Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс)
Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_metodicheskaya_razrabotka_uroka_liter_slushaniya.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Методическая разработка урока литературного слушания
2.1 Пояснительная записка
Тип урока: комбинированный урок литературного слушания с элементами материала уроков окружающего мира, урок введения нового знания
Целевая аудитория: учащиеся 1 класса
Цели урока:
- Образовательные:
- включить учащихся в активную читательскую деятельность на уроке;
-познакомить учащихся с рассказамиЕ. Чарушина«Дятел с птенцами», «Утка с утятами»
- формировать читательские умения, используя виды работы:
- анализ сюжета
- работа с иллюстрациями
- формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение (автора и заголовок), тему и жанр произведения;
-расширить читательский кругозор учащихся
- Развивающие:
-обогащать речь, расширять словарный запас учащихся
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать самостоятельную деятельность учащихся;
-развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение
- Воспитательные:
- - воспитывать умение анализировать свою работу;
- формировать бережное отношение к природе, животным,
- воспитывать уважительное отношение к родителям, взрослым.
Планируемые результаты УУД:
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания.
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;
- уважительное отношение к творчеству известного русского писателя;
-умение определять положительный эмоциональный фон, принимать его, делиться с партнером;
-формирование потребности в ЗОЖ
-Регулятивные:
-организовывать свое рабочее место;
- умение предполагать, представлять результат своей деятельности
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;
- оценивать результаты своей работы
-планирование и принятие своей деятельности на уроке.
-Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
-Коммуникативные:
- устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в классе, группе;
- самостоятельно доносить свою мысль до окружающих;
- слушать, понимать и принимать речь окружающих;
- приводить аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждать её фактами;
- распределять роли в коллективе, а также принимать и соблюдать установленные правила коллектива.
Используемые технологии: на уроке используются элементы технологии сотрудничества, технологии проблемного обучения, технологии дифференцированного обучения, ИКТ-технологии и здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: методы устного контроля и самоконтроля, методы стимулирования интереса к учению.
Приемы: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная работа, релаксация.
Раздаточный материал: названия птиц, картинки птиц, схемы слов, листы для изготовления моделей обложек, план-схема составления рассказа-описания животного
Оборудование: ПК,мультимедиа-проектор,презентация PowerPoint, диапроектор
Учебно-методическое обеспечение:
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011
2.2 Технологическая карта урока
Этапы | Время | Деятельность | Прогнозируемые результаты | ||
Учителя | Учащихся | Предметные | УУД | ||
1. Организационный | 1 мин | Приветствует учащихся; включает учащихся в учебную деятельность; формирует самооценку готовности к уроку. | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Определить содержательные рамки урока; | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: -Умение слушать и слышать; Регулятивные: -организовывать свое рабочее место; |
2. Актуализация знаний | 2мин | Загадывает загадку про утку и дятла. Просит проанализировать и найти подходящие схемы слов. | Отгадывают загадки. Анализируют схемы слов со словами. | Отвечать на вопросы, находить обобщающие слова. | Коммуникативные: -Умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих |
3. Постановка проблемной ситуации | 2 мин | Задает дополнительные вопросы о жизни и повадках загаданных животных | Отвечают на вопросы Предполагают, где можно найти дополнительную информацию | Применять имеющиеся знания, строить связные высказывания. | Регулятивные: -Умение предполагать, представлять результат своей деятельности; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний; |
4. Самоопределение темы и целей урока | 1 мин | Предлагает детям определить тему и цель урока. | С помощью учителя определяют тему и цель урока. Выдвигают предположения о предстоящей деятельности. | Формулировать тему и цель урока. Разрабатывать план урока. | Регулятивные: -Планирование и принятие своей деятельности на уроке Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний |
5. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя | 3 мин | Рассказывает о знаменитом детском анималистеи писателе Е. Чарушине | Слушают информацию, делятся имеющимися знаниями о писателе. | Знакомиться с творчеством и жизнью автора при прочтении произведения | Личностные: - Уважительное отношение к творчеству известного русского писателя -расширение читательского кругозора |
6. Прослушивание произведения и сопровождение иллюстративным материалом | 3 мин | Предлагает группам прослушать произведения, и просмотреть кадры диафильма, сопровождаемые авторскими иллюстрациями | Слушают произведения, просматривают сопровождающие иллюстрации диафильма | Познакомить учащихся с некоторыми произведениями книги Е. Чарушина «Большие и маленькие» | Коммуникативные: -Умение слушать и понимать речь других |
7. Анализ произведения (обсуждение произведения, работа с иллюстрацией) | 4 мин | Организует работу по определению темы, характера произведений «Утка с утятами», «Дятел с птенцами», а также работу с иллюстрацией. | Участвуют в обсуждении прослушанного и просмотренного. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Формировать читательские умения, используя виды работы: -анализ сюжета; -работа с иллюстрациями. | Коммуникативные: - умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные: Умение на основе анализа делать выводы Личностные: -Умение определять положительный эмоциональный фон, принимать его, делиться с партнером |
8. Физпауза Прием: изображение повадок, движений животного | 1 мин | Предлагает учащимся показать движения и повадки животных | Демонстрируют движения животных, их повадки | Формировать умение анализировать прочитанное | Личностные: -Выражение положительных эмоций; -Снятие утомления, повышение внимания Коммуникативные: -Принимать и учитывать мнение окружающих |
9. Моделирование обложки книги Работа в парах | 6 мин | Включает учащихся в работу по моделированию. Организует работу по правильному называнию книги | Участвуют в групповой работе по моделированию обложки произведения. Под руководством учителя делают вывод. | Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение (автор и заголовок), тему и жанр произведения. | Личностные: - интерес к способу решения и общему способу действия; - развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Коммуникативные: -Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей и схемой; - Распределять роли в коллективе, а также принимать и соблюдать установленные правила коллектива. Регулятивные: -Умение выстраивать алгоритм действия и высказывания |
10. Зрительная гимнастика (Методика В.Ф. Базарного) | 1 мин | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | Личностные: -формирование потребности в ЗОЖ | |
11. Составление связного высказывания по готовому плану. Работа в группах | 8 мин | Предлагает группам распределить функции и организует работу по составлению связного высказывания о животном по готовому плану. (При необходимости предлагает повторное слушание произведения) | Распределяют функции и составляют связное высказывание по плану. Описывают животное. | Формировать умение описывать животное по плану | Познавательные: -Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; Коммуникативные: - Устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в классе, группе; - Распределять роли в коллективе, а также принимать и соблюдать установленные правила коллектива. Личностные: - интерес к способу решения и общему способу действия; |
12. Рефлексия | 2 мин | Предлагает проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке. | Учащиеся анализируют и оценивают свою работу на уроке и настроение (отличное, хорошее, не очень, устал и т. п.) Вспоминают различные этапы урока. Анализируют, что особенно хорошо получилось, что не совсем хорошо получилось и почему | Регулятивные: - Умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; -Умение оценивать результаты своей работы Коммуникативные: - -Умениепроявлять активность в деятельности. Личностные: -Развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. | |
13 Рекомендуемоедомашнее задание. | 1 мин | Предлагает учащимся совместно с родителями найти и прочитать остальные рассказы сборника | Задают уточняющие вопросы. | Знакомство с остальными рассказами сборника «Большие и маленькие» | Коммуникативные: -Умение использовать различные источники для получения информации и знаний совместно с родителями |
2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке
- методы устного контроля и самоконтроля, методы стимулирования интереса к учению, фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная работа, релаксация.
2.4 Текст методической разработки
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
На этом уроке вы будете работать самостоятельно и в группах, поэтому посмотрите на своих товарищей и улыбнитесь друг другу. Какое у вас сейчас настроение?
