Рабочая программа курса"Умники и умницы(развитие речи)" по внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс) на тему
- "Умники и умницы" курс развития речи для 2 класса расчитан на 68 часов 2 раза в неделю по 2 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsyrazvitie_rechi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса «Умники и умницы (Развитие речи)»
Введение
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь».
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. В данном комплекте дан разнообразный практический материал по развитию речи учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку, развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные:
развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 2 ч. в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся:
научится:
- различатьмногозначные слова, омонимы,
омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Речь». Техника и выразительность речи.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Тематический план.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово ( 26 часов) | ||
Слово. Значение слова. | 2 | Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
Многозначные слова. | 2 | |
Омонимы | 2 | |
Омофоны, омоформы | 2 | |
Синонимы | 2 | |
Антонимы | 2 | |
Фразеологизмы | 6 | |
Пословицы | 2 | |
Загадки | 2 | |
Изобразительные средства языка. Сравнение. | 2 | |
Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 2 | |
Предложение и словосочетание (6часов) | ||
Связь между предложениями в тексте | 2 | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. |
Связь между частями текста | 2 | |
Работа с деформированным текстом | 2 | |
Текст ( 30 часов) | ||
Текст. Тема текста. Заглавие. | 2 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
Текст. Опорные слова. | 2 | |
Текст. Опорные слова. | 2 | |
Проверочная работа | 2 | |
План. Составление плана. | 2 | |
Виды плана | 6 | |
Редактирование текста | 2 | |
Типы текста. Описание | 4 | |
Текст – сравнительное описание | 2 | |
Типы текста. Повествование | 2 | |
Типы текста. Рассуждение | 4 | |
Культура общения ( 12 часов) | ||
Сочинение на тему «Мой выходной день» Редактирование текста. | 4 | Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям |
Повторение пройденного | 4 | |
Материал для КВН, викторин, конкурсов. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Рабочая программа курса «Умники и умницы» 3 класс
Рабочая программа курса «Умники и умницы» - составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой для 3 класса...
Примерная рабочая программа курса "Умники и умницы" 1-4 классы.
Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, разработанную О.Холодовой....
Рабочая программа курса "Умники и умницы.Развитие познавательных способностей"
Рабочая программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с испо...
Рабочая программа курса "Умники и умницы. Развитие познавательных способностей."4 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 класса
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часа (1час в неделю). Программа...
Рабочая программа курса "Пишу красиво и грамотно" 2 класс внеурочная деятельность
Предоставлен материал : рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Пишу красиво и грамотно" 2 класс...