Рабочая программа учебного предмета ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
рабочая программа по чтению (4 класс)
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie.docx | 118.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Козловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МС Протокол № 1 от « 28 » августа 2019 г. руководитель МС __________ Бутыркина Е.А. | Согласовано заместитель директора по УВР ________ Леликова О.Н. « 28 » августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор школы Титова Д.В. ___________ Приказ № 95 от «31 » августа 2019 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
на 2019-2020 учебный год
Леликова Ольга Николаевна – учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
с. Козловка
2019 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:
- осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
- полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Содержание тем учебного курса.
Былины. Летописи. Жития (9 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (17 ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (9 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (12 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе сейчас (7 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (6 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (3 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (10 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (6 ч) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (5 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (12 ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодичекие издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; ; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования
терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации
(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации, не менее 8—10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Тематическое планирование
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Класс 4
Учитель Леликова Ольга Николаевна
Количество часов по учебному плану 102 ч. в неделю 3 часа.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- примерной программы по литературному чтению;
- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ;
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год;
- положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
- авторской программы по литературному чтению авторов Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России».
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год.
Программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебник Литературное чтение. Родная речь: учебник для 4 класса начальной школы: сост. Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2014
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | ||||||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | По плану | По факту | |||||||||||||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |||||||||||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника, словарь | 1 | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. | |||||||||||||||||
Летописи, былины, жития (8 ч) | |||||||||||||||||||||||
2 | Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: | Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге | ||||||||||||||||||
3 |
Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Сравнивать былины и волшебные сказки | ||||||||||||||||||||
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 1 | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения | ||||||||||||||||||||
5 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | 1 | Выделять языковые средств выразительности. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. | ||||||||||||||||||||
6 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского | 1 | Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному. Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | ||||||||||||||||||||
7 | В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин | 1 | Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста отвечать на них. Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения. Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. | ||||||||||||||||||||
8 | Проект «Календарь исторических событий» Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Создавать календарь исторических событий. Различать жанры произведений. | ||||||||||||||||||||
9 | Внеклассное чтение. «Самые интересные книги прочитанные летом» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Чудесный мир классики (17 ч) | |||||||||||||||||||||||
10 | Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». | 1 | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Регулятивные УУД:
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Планировать работу на уроке. | |||||||||||||||||
11 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова. Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||||||||||||||||||||
12 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. | 1 | Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Характеризовать поступки героев Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. | ||||||||||||||||||||
13 | А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства Знать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев | ||||||||||||||||||||
14 | А.С. Пушкин «Туча». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | |||||||||||||||||||||
15 | А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» Авторское отношение к изображаемому. | 1 | |||||||||||||||||||||
16 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика героев, отношение к ним. ». Мотивы народной сказки в литературной | 1 | |||||||||||||||||||||
17 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана..Пересказ сказки. | 1 | Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Объяснять понятие «литературная сказка» | ||||||||||||||||||||
18 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение | 1 | Называть сказки А.С. Пушкина. Различать сказки народные и литературные. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||||||||||||||||||||
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | 1 | |||||||||||||||||||||
20 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев. | 1 | |||||||||||||||||||||
21 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа Характеристика главного героя Л.Толстого. | 1 | Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского | ||||||||||||||||||||
22 | Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал» | 1 | Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Делить текст на составные части, составлять его простой план. Называть особенности басни | ||||||||||||||||||||
23 | А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа. | 1 | Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова. Отличать рассказ от сказки. Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | ||||||||||||||||||||
24 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. | 1 | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | ||||||||||||||||||||
25 | Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». Внеклассное чтение. «Знакомство с книгами справочниками» | 1 | Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения | ||||||||||||||||||||
26 | Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь (9 ч) | |||||||||||||||||||||||
27 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Регулятивные УУД: Регулятивные УУД: | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы | Прогнозироватьсодержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать свое чтение. | |||||||||||||||||
28 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. | 1 | |||||||||||||||||||||
29 | А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении | 1 | |||||||||||||||||||||
30 | А.А. Фет «Бабочка».Ритм и интонация стихотворения Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения | 1 | |||||||||||||||||||||
31 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | 1 | Определять ритм стихотворения | ||||||||||||||||||||
32 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении | 1 | Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах | ||||||||||||||||||||
33 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 1 | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ | ||||||||||||||||||||
34 | Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь» Внеклассное чтение. Устный журнал «Обыкновенная биография в необыкновенное время» (Книги А.П. Гайдара и о Гайдаре) | 1 | Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать значение слова «строфа» | ||||||||||||||||||||
35 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Литературные сказки (12 ч) | |||||||||||||||||||||||
36 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» . В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои | 1 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||||||||
Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |||||||||||||||||||||||
37 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. | 1 | |||||||||||||||||||||
38 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ. | 1 | Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать | ||||||||||||||||||||
39 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. Герои литературного произведения. Главная мысль | 1 | Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям | ||||||||||||||||||||
