План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Отзыв
на открытый урок по литературному чтению во 2классе «Б»
по теме И. А. Бунин «Листопад».
Учитель: Спиридонова Г. С.
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: И. А.Бунин «Листопад» проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием и графиком проведения открытых уроков в рамках ШМО. Он построен с учётом дидактических принципов развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.
Учителем были определены следующие цели:
образовательные: учить второклассников соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов, продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Личностные и коммуникативные: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи.
В ходе урока просматривался высокий уровень подготовки учителя и чётко поставленный план изучения данной темы. Была поставлена цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме путешествия в мир красок и звуков осени и ИКТ - технологии. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. На уроке была создана благоприятная обстановка. В ходе урока дети правильно сделали анализ стихотворения и вывод о том, как важно видеть художественные картины, созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, закрепили понятие : «средства художественной выразительности».
Использование на уроке ИКТ позволило активизировать восприятие обучающихся за счёт использования зрительных демонстраций. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались и оценивались.
Галина Сергеевна использовала методы, мотивирующие процесс познания, мышления, умело применяла методы самоорганизации познавательной работы учащихся. Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Некоторые задания содержали проблемный вопрос. На уроках у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Имела место фронтальная и групповая работа учащихся. Деление учащихся на уровни и работа в группах строилась на основе дифференцированного подхода. Сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
Для организации активной работы на уроке учитель использовал компьютер, презентацию, репродукции картин, фрагменты музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года». Всё это говорит о высоком профессионализме учителя в области ИКТ.
Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».
Урок прошёл на хорошем эмоциональном уровне. Дети усвоили тему урока в полном объёме. Учитель достиг поставленных целей. Задачи урока реализованы в полном объёме.
Данный урок включал в себя межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, с музыкой, с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin_listopad.docx | 56.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока чтения по учебнику
«Литературное чтение» 2класс.
Автор: В. А. Лазарева.
Тема И. А. Бунин «Листопад».
Автор: Спиридонова Галина Сергеевна – учитель начальных классов МБОУСОШ №52 г. Тулы.
(Технологическая карта изучения темы)
Тема | И. А. Бунин «Листопад» |
Цель темы | 1. Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста. 2. Учить второклассников соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов. 3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение. 4. Познакомить детей с великим поэтом И. А. Буниным и его стихотворением «Листопад». 5. Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное в природе. Развивать речь, память, мышление, воображение. |
Планируемый результат | Развивать умение анализировать стихотворение о природе. Формировать умение осознанного, правильного выразительного чтения. Учить чувствовать поэтический мир. Понимать особенности поэтического текста Создавать свой художественный образ средствами выразительного чтения. Развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка. |
Основные понятия | Стихотворение, художественные средства, художественные образы. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, русский язык. |
Ресурсы: основные дополнительные | Учебник «Литературное чтение» В. А. Лазаревой, презентация с портретом И. А. Бунина и репродукциями картин И. И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень, мультимедийный проектор. Музыкальное сопровождение; П. И. Чайковский «Времена года» «Осенняя песня». |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результаты: формируемые УУД |
1. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Проверяю готовность к уроку. Организационный момент. Цель: мотивация к учебной деятельности. Прозвенел звонок для нас! Урок чтения начнем. Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. | Включаются в урок, настраиваются на работу. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Речевая разминка. Цель: подготовка артикулярного аппарата, выработка правильной дикции, силы голоса. | «Поймай комара». Руки раздвигаются в стороны – делается вдох, сдвигаются постепенно вперёд ладонями друг другу – делается выдох.
Сила голоса «Проснись». Как разбудить человека тихо, громче, громко, очень громко. Скороговорка «У нас на дворе подворье, погода размокропогодилась». Прочитать скороговорку про себя, затем – беззвучно с чёткой артикуляцией, потом шёпотом, тихо, громко. Произнеси скороговорку с предостережением. | Слушают задания учителя и выполняют. Отвечают на вопросы учителя | |
3. Актуализация знаний. Цель: выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Введение в тему Работа по картине Левитана «Золотая осень» Прослушивание из альбома «Времена года» П. И. Чайковского «Осенней песни» | Ребята, отгадайте загадку и узнайте тему нашего урока. Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят… (Осень) Да, это осень. Какие слова по - могли вам отгадать загадку? Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Слайд № Ребята, чем интересна пора золотой осени? Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину «Осенний лес» Вспомним, как об этом писал А. С. Пушкин в стихотворении «Унылая пора! Очей очарованье»! Объясните значение слова «багрец». Золотой цвет листьев. Это какой цвет? Слайд № Каков, по-вашему, замысел художника? Почему картина называется «Золотая осень»? Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду? Какое настроение у вас вызывает пейзаж? Что чувствуете, глядя на картину? Какое состояние передаёт художник? Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда? Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Какие краски на картине преобладают? Золото листвы художник противопоставляет с осенним небом. Какое оно у Левитана? Представьте, что вы композитор. Какую музыку вы напишите к этой картине? А теперь послушайте как Пётр Ильич Чайковский передал звуками то же, что Исаак Ильич Левитан красками – тишь и благодать, царящую в это время. Звучит музыка. Минута релаксации. Что вы увидели и почувствовали? Понравилась ли вам музыка? Какой можно сделать вывод? Действительно, левитанская осень и музыка Чайковского – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания, скоро зима. | Дети делятся своими впечатлениями от личного наблюдения. Мы будем говорить об осени. Жёлтые, оранжевые, красные Учащиеся читают стихотворение. Багряный, багровый – густой оттенок красного. Жёлтый, золотистый, лимонный. Дети высказывают свои мнения. Да, нам хотелось бы оказаться в этом месте: побегать по берегу, потрогать воду в реке, послушать, как шуршат листья, полюбоваться на небо, облака. Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом. Прозрачное, голубое , чистое, лазоревое, с розовыми облаками. Дети внимательно слушают музыку. Участвуют в обсуждении вопроса. Художники и поэты делятся своими чувствами и наблюдениями, учат нас видеть красоту природы. | Познавательные: формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, умения взаимодействовать в статичных парах . Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. . Личностные: мотивация к учеб- ной деятельности. Познавательные: (общеучебные) умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка ответа одноклассника. |
4. Работа над новым материалом Цель: постановка и решение основной цели урока. Знакомство с биографией писателя | Какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? А композитор? А чем пользуется поэт? Сообщение темы и цели урока Сегодня нам предстоит знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад». (Показ иллюстрированной книги «Листопад») Мы узнаем, как поэту без кисти и красок удалось передать лирический образ осени. - Чему мы должны научиться на уроке? Назовите цель урока? - Мы знаем что, прочитать художественное произведение выразительно очень трудно. Нужно многое знать и уметь. - Назовите критерии выразительного чтения. (Слайд) 1) Знакомство с биографией писателя. Слайд № Цель: дать краткие сведения о поэте, Сегодня наш урок посвящён крупнейшему поэту, писателю хх века, выдающемуся мастеру слова Ивану Алексеевичу Бунину. Что вы узнали об Иване Алексеевиче? Каким себя, его представили? |
Краски Ноты. Словом. Принимают цель урока. - Научиться выразительно читать стихотворения поэта. Критерии. Рассказ заранее подготовленного ученика о поэте. Иван Алексеевич Бунин родился 22октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем. Детство поэта прошло в деревне среди « моря хлебов, цветов, трав, «в глубочайшей полевой тишине». Он провёл весёлые солнечные дни с крестьянскими детьми из ближних деревень. Маленький Ваня играл в индейцев, бывал в ночном. Он рассказывал ребятам сказки, особенно ему нравилась сказка «Аленький цветочек». В 10