план-конспект урока по чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

План конспект урока почлитературному чтению в 4 классе на тему " Родине". Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Цели:

          1. Обучающая.

              Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.

              Познакомить  с творчеством  русского  поэта С.Д. Дрожжина, раскрыть  смысл

               стихотворения « Родине», учить анализировать произведение через слова автора,

               выразительных средств. Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.

           2. Развивающая.

               Развивать навык  выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление,

               грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.

           3. Воспитательная.

               Воспитывать патриотические  чувства, любовь и уважение к Родине, к

               родному краю, бережное к нему отношение

Оборудование:

выставка рисунков детей « Моя  малая Родина»,  презентация к уроку, мультимедийный проектор

Вид  урока: изучение нового  материала.

Тип  урока:  комбинированный

Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство

Национальный региональный компонент: природа моей Родины.

                                                            Ход  урока.

1. Организационный момент. Проверка  готовности класса к уроку.

    Вступительное  слово учителя, эмоциональный аспект.

2.Речевая  разминка.

1)       И Э А О У Ы    1. Чёткое прочитывание

                                     2. Напугай –О-

                                     3. Спроси –А-

                                     4. Удивись – У-

                                     5. Расстроимся – Ы-

                                     6. Похвастайся – Э-

                               С логическим ударением.

2)Отрабатываем звук Р

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

- Отчитываем со скоростью

- С логическим ударением

Итог: Всё это нам пригодится сегодня на уроке

Эпиграфом к уроку взяла слова К.Ушинского:

“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”

- Как думаете, почему?

 

3. Проверка домашнего задания

-Что было задано на дом?

- О чём оно?

- По каким бы дорогам ты не шёл, везде встречаешь красоту просторы Родины

- Подбери синонимы:

Простор- ( ширь, даль, приволье, раздолье)

Родина- отчизна, отечество

-  Красоту родных просторов, ширь отражают и художники в своих картинах и композиторы в своих произведениях

Обращаемся к выставке детских рисунков «Родина бывает разная, но у всех она одна» (дом задание

- В какой стране мы живём? (Россия)

- Как раньше называли Россию? (Русь)

- Какой показывает Никитин Русь в своём стихотворении? Какие чувства возникают при чтении? (восторг, нежность)

-Чтобы передать эти чувства какие средства выразительной речи использует поэт? (тон: нежный ласковый, иногда восторженный; темп: медленный, протяжный- показывающий ширь, просторы; громкость- обычная)

Попробуем используя эти средства передать чувства поэта

Читают 2-3 человека (анализируем)

- Пословицы:

 

Родина-мать, умей за неё постоять. 

Слово не воробей, вылетит- не поймаешь. 

Землю красит солнце, а человека труд. 

Старый друг лучше новых двух.

- Какая наиболее подходит к стихотворению? Объясни смысл

-Составляем синквейн к словам  Родина и мама ( в парах)

Родина                                                                              мама

  1. Великая, прекрасная, могучая                                  1. Добрая, нежная, любимая
  2. Заботится, оберегает                                                  2. Заботится, любит
  3. Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.       3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  4. Мама, леса, поля, мир                                               4. Солнце, любовь, мир

Итог:

Русь-Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине.

Физминутка.

    По  родному  краю

    Дружно  мы  шагаем. ( Марш на месте.)

    Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.)

    Слева  находится лес. ( Поворот.)

    В таком  лесу  полно  чудес.

    Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

    Филин  крыльями  машет. Ух!

    Аж  захватывает  дух!  ( Махи  руками.)

4. Изучение  нового  материала.

- Продолжаем работать с произведениями «Поэтической тетради». Сегодня произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»

Биография поэта. ( Рассказывает ученица с ранее подготовленным материалом, рассказ сопровождается слайдами.)

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель, пояснить)  грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону  было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело  быть на чужой  стороне.

Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.

6. Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».

   Образ  Родины- один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворением - Прочти название стихотворения

- Кому, чему посещается?

-Как думаете о чём мог писать поэт ( прём « Предположение» «Корзина идей»)- на листочках

- Я прочту, посмотрим оправдались ли наши предположения?

Чтение учителем (наизусть)

- Так о чём пишет поэт?

7.Работа над произведением

А)Чтение-«разведка» (пометки)

- Прочти отметь непонятные слова, выражения

Молитвенно- когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое

Чарующий (простор)- прекрасный, великолепный

Приветных (деревень)- гостеприимные, рады гостям

- Какие чувства испытывает поэт к Родине? (любовь, нежность)

Однокоренные слова к слову Родина- родной…. А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки

- Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие? ( эпитет, метафора, гипербола, олицетворение)

- Попробуй найти их в произведении

Б)   - Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием:

1. – Где Родина поэта? ( у берегов Волги)

     -Объясни строки «стою недвижим я»

2.    - Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками ( поля, озёра, леса, луга, деревни…)

3.     –Когда более красивой находит поэт Родину?

       

        - С чем сравнивает приход весны? Почему?

4    . –Чем восхищается поэт?

       

       - А когда труд приносит радость?

       - Каким поэт называет труд? Как понимаешь? ( на благо народа, на своё благо)

5.    – Что значит грудь наполняется восторгом?

     

      - Когда поэт испытывает наибольший восторг? ( когда наедине)

      - Что значит «наедине»

6.     –Что слышит поэт? (голос Родины)

       - А в чем он проявляется? ( в шелесте)

       - А какие ещё голоса у Родины?

7.   – А что видит поэт? ( мощь, силу, красоту)?

     - В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину)

        - Какой называет Родину? ( великой, святой)

       - Объясни (необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая)

В)   Работа над средствами выразительной речи

Пробуем передать чувства, настроение поэта

Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.

-Как будем читать? (спрашиваю 1 человека)

Г) Работа с иллюстрацией стр 134-135

- Кто по вашему изображен? Где?

- Что видит? Что слышит?

- Какие краски использует художник?( теплые, нежные)

Итог:

Поэт использовал тёплые нежные слова о Родине и художник тоже использует нежные, тёплые краски.

- Подпиши словами стихотворения иллюстрацию

8. Сочинение- миниатюра (эссе)

Много тёплых слов посвятил Дрожжин своей Родине.

- А что для вас Родина?

На доске:

Родина…для меня – это…..

Анализируем 3-4 работы

9. Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока. 

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма.
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.

10. Итог урока

Вы много говорили нежных слов о Родине, о том, какая она великая и могучая, о том что нужно любить её.

Мне хочется, чтобы эти слова не остались пустыми. Сейчас ваша главная задача учиться, вырасти умными, смелыми, ведь именно от вас зависит,  какой будет наша Родина в дальнейшем

  1. Домашнее задание   1. Читать выразительно стр 133-135    2. Письмо поэту

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.

Отзыв                              на открытый урок по ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...