Методическая разработка по развитию наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения»
методическая разработка по чтению

Пивняк Надежда Владимировна

У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения». Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения задания. Задания предлагаются в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей и стимулирует активность в выполнении задания. Учащимся сложно работать с текстом, воспринимать прочитанное и отвечать на вопросы. Учащиеся коррекционной школы недостаточно активно осуществляют умственные действия, обеспечивающие решение наглядных задач. У них затруднено установление связей между предметами в конкретных ситуациях или действиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения». Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения задания. Задания предлагаются в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей и стимулирует активность в выполнении задания. Учащимся сложно работать с текстом, воспринимать прочитанное и отвечать на вопросы. Учащиеся коррекционной школы недостаточно активно осуществляют умственные действия, обеспечивающие решение наглядных задач. У них затруднено установление связей между предметами в конкретных ситуациях или действиями.

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерна малая динамичность образов, которая резко осложняет взаимодействие и соотносительный анализ предметов и представлений о них.

При умственной отсталости мыслительные процессы протекают на уровне единичных наглядных образов, что затрудняет выделение существенных признаков изучаемых предметов и явлений, а также приводит к недостаточному пониманию общего. Недоразвитие наглядно-образных представлений у умственно отсталых школьников вызвано ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью сформированности умственных операций и практических навыков, низким уровнем познавательной деятельности, бедностью словарного запаса.

Хотелось бы отметить, что представление – это визуальный образ объекта, который не влияет на чувства в данный момент. Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Представления основаны не только на памяти, но и на воображении. С помощью воображения человек создает в своем уме новые образы, способные значительно отличаться от всего, виденного ранее. Однако материал для создания новых образов – это всегда чувственные данные, взятые из прошлых представлений. Представления отличаются от восприятия меньшей степенью ясности и отчетливости. В то же время они более обобщены. При формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, интерпретации и их содержания. Представление, возникающее в сознании, часто вызывает появление других представлений, затем третьих и так далее. Так формируются все комбинации образов, которые связаны друг с другом. Такие комбинации называются ассоциациями – связями между образами, в которых появление одного из них влечет за собой появление других.

Индивидуальные различия в развитии наглядно-образных представлений умственно отсталых школьников необходимо учитывать в процессе их обучения с целью определений направлений и форм работы, способствующей выполнению различных по сложности мыслительных задач.

У умственно отсталых детей процесс развития наглядно-образных представлений замедлен. Их мышление длительный срок осуществляется преимущественно в наглядно-действенном плане и основывается на пробах и ошибках. Мыслительные операции остаются тесно связанными с внешними действиями.

У всех детей с интеллектуальными нарушениями прослеживается общее отставание в развитии наглядно-образных представлений. Тем самым при работе на уроках «Альтернативного чтения» требуются разные приемы работы для достижения результата.

Давайте рассмотрим один из приемов построения урока с целью развития наглядно-образных представлений при работе с текстом:

  1. Самостоятельное прочтение рассказа.

  - Самостоятельное прочтение (3 балла);

  - Читает, но путает буквы, необходима направляющая помощь (2 балла);

  - Самостоятельно не читает, необходима постоянная помощь (1 балл).

  1. Чтение по очереди по одному предложению.

   - Читает четко по очереди (3 балла);

   - Часто сбивается, нужна направляющая помощь (2 балл);

   - Самостоятельно не следит за очередью прочтения, необходима постоянная помощь (1 балл).

  1. Выделение главных героев.

  - Самостоятельно выделяет всех главных героев (3 балла);

  - Выделяет не всех главных героев, необходима направляющая помощь (2 балла);

  - Путается в героях, необходима помощь учителя (1 балл).

  1. Письменные ответы на вопросы по тексту. (с помощью учителя)*

  - Самостоятельно находит и записывает ответы на вопросы (3 балла);

  - Находит ответы не на все вопросы, необходимы наводящие вопросы (2 балла);

  - Самостоятельно не находит ответы на вопросы (1 балл).

*Вопросы подобраны таким образом, чтобы ученик мог списать ответ из предложения.

       5. Создание мнемотаблицы. Текст от начала до конца разбивается на смысловые части. Главная мысль каждой части зарисовывается в квадратик. Что в дальнейшем помогает пониманию и пересказу текста. (с помощью учителя)

  - Самостоятельно находит и зарисовывает главную мысль в квадратик (3 балла);

  - Находит главную мысль с помощью наводящих вопросов. Зарисовывает самостоятельно (2 балл);

  - Самостоятельно не находит и не зарисовывает главную мысль в квадратик, необходима помощь со стороны (1 балл).  

6. Рисование иллюстрации к рассказу.

- Самостоятельно рисует иллюстрации к рассказу (3 балла);

- Необходима направляющая помощь при рисовании иллюстраций (2 балла);

- Самостоятельно не рисует иллюстрации, необходима помощь со стороны (1 балл)

7. Пересказ текста. (с помощью учителя)

- С помощью мнемотаблиц пересказывает текст (3 балла);

- С помощью мнемотаблиц и наводящих вопросов пересказывает текст (2 балла);

- Испытывает трудности при пересказе, необходима направляющая помощь (1 балл).

         В ходе обучения и воспитания на уроках «Альтернативного чтения» у детей с интеллектуальными нарушениями увеличивается полнота мысленного анализа объектов, совершенствуются приемы наглядного мышления, повышается роль воображения, обнаруживаются значительные сдвиги в развитии способности к абстракции и обобщению, к конкретно-ситуационным формам мышления, к развитию элементов абстракции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста

Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями...

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

       Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.Внутренний мир ребенка с проблемами в интелл...

Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...

Игры и задания на развитие словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями.

Недостатками речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими учеными (А.Р.Лурия, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, М.П.Кононова, В.Г.Петрова). Прежде всего, обнаруживается, ...

Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения

Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения...