Методическая разработка по развитию наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения»
методическая разработка по чтению
У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения». Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения задания. Задания предлагаются в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей и стимулирует активность в выполнении задания. Учащимся сложно работать с текстом, воспринимать прочитанное и отвечать на вопросы. Учащиеся коррекционной школы недостаточно активно осуществляют умственные действия, обеспечивающие решение наглядных задач. У них затруднено установление связей между предметами в конкретных ситуациях или действиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения». Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения задания. Задания предлагаются в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей и стимулирует активность в выполнении задания. Учащимся сложно работать с текстом, воспринимать прочитанное и отвечать на вопросы. Учащиеся коррекционной школы недостаточно активно осуществляют умственные действия, обеспечивающие решение наглядных задач. У них затруднено установление связей между предметами в конкретных ситуациях или действиями.
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерна малая динамичность образов, которая резко осложняет взаимодействие и соотносительный анализ предметов и представлений о них.
При умственной отсталости мыслительные процессы протекают на уровне единичных наглядных образов, что затрудняет выделение существенных признаков изучаемых предметов и явлений, а также приводит к недостаточному пониманию общего. Недоразвитие наглядно-образных представлений у умственно отсталых школьников вызвано ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью сформированности умственных операций и практических навыков, низким уровнем познавательной деятельности, бедностью словарного запаса.
Хотелось бы отметить, что представление – это визуальный образ объекта, который не влияет на чувства в данный момент. Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Представления основаны не только на памяти, но и на воображении. С помощью воображения человек создает в своем уме новые образы, способные значительно отличаться от всего, виденного ранее. Однако материал для создания новых образов – это всегда чувственные данные, взятые из прошлых представлений. Представления отличаются от восприятия меньшей степенью ясности и отчетливости. В то же время они более обобщены. При формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, интерпретации и их содержания. Представление, возникающее в сознании, часто вызывает появление других представлений, затем третьих и так далее. Так формируются все комбинации образов, которые связаны друг с другом. Такие комбинации называются ассоциациями – связями между образами, в которых появление одного из них влечет за собой появление других.
Индивидуальные различия в развитии наглядно-образных представлений умственно отсталых школьников необходимо учитывать в процессе их обучения с целью определений направлений и форм работы, способствующей выполнению различных по сложности мыслительных задач.
У умственно отсталых детей процесс развития наглядно-образных представлений замедлен. Их мышление длительный срок осуществляется преимущественно в наглядно-действенном плане и основывается на пробах и ошибках. Мыслительные операции остаются тесно связанными с внешними действиями.
У всех детей с интеллектуальными нарушениями прослеживается общее отставание в развитии наглядно-образных представлений. Тем самым при работе на уроках «Альтернативного чтения» требуются разные приемы работы для достижения результата.
Давайте рассмотрим один из приемов построения урока с целью развития наглядно-образных представлений при работе с текстом:
- Самостоятельное прочтение рассказа.
- Самостоятельное прочтение (3 балла);
- Читает, но путает буквы, необходима направляющая помощь (2 балла);
- Самостоятельно не читает, необходима постоянная помощь (1 балл).
- Чтение по очереди по одному предложению.
- Читает четко по очереди (3 балла);
- Часто сбивается, нужна направляющая помощь (2 балл);
- Самостоятельно не следит за очередью прочтения, необходима постоянная помощь (1 балл).
- Выделение главных героев.
- Самостоятельно выделяет всех главных героев (3 балла);
- Выделяет не всех главных героев, необходима направляющая помощь (2 балла);
- Путается в героях, необходима помощь учителя (1 балл).
- Письменные ответы на вопросы по тексту. (с помощью учителя)*
- Самостоятельно находит и записывает ответы на вопросы (3 балла);
- Находит ответы не на все вопросы, необходимы наводящие вопросы (2 балла);
- Самостоятельно не находит ответы на вопросы (1 балл).
*Вопросы подобраны таким образом, чтобы ученик мог списать ответ из предложения.
5. Создание мнемотаблицы. Текст от начала до конца разбивается на смысловые части. Главная мысль каждой части зарисовывается в квадратик. Что в дальнейшем помогает пониманию и пересказу текста. (с помощью учителя)
- Самостоятельно находит и зарисовывает главную мысль в квадратик (3 балла);
- Находит главную мысль с помощью наводящих вопросов. Зарисовывает самостоятельно (2 балл);
- Самостоятельно не находит и не зарисовывает главную мысль в квадратик, необходима помощь со стороны (1 балл).
6. Рисование иллюстрации к рассказу.
- Самостоятельно рисует иллюстрации к рассказу (3 балла);
- Необходима направляющая помощь при рисовании иллюстраций (2 балла);
- Самостоятельно не рисует иллюстрации, необходима помощь со стороны (1 балл)
7. Пересказ текста. (с помощью учителя)
- С помощью мнемотаблиц пересказывает текст (3 балла);
- С помощью мнемотаблиц и наводящих вопросов пересказывает текст (2 балла);
- Испытывает трудности при пересказе, необходима направляющая помощь (1 балл).
В ходе обучения и воспитания на уроках «Альтернативного чтения» у детей с интеллектуальными нарушениями увеличивается полнота мысленного анализа объектов, совершенствуются приемы наглядного мышления, повышается роль воображения, обнаруживаются значительные сдвиги в развитии способности к абстракции и обобщению, к конкретно-ситуационным формам мышления, к развитию элементов абстракции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста
Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...
Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики
Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...
Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.
Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями...
Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.
Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.Внутренний мир ребенка с проблемами в интелл...
Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»
За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...
Игры и задания на развитие словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями.
Недостатками речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими учеными (А.Р.Лурия, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, М.П.Кононова, В.Г.Петрова). Прежде всего, обнаруживается, ...
Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения
Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения...