кружаться ...лесом.

На реке лед....снегом.

4. Ответь на вопросы:

- зимой много чего?

- на  что падает снег?

- чем покрыта земля?

-что на реке подо льдом, снегом?

Фонетико-фонематическое развитие.

Послушай и скажи какие слова получаются: (после каждого слога делается хлопок, слоги произносятся четко)

лист(хлопок); и(хлопок) ней(хлопок); ти(хлопок) хо(хлопок); ря (хлопок) би(хлопок)  на(хлопок); кра(хлопок)  си(хлопок)  во(хлопок).

3. Физкультминутка.

Как на горке — снег, снег, (руки вверх)

И под горкой — снег, снег,( руки вперед)

И на елке — снег, снег, (Руки вверх - потрясли руками)

И под елкой — снег, снег, (Руки вперед - потрясли руками)

А под снегом спит медведь. ( сомкнули руки в кольцо над головой)

Тише, тише. Не шуметь!( палец к губам)

4. Работа по теме урока

- Отгадайте загадку:

"Что спряталось между зимой И весной?" (буква И)

Сегодня мы поговорим о букве И

Произношение слов со звуком И, определение позиции звука.

- Посмотрите на рисунки:

https://umochki.ru/images/stihi/derevya/iva.jpg            https://img1.pngindir.com/20180322/vrw/kisspng-autumn-leaf-color-tree-clip-art-green-leaves-5ab466816bd2c5.2354850615217721614417.jpg        https://berserkon.com/images250_/skates-clipart-cute-3.gif

- Назовите рисунки (ива, лист, коньки).

- Назовите звук, который слышится в каждом из этих слов (.И).

- Назвать слова еще раз, и подольше тяните звук И (ива, лист, коньки).

- Дайте характеристику звуку И. ( ответы детей)

- Как обозначаются схемы слов? ( В виде белых прямоугольников).

- Как изображается звук И в этих словах? (Красным квадратом).

Звук И в словах может находиться в начале, в середине, или в конце:

  • Назовите слово, где звук И находится в начале (ива). Обозначим его место на схеме слова.
  • Назовите слово, где звук И находится в конце (коньки). Обозначим его место на схеме слова.
  • Назовите слово, где звук И находится в середине (лист). Обозначим его место на схеме слова.

(Логопед показывает схемы на доске указкой, а дети выполняют работу на индивидуальных схемах.)

Место буквы в слове.

- Назовите изображённые предметы (ива, лист, коньки). Мы уже определили, что в этих словах звук И находится в начале, в середине и в конце слова. Поэтому буква И, как и звук находится в начале, в середине и в конце слова. (Логопед вызывает детей с тем, чтобы они показали схемы слов, которые подходят к названию каждой из картинок.).

Упражнения с разрезной азбукой.

Составление из букв по следам анализа звуковых рядов: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау.

5.  Итог.

- Дайте характеристику звуку.

- Чем буква отличается от звука?

- Почему мы называем звук И гласным?

- Как мы его обозначаем?

- Как звук И обозначается на письме?

- Чем различается звук и буква?

- Чем они похожи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Работа по сенсомоторному развитию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Оно служит основой познания мира, первой ступенью которого являе...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов на 2023 – 2024 учебный год

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Одежда». Уточнение артикуляции звуков [К] и [К’]. Буква К.

закреплять обобщающее понятие «одежда», уточнять представления об  одежде, учить различать ее по сезонам.- активизировать словарь;-  уточнить и закрепить произношение звука [к];-...