О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Урок литературного чтения в 1 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Малышева Раиса Владимировна

Урок литературного чтения по программе "Школа 2100" в 1 классе. Изучаемые на уроке призведения- стихотворения А. Барто «Разлука»,«Одиночество», Г. Граубина «Окно», помещены в раздел "Наш дом".                                                   Урок построен в технологии деятельностного метода с применением ИКТ (презентация, ЦОР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 1 класс.

 Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ.                                                                                                                                                                                              Стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно».

Тип урока: ОНЗ

Цели:

-  формирование умения оценивать поступки людей;

– формирование умения разъяснять заглавие текста;

– формирование сознательного, правильного чтения;

– формирование умения различать рассказы и стихотворения.

Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Литературное чтение.1 класс. «Капельки солнца», презентация Microsoft  PowerPoint 2003;

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний.

-Веселый прозвенел звонок,                                                                                                                                       Мы начинаем наш урок.                                                                                                                                         - Вспомните, какой раздел мы изучаем на уроке литературного чтения? Слайд 1. (Наш дом)                                                                                                                                                                                   - О чем вы читали в этом разделе? (О дворе, о семье)  1 2 3 3  4  1                                                                                                                                                                                                                                              – Сегодня мы продолжим  работу с произведениями этой главы.                                                - Хотите узнать,  чьи тексты мы будем читать сегодня на уроке?                                                                                                                                                                        - Предлагаю вам отгадать фамилию автора. Замените данную букву предыдущей (вспомните алфавит) Слайд 2. На экране: В Б С У П (Барто)                                                                                                                                                      -Кто из вас хочет стать настоящим читателем?                                                                                                                    -А что для этого надо делать? (тренироваться в чтении)                                                                              - Проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.                                                        1. Упражнение в чтении. 3 1   2  4   1  7  1  3                                                                                 Работа в тетради (задание I.2  с. 22).

– Прочитайте 1-е предложение.                                            Слайд 3.

– Что это? (Чистоговорка.)

– Для чего мы учимся их читать? (Чтобы научиться четко произносить слова и соблюдать ритм)

– Прочитайте так, как мы читаем чистоговорки. (ритмично)

Далее работаем со 2-й и 3-й чистоговорками в паре.                                                                             – Кто хочет прочитать вслух?                                                                                                                                      –  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать? (О маме, о работе мамы по дому…)

  2. Работа с серией картинок (с. 86).                                                                                                         Пробное действие.                                                                                                                                         – Предлагаю вам прочитать, как помогали  своей маме Вова Колесников Рис. 1.и Катя Персикова Рис. 2.                                                                                                                                                        – Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме, спрашивает вас Петя Зайцев?...    (Ответы детей)                                                                                                                                                     – Вы уверены в своем ответе?.... (Нет, не уверены)                                                                                                                    – Кто поможет нам разобраться в этом? (книга)                                                                                         – Какую цель мы ставим сегодня на уроке? (Разобраться в том, что мы действительно делаем для мамы) – О ком мы будем читать? (О маме..)                                                                                     – Значит тема нашего урока…    (О детях и их родителях) Слайд 4. 

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

 Ι.  А. Барто «Разлука».  1   7  3  1   2   2   1   4  1  4

– Откройте учебники на с. 87.

1. Работа с текстом до чтения.

– Сегодня мы будем читать два текста Агнии Барто. Назовите их. («Разлука» и «Одиночество». Как вы понимаете эти слова? Слайд 5.

- К какому жанру отнесете эти произведения? Слайд 6.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 87, которую нарисовал художник к этому стихотворению.                                                                                                                                                     - Кто станет героем стихотворения? (Мальчик)

– Что можно рассказать об этом мальчике? (Он грустный,..)

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения детьми про себя.

– Где же мама героя стихотворения? (В г. Прилуки, в командировке)

– Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)

– Почему мальчику целый вечер нечем заняться? (Он тоскует о маме, ничего его не радует)

– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?

– Действительно ли всё это он делает для мамы? ((Нет, все это нужно ему самому)

– Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение: каким тоном, в каком темпе, громко или тихо?

 Выразительное чтение детей (2 чел.).

– Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке?

3. Работа с текстом после чтения.

– Найдите задание I.3 в тетради, с. 22.

– Что в нём нужно сделать?

– Выполните его в парах.

– Прочитайте слова, которые вы составили.

– Какие из них вам встретились в стихотворении «Разлука»?

А что каждый из вас может сделать для своей мамы? 

Ответы детей.

Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».

                                                                                               Слайд 7.