2. Актуализация знаний.
1. Ребята! Вы разделились на группы, сейчас я загадаю каждой группе загадки. Каждая группа внимательно слушает свою загадку и отгадывает ее.
Загадка 1.
У воды люблю селиться
Только я не рыба, - птица:
Крылья, клюв и хвост имею,
А еще – летать умею. (утка)
Загадка 2.
Кто в лесу деревья лечит:
Постучит - им станет легче? (дятел)
2. А теперь я дам для каждой группы схемы, а вы должны проанализировать их и выбрать подходящую для слова вашей группы.
(Для реализации дифференцированного подхода группе сильных учащихся можно предъявить вместо напечатанного слова картинку.)
3. Постановка проблемной ситуации
Вы помните, что на уроках окружающего мира мы с вами учимся составлять сообщение о животных, птицах и насекомых по плану. Как считаете, достаточно ли мы знаем, для составления такого сообщения?
Для того чтобы узнать больше о жизни дятлов и уток, я предлагаю вам сегодня ближе познакомиться с этими птицами.
4. Самоопределение темы и целей урока
Посмотрите на аппарат, который мы будем использовать на уроке. Как он называется? Для чего предназначен диапроектор?
Как вы думаете, что мы будем делать на уроке литературного слушания? О чем или о ком мы будем говорить?
Тема нашего урока: Рассказы и картины Е. Чарушина из книги «Большие и маленькие». В этой книге много рассказов о животных и их изображений. Сегодня мы послушаем рассказы о дятлах и утках, а также рассмотрим картины с их изображением.
Как вы считаете, чему мы научимся на уроке?
Сегодня мы научимся составлять рассказ-описание по об утках и дятлах.
5. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя
Евгений Иванович Чарушин знаменитый русский художник и писатель. Чарушин – один из самых любимых детьми художников. Он был лучшим художником-анималистом, то есть художником, который изображал животных. Равных ему не было. Но Евгений Иванович был и одним из тех добрых писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных. Чарушин писал рассказы и сказки о животных и сам иллюстрировал их. Искусство Евгения Чарушина доброе, человечное радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. (слайд 2)
Евгений Иванович родился более ста лет назад в старинном городе Вятке (сегодня –Киров). Все детство писателя прошло в тесном общении с природой. Мама Чарушина была любителем садоводом, а отец- художником-архитектором. В доме у Чарушиныхжиликошки, собаки, кролики, козлята и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых птиц и животных и всегда заботился о них. На день рождения отец всегда дарил мальчику книги о природе. Мальчик очень любил рисовать и часто помогал папе-художнику. Это и сыграло основную роль в становлении выдающегося русского писателя-анималиста.
Жизнь Евгения Ивановича Чарушина была пронизана любовью к природе, детям – человеческим и звериным, книги его наполнены яркими образами и красками. Чарушин известен во многих странах мира как детский писатель и иллюстратор,которого любили, любят и будут любить дети всех поколений.
6. Прослушивание произведения и сопровождение иллюстративным материалом
Ребята, только что я сказала, что Евгений Иванович очень любил детей человеческих и звериных. А как можно назвать звериных детей по-другому? (детеныши животных)
А теперь, вы можете прослушать два рассказа. Первая группа обращает особенное внимание на рассказ об утках, а вторая – о дятлах.
Слушайте внимательно. Мы будем обсуждать рассказы после прослушивания.
7. Анализ произведения
Обсуждение произведения
-Понравился ли вам рассказ?
- Кто главный герой рассказа?
-К кому обращается утка? Дятел?
-С какой интонацией обращается мама к своим деткам? Почему?
-Как вы думаете, какие чувства автор испытывает к своим героям?
Работа с иллюстрацией
Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию, которую нарисовал автор (слайд 3)
-Какое время года изображено? Как вы догадались?
Какая погода на картине?
