план-конспект урока по чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)
План конспект урока почлитературному чтению в 4 классе на тему " Родине". Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
Цели:
1. Обучающая.
Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.
Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, раскрыть смысл
стихотворения « Родине», учить анализировать произведение через слова автора,
выразительных средств. Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.
2. Развивающая.
Развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление,
грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.
3. Воспитательная.
Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к
родному краю, бережное к нему отношение
Оборудование:
выставка рисунков детей « Моя малая Родина», презентация к уроку, мультимедийный проектор
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство
Национальный региональный компонент: природа моей Родины.
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Вступительное слово учителя, эмоциональный аспект.
2.Речевая разминка.
1) И Э А О У Ы 1. Чёткое прочитывание
2. Напугай –О-
3. Спроси –А-
4. Удивись – У-
5. Расстроимся – Ы-
6. Похвастайся – Э-
С логическим ударением.
2)Отрабатываем звук Р
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
- Отчитываем со скоростью
- С логическим ударением
Итог: Всё это нам пригодится сегодня на уроке
Эпиграфом к уроку взяла слова К.Ушинского:
“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”
- Как думаете, почему?
3. Проверка домашнего задания
-Что было задано на дом?
- О чём оно?
- По каким бы дорогам ты не шёл, везде встречаешь красоту просторы Родины
- Подбери синонимы:
Простор- ( ширь, даль, приволье, раздолье)
Родина- отчизна, отечество
- Красоту родных просторов, ширь отражают и художники в своих картинах и композиторы в своих произведениях
Обращаемся к выставке детских рисунков «Родина бывает разная, но у всех она одна» (дом задание
- В какой стране мы живём? (Россия)
- Как раньше называли Россию? (Русь)
- Какой показывает Никитин Русь в своём стихотворении? Какие чувства возникают при чтении? (восторг, нежность)
-Чтобы передать эти чувства какие средства выразительной речи использует поэт? (тон: нежный ласковый, иногда восторженный; темп: медленный, протяжный- показывающий ширь, просторы; громкость- обычная)
Попробуем используя эти средства передать чувства поэта
Читают 2-3 человека (анализируем)
- Пословицы:
Родина-мать, умей за неё постоять.
Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.
Землю красит солнце, а человека труд.
Старый друг лучше новых двух.
- Какая наиболее подходит к стихотворению? Объясни смысл
-Составляем синквейн к словам Родина и мама ( в парах)
Родина мама
- Великая, прекрасная, могучая 1. Добрая, нежная, любимая
- Заботится, оберегает 2. Заботится, любит
- Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Мама, леса, поля, мир 4. Солнце, любовь, мир
Итог:
Русь-Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине.
Физминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.)
Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.)
Слева находится лес. ( Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! ( Махи руками.)
4. Изучение нового материала.
- Продолжаем работать с произведениями «Поэтической тетради». Сегодня произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
Биография поэта. ( Рассказывает ученица с ранее подготовленным материалом, рассказ сопровождается слайдами.)
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель, пояснить) грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне.
Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.
6. Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».
Образ Родины- один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворением - Прочти название стихотворения
- Кому, чему посещается?
-Как думаете о чём мог писать поэт ( прём « Предположение» «Корзина идей»)- на листочках
- Я прочту, посмотрим оправдались ли наши предположения?
Чтение учителем (наизусть)
- Так о чём пишет поэт?
7.Работа над произведением
А)Чтение-«разведка» (пометки)
- Прочти отметь непонятные слова, выражения
Молитвенно- когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое
Чарующий (простор)- прекрасный, великолепный
Приветных (деревень)- гостеприимные, рады гостям
- Какие чувства испытывает поэт к Родине? (любовь, нежность)
Однокоренные слова к слову Родина- родной…. А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки
- Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие? ( эпитет, метафора, гипербола, олицетворение)
- Попробуй найти их в произведении
Б) - Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием:
1. – Где Родина поэта? ( у берегов Волги)
-Объясни строки «стою недвижим я»
2. - Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками ( поля, озёра, леса, луга, деревни…)
3. –Когда более красивой находит поэт Родину?
- С чем сравнивает приход весны? Почему?
4 . –Чем восхищается поэт?
- А когда труд приносит радость?
- Каким поэт называет труд? Как понимаешь? ( на благо народа, на своё благо)
5. – Что значит грудь наполняется восторгом?
- Когда поэт испытывает наибольший восторг? ( когда наедине)
- Что значит «наедине»
6. –Что слышит поэт? (голос Родины)
- А в чем он проявляется? ( в шелесте)
- А какие ещё голоса у Родины?
7. – А что видит поэт? ( мощь, силу, красоту)?
- В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину)
- Какой называет Родину? ( великой, святой)
- Объясни (необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая)
В) Работа над средствами выразительной речи
Пробуем передать чувства, настроение поэта
Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.
-Как будем читать? (спрашиваю 1 человека)
Г) Работа с иллюстрацией стр 134-135
- Кто по вашему изображен? Где?
- Что видит? Что слышит?
- Какие краски использует художник?( теплые, нежные)
Итог:
Поэт использовал тёплые нежные слова о Родине и художник тоже использует нежные, тёплые краски.
- Подпиши словами стихотворения иллюстрацию
8. Сочинение- миниатюра (эссе)
Много тёплых слов посвятил Дрожжин своей Родине.
- А что для вас Родина?
На доске:
Родина…для меня – это…..
Анализируем 3-4 работы
9. Рефлексия.
-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.
Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма.
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.
10. Итог урока
Вы много говорили нежных слов о Родине, о том, какая она великая и могучая, о том что нужно любить её.
Мне хочется, чтобы эти слова не остались пустыми. Сейчас ваша главная задача учиться, вырасти умными, смелыми, ведь именно от вас зависит, какой будет наша Родина в дальнейшем
- Домашнее задание 1. Читать выразительно стр 133-135 2. Письмо поэту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.
Отзыв на открытый урок по ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...