 ΙΙ. Г. Граубин «Окно». 1   7   1   2   2  3  1  4  1

1. Работа с текстом до чтения.

– Для подготовки чтения мы выполним задание I.4, с. 22 в тетради. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.)                                            Слайд 8.

–  А из чего она состоит?

– Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.)

– Прочитайте про себя.

– Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание?

– Прочитайте самое длинное предложение ещё раз.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение учителя (книги у детей закрыты).

Вопросы по содержанию:

– Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.)

– Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»? Ученики изображают.

– Когда встала мама, чтобы вымыть окно? ( «Поднялась чуть свет»)

– Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово?

(Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».)

– Откуда взялась «пара детских рук»?

– Почему маминым рукам «не осталось места»?

– Сколько детей помогали маме мыть окно?

– Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?

 Подготовка к выразительному чтению.

– Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.)

– Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.)

– Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение?

– Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».)

Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза).

3. Работа с текстом после чтения.

– Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.)                                                              – Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки на иллюстрации к стихотворению. Какие они?

Ответы детей.

– Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.)

– Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)

– Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно».

 ΙΙΙ.  А. Барто «Одиночество».  1  3  7  1   2   2   1  4  1

1. Работа с текстом до чтения.

– Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»?

Предположения детей.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты).

 Беседа по содержанию:

– Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома? (Он обиделся)

– Что чувствовал мальчик?

– Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик? Выборочное чтение

– На кого больше обижен мальчик? (На папу.)

– Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож... на кого? (На папу.)

– Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.)

– Чем собирается заниматься мальчик в лесу? Выборочное чтение

– Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.)

– Что же он хочет сделать?

– Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой?

– Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.)

– Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла?

Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением.

На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств.

– В каком темпе мы будем читать?

Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро.

– Любит ли мальчик одиночество? (Нет.)

– В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве?

(В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.)

– А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок?

– Значит, плохо всем?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

IV. Работа с цифровым ресурсом. «Расставь книги по полкам» На верхнюю полку  перетащи мышью книги со стихами, на нижнюю – с рассказами. «Одиночество», «Глупая история», «Разлука», «Сестра моя Ксения», «2 и 3», «Окно»

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) ) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) эстетическое воспитание.

ΙV. Итог. Рефлексия.

1. Познавательная   рефлексия     1  1   4  1  2 3  2  4  1                                                                                                                    - Вернемся к иллюстрациям на стр.86. Кто из ребят сделал маме приятное, помог ей? (Катя) Почему? 

Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями?

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать эти тексты?

2. Оценивание учебных успехов.  

-Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

 -Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

 -Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.

-Отметить учеников, которые помогли сформулировать цель урока и обозначить тему.

3. Самооценка. 4 

– Оцените свою работу с помощью светофора. Еще раз вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. (Ответы детей)

-Если вы усвоили то, о чем мы говорили сегодня на уроке, принимали активное уастие в обсуждении,  то покажите зеленый цвет. Если вы усвоили, но вам было  трудно самим понять, то покажите желтый цвет. Если вам было непонятно то, о чем мы  говорили, покажите красный цвет.                         Слайд 9.

 ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

V. Домашнее задание (по желанию).

– Подготовка к конкурсу: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, которое вам больше всего понравилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Программа: А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Класс: 4

Дата проведения: 22.02.2019 г.

Тема «ИВАН III » Учитель: Малышева Р.В.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с личностью Ивана III, раскрыть созидательную деятельность князя  для укрепления и развития государства в XV – XVI вв.; с освобождением Руси от монголо-татарского ига,  закрепления и углубления знаний об истории Московского Кремля;

способствовать формированию первоначальных умений поиска и анализа необходимой информации, развитию интереса к истории своей страны

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой; соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

описывать облик Москвы, узнавать ее достопримечательности.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru                     http://festival.1september.ru/articles/510944/

http://netedu.ru/node/8964

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер,  презентация к уроку, электронное приложение к учебнику  окружающего мира.

Портрет Иван III, иллюстрации Успенский собор, «Иван III разрывает ханскую басму», «Стояние на реке Угре», печать Ивана III, печатный материал для работы в группах.

Основные
понятия

Иван III, Московский Кремль, Государь всея Руси

Организационная структура (сценарий) урока

Стадии

Методические приемы

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

I стадия  

Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) 

Ключевые термины: Батый, 1237 год, Иван Калита, 1325-1340, Золотая Орда, Дмитрий Иванович, Мамай, 13 сентября 1380 г.,  Куликовская битва, Дмитрий Донской.

Выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.