Посмотрите на пень, и скажите, каким было дерево до того, как его срубили, молодым или старым? Как вы узнали?
8.Физпауза.
А сейчас я предлагаю отдохнуть и побыть немного артистами. Вы все прослушали стихотворения про уток и дятлов, и вы все немного знаете об этих птицах. А теперь представьте, что вы утки. Давайте подвигаемся как утки. Как ходит утка по земле? Как пьет водичку? Как ныряет на дно, чтобы достать тину или вкусных червячков? А как двигает головой дятел? Как стучит клювом по дереву? Как перебирает цепкими лапками по дереву? А как летает дятел?
Вы все помните, что в наших стихах мама обращаясь к своим деткам, учит их уму-разуму. Посмотрите друг на друга так, как мама смотрит на своих деток. Посмотрите друг на друга, как детки смотрят на свою маму. А теперь прижмитесь друг к другу, как детки прижимаются к маме.
9. Моделирование обложки книги
Сейчас мы будем изготавливать модель обложки произведения. Работать будем группами. Распределите роли, кто будет следить за временем выполнения задания, кто - изготавливать модель обложки, кто- выступать с презентацией модели обложки, а кто – оценивать вашу совместную работу.
Прежде чем начать работу давайте вместе вспомним, как нужно оформлять обложку.
Какими фигурами мы обозначаем жанр произведения? (Слайд 4)
Каким цветом мы обозначаем тему произведения? (Слайд 5)
Как оформляем модель обложки? (Слайд 6)
Итак, работа начинается. Это задание вы должны выполнить за 3 минуты. Приступайте.
Не забывайте, работая в группе, выслушивать друг друга, следить за временем и помогать друг другу.
(Учащиеся выполняют задание, учитель помогает ответственному следить за временем)
А теперь ответственные за презентацию книги, выйдите к доске, продемонстрируйте получившуюся обложку и расскажите о ней. Остальные могут сверить получившуюся обложку с моим образцом (Слайды 7, 8).
Оцените работу группы.
10. Составление связного высказывания по готовому плану
Ребята, сейчас вы будете снова работать группами. Каждая группа должна составить сообщение о своих птицах по плану, который мы используем на уроке окружающего мира для описания животных и их жизни.
Посмотрите на план-схему описания животного. (слайд 9)
А теперь, пользуясь планом, составьте рассказ-описание животного своей группы. Распределите роли, кто будет следить за временем выполнения задания, кто – составлять рассказ-описание, кто - выступать с готовым рассказом, а кто – оценивать вашу совместную работу. Это задание вы должны выполнить за 4 минуты. Приступайте.
Не забывайте, работая в группе, выслушивать друг друга, следить за временем и помогать друг другу.
10. Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок. Как вы считаете, мы смогли выполнить поставленные нами цели урока? Что вам особенно понравилось на уроке? Если мы с чем-то справились не полностью, то, как вы думаете, почему? Что бы вы сделали, не так, если повторить этот урок? Кому из вас захотелось прочитать следующие стихотворения книги «Большие и маленькие»?
11 .Постановка рекомендуемого домашнего задания.
Если вам интересно узнать о других животных и их детенышах, то найдите с родителями книгу Е. Чарушина «Большие и маленькие», и прочитайте остальные рассказы вместе. Как вы думаете, где можно найти эту книгу?
Спасибо всем за работу! (Слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Урок литературного чтения в 1 классе.
Урок литературного чтения по программе "Школа 2100" в 1 классе. Изучаемые на уроке призведения- стихотворения А. Барто «Разлука»,«Одиночество», Г. Граубина «Окн...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
Приемы развития адекватной самооценки у обучающихся младших классов на уроках литературного чтения
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...
Активизация познавательной деятельности у детей с ОВЗ на уроках литературного чтения
Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития....
Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Мой опыт на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Методическая разработка по развитию наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения»
У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образны...
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности у слабоуспевающих обучающихся 4 классов на уроках литературного чтения».
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...