Методическая разработка "Формирование читательской грамотности у слабоуспевающих обучающихся 4 классов на уроках литературного чтения».
методическая разработка по чтению (4 класс)
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Проблема.В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями среди обучающихся начальных классов общеобразовательных школ. Наиболее частыми являются задержка психического развития, что влечет за собой разнообразные речевые нарушения: общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сныткина Анастасия Валерьевна
Учитель начальных классов
ГБОУСОШ «О.ц.»с.Печинено
«Формирование читательской грамотности у слабоуспевающих обучающихся 4 классов на уроках литературного чтения».
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Проблема.В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями среди обучающихся начальных классов общеобразовательных школ. Наиболее частыми являются задержка психического развития, что влечет за собой разнообразные речевые нарушения: общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи.
При проведении диагностики обучающихся 4-го класса выявлен низкий уровень развития речеслуховой памяти, что оказывает значительное влияние на способность обучающихся воспроизводить, пересказывать прочитанное, а также низкий уровень развития устной речи, что сказывается на умении строить развернутые фразы.
Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке.
Цель работы: формирование читательской грамотности у слабоуспевающих учащихся через овладение различными приемами пересказа текста с использование различных видов пересказа при формировании читательской грамотности у слабоуспевающих учащихся 4 класса.
Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данной теме.
- Создать банк заданий для слабоуспевающих учащихся. ЕСЛИ СПРОСЯТ: Это наборы карточек -значков, подборка текстов к каждому этапу работы над пересказом.
- Использовать банк заданий для слабоуспевающих учащихся на уроках литературного чтения.
- Провести сравнительный анализ полученных результатов.
В основу своей методической идеи взяла методическое пособие Е.Пчелкиной
1. Формирование представления о понятии «значок».
2.Формирование представлений о «ключевых» словах.
- Выделение ключевых слов в словосочетаниях.
- Пересказ текста с выделением ключевых слов из предложений. (Например, предмет и действие)
- Пересказ текстов с выделением ключевых слов из текста.
Обратите внимание на слайд. Что вы видите?(ответы жюри)
Ваши ответы похожи потому, что вам знаком этот знак. Обычно дети легко овладевают умением отображать текст с помощью значков.
1 шаг является подготовительной работой. Умение оформлять информацию в формате значка или символа. Рисование символов или значков удобны, потому что это совершается быстрее, чем запись словами.
2 шаг. Формирование понятия «ключевое» слово, то есть такое слово, которое помогает понять, запомнить текст. На данном этапе мы с детьми учимся выделять слово из словосочетания. Пример: белая ромашка. Какое слово в этом словосочетании главное? Ответы детей разные, кто- то говорит ромашка, кто-то белая. Предлагаю детям закрыть глаза и представить что- то белое (ответы: стол, стул, парта и т.д.) Говорю детям, что стол и стул может быть не только белого цвета, а вот ромашка ТОЛЬКО белая. После чего дети изображают ромашку в форме значка тетрадях.
3 шаг.
На начальных этапах работы предлагаю детям выделить главное слово из простого предложения и обозначить его значком. Пример: Наступила в лесу зима. Выделяем главное слова «зима». Изображаем его схематично. В ходе работы постепенно подвожу детей к тому, что главное ключевое слово – подлежащее.
Задание для жюри
Прочитайте текст и выделите главные слова в каждом предложении с помощью значков.(3 минуты)
Наступила зима в лесу. Выпал белый пушистый снег. Зайка надел белую шубку. Мишка спит в берлоге.
Показываю правильный ответ.(как получилось с детьми)
4 шаг
Пересказ сложных текстов с выделением ключевых слов из частей текста.
. Работа ведется от простых текстов к сложным. Когда мы с детьми работаем над текстом, мы создаем последовательность значков, стрелочками указываем ход событий. Рассмотрим на примере рассказа «Про ёжика».
Шел ежик по лесной дорожке. Смотрит лежит красное яблочко. Взял ежик яблочко и пошел дальше. Шел, шел смотрит, лежит листок красивый. Взял ежик и листок. Принес еж домой свои находки и радуется.(вставить картинку)
При повторе пересказа (через 1-2 дня) сокращаем количество значков и оставляем только: ёжик, яблоко, листочек, дом.( показываю картинку)
А теперь предлагаю вам составить схему пересказа по рассказу К.Д. Ушинского «4 желания», поэтапно со стрелочками.
Четыре желания читать
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна.
Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.
Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень.
В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
5 шаг. Пересказ сложных текстов с выделением ключевых слов, обозначаемых значками и опорных слов из частей текста.
Значки несут мало информации в тексте повествования, поэтому дальше я дополняю схему опорными словами. В центре – подлежащее (значок),снизу – сказуемое(глагол – действие), сверху - второстепенный член предложения(несут особую смысловую нагрузку. Сначала схема подробная, потом постепенно мы ее сокращаем.
Вывод: на данном этапе мы достигли цели. При формировании элементов читательской грамотности выявлены следующие особенности обучающихся: низкий уровень развития устной речи, недостаточное развитие речеслуховой памяти, воображения, над которыми нам предстоит продолжить работу на уроках литературного чтения. Применение данной методики со зрительной опорой в виде символов или значков будет способствовать более качественному пересказу, способности воспроизводить более сложные развернутые фразы, увеличению темпа работы при воспроизведении текста. В дальнейшем я бы хотела рекомендовать использовать данные приемы, с моими учащимися, учителям основной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...
Приемы развития адекватной самооценки у обучающихся младших классов на уроках литературного чтения
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...
Формирование читательской грамотности в контексте требований ФГОС на уроках литературного чтения в начальной школе
Главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была ск...
Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...
Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира
Формирование читательской грамотности при работе с текстом...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...