внимательно выслушивает  их ответы 

-Наш урок проходит в рамках метапредметной недели «Миром правят числа» Слайд

-Как вы понимаете это высказывание древнегреческого философа и математика?

- Чаще всего с числами мы встречаемся на каком уроке?

- Посмотрите на эти числа. Слайд

- Что это за числа?

- Какой раздел мы изучаем на уроке окружающего мира?

-Вспомним пользуясь ключевыми словами пройденный материал.

- Пользуясь ключевыми словами, восстановите события истории Древней Руси.

-Как вы думаете, ребята, обрели русские земли полную независимость от Орды после разгрома Мамая?

-Дань тоже продолжали платить русские люди. Как вы думаете, а почему монгольское войско снова двинулось на русскую землю?

- Назовите тему урока, задачи, которые будем решать на уроке.

Актуализируют и обобщают имеющиеся знания по данной теме;

Высказывают свое мнение.

Работают с ключевыми словами. Восстанавливают главные события.

-Математики.

- Даты.

- Мы изучаем раздел «Страницы истории России».

- Враг был силен, набеги ордынцев продолжались.

Отвечают на  вопросы, высказывают предположения.

-Нашелся князь, который снова отказался от уплаты дани.

-Это Иван III, наверное.

Озвучивают тему.

- Иван III. Какую роль он сыграл для развития государства Российского.

II стадия

Осмысление содержания

(получение новой информации)

Таблица «Кто? Что? Кому? Когда? Где? Почему?»,

«Бортовые журналы»

Поддерживает  у обучающихся активность, выступает в роли консультанта.

-Открываем учебник, найдем годы правления Ивана Васильевича. Работаем  в парах на с.75.Заполняем таблицу:

Вопросы

Ответы

Кто?

Что?

Кому?

Когда?

Где?

Почему?

- Озвучиваем результат работы

-Итак, Русь освободилась от Орды. Какие задачи стояли перед Иваном III? Что он успел сделать? На эти вопросы вы попробуете ответить, работая в группах.

Получают новую информацию, осмысливают ее.

Заполняют бортовые журналы.

1 группа отвечает на вопрос:  Какие главные перемены на Руси произошли при Иване III?

2 группа отвечает на вопрос:   Как изменилась Москва при Иване III? Мансур работает индивидуально:

III стадия

  Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

Синквейн

Возвращает  учащихся к первоначальным записям – предположениям. Даёт творческое задание на основе изученной информации.

-Итак, кто же был тот человек, который осмелился не платить дань хану Золотой Орды?

- Чем еще он прославился?

- Составьте синквейн на тему урока.

- Какие темы можно взять? (Иван III , Москва)

Соотносят «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления

обобщают полученную информацию.

- Это был Иван III.

- Сложилось единое независимое государство (Россия). Правитель стал именоваться Государь всея Руси. Печать с двуглавым орлом, всадник  с копьем - начало истории герба России.  Возникли Соборы Московского Кремля появились: Успенский, Благовещенский, Архангельский Колокольня «Иван Великий»

Зачитывают творческие работы.

Иван III

Умный, дальновидный

Отказался, победил, построил

Русь при нем расширилась

Государь всея Руси!

Москва

Белокаменная, кирпичная

Собирает, перестраивается, привлекает

Город охотно посещают иностранцы

Столица!

Таблица №2

Какие главные перемены на Руси произошли при Иване III ?

Как изменилась Москва при Иване III?

Какие главные перемены на Руси произошли при Иване III ?

Как изменилась Москва при Иване III?

Сложилось единое независимое государство (Россия)

Кремлевские стены и башни из кирпича

Правитель стал именоваться Государь всея Руси

Выкопаны рвы вокруг кремлевских стен

Боярская дума-совет из знатных людей помогают управлять князю

Колокольня «Иван Великий»

Печать с двуглавым орлом, всадник с копьем - начало истории герба России

Соборы Московского Кремля появились: Успенский, Благовещенский, Архангельский

Таблица №1

Вопросы

Кто?

Что?

Кому?

Когда?

Где?

Почему

Вопросы

Ответы

Кто?

Иван III- умный и дальновидный  человек

Что?

Дань

Кому?

Хану Ахмату

Когда?

В 1480 году

Где?

На реке Угре

Почему?

Русские обстреляли ордынцев из луков и пушек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

урок литературного чтения 2 класс "Дети и война"

Конспект урока по литературному чтению, посвященный Дню Победы. на уроке изучаются рассказы военного времени, обсуждается жизнь детей на долю которых выпало бремя войны....

технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать вообр...

Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра» УМК «Перспектива»

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра» УМК «Перспектива»Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; вос...