40 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.. | 1 | Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев | ||||||||||||||||||||
41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. | ||||||||||||||||||||
42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои произведения. Авторское отношение. | 1 | Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст сказки. Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине | ||||||||||||||||||||
43 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | |||||||||||||||||||||
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении. | 1 | |||||||||||||||||||||
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование. | 1 | |||||||||||||||||||||
46 | Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки» Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.. | 1 | |||||||||||||||||||||
47 | Проверочная работа по разделу «Литературные сказки». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Делу время – потехе час (7 ч) | |||||||||||||||||||||||
48 | Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час» Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл. | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | |||||||||||||||||
49 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения. | 1 | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||||||||||||||||||
50 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение. | 1 | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко | ||||||||||||||||||||
51 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского | 1 | |||||||||||||||||||||
52 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | 1 | Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям | ||||||||||||||||||||
53 | Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час» Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | 1 | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | ||||||||||||||||||||
54 | Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Страна детства (6 ч) | |||||||||||||||||||||||
55 | Знакомство с названием раздела «Страна детства». Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему. Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||||||||
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | |||||||||||||||||||||||
56 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Особенности развития событий. | 1 | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||||||||||||||||||
57 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. | 1 | |||||||||||||||||||||
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | |||||||||||||||||||||||
58 | М.М. Зощенко «Елка». » Герои произведения Составление плана. Пересказ. | 1 | |||||||||||||||||||||
59 | Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства» Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение | 1 | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | ||||||||||||||||||||
60 | Проверочная работа по разделу «Страна детства». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь (3 ч) | |||||||||||||||||||||||
61 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении | 1 | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами | Регулятивные УУД: | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Определять тему, объединяющую разные | |||||||||||||||||
62 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях. | 1 | литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических | с целью, корректировать свою деятельность; | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. | |||||||||||||||||
63 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».
| 1 | потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | соответствии с этими критериями. | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | Сравнивать стихотворения разных поэтов. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | |||||||||||||||||
Природа и мы (10 ч) | |||||||||||||||||||||||
64 | Знакомство с названием раздела «Природа и мы» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка». | 1 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определить отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||||||||
65 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе | 1 | |||||||||||||||||||||
66 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. | 1 | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения Создавать небольшой устный текст на заданную тему Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | ||||||||||||||||||||
67 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя. | 1 | |||||||||||||||||||||
68 | М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе произведения. | 1 | |||||||||||||||||||||
69 | Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка. | 1 | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему | ||||||||||||||||||||
70 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 1 | |||||||||||||||||||||
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. | 1 | |||||||||||||||||||||
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ. | 1 | |||||||||||||||||||||
73 | Проверочная работа по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы». Внеклассное чтение. Знакомство с произведением А.Волкова «Волшебник изумрудного города» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||||||||||||||||||||||
74 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени | 1 | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности | Регулятивные УУД: | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||||||||||||||||
75 | С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении. | 1 | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) | ||||||||||||||||||||
76 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в лирическом стихотворении. | 1 | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Читать стихотворения выразительно. | ||||||||||||||||||||
77 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения. | 1 | |||||||||||||||||||||
78 | Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь». | 1 | |||||||||||||||||||||
79 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». Внеклассное чтение. Викторина по произведению А. Милн «Вини – пух и все-все-все…» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||||||||||||||||
Родина (6ч) | |||||||||||||||||||||||
80 | Знакомство с названием раздела «Родина». И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; | Регулятивные УУД: | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||||||||
81 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 | |||||||||||||||||||||
82 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение. | 1 | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | ||||||||||||||||||||
83 | Проект «Они защищали Родину» | 1 | Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения | ||||||||||||||||||||
84 | Обобщающий урок по разделу «Родина».Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | 1 | Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию | ||||||||||||||||||||
85 | Проверочная работа по разделу «Родина». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||||||||||||||||
Страна Фантазия (5 ч) | |||||||||||||||||||||||
86 | Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. | 1 | наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||||||||
87 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | |||||||||||||||||||||
88 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. | 1 | |||||||||||||||||||||
89 | Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия «Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | 1 | |||||||||||||||||||||
90 | Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||||||||||||||||
Зарубежная литература (12 ч) | |||||||||||||||||||||||
91 | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература» Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | 1 | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; | Регулятивные УУД: | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||||||||
92 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов. | 1 | |||||||||||||||||||||
93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | 1 | |||||||||||||||||||||
94 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. Словесное рисование. | 1 | Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||||||||||||||||||||
Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища | |||||||||||||||||||||||
95 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок | 1 | |||||||||||||||||||||
96 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. | 1 | |||||||||||||||||||||
97 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | 1 | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано | ||||||||||||||||||||
98 | С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | ||||||||||||||||||||
99 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | ||||||||||||||||||||
100 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг | 1 | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | ||||||||||||||||||||
101 | Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература». Урок-игра «Литературные тайны» | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения | - | |||||||||||||||||||
102 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||||||||||||||||
- | |||||||||||||||||||||||
Итого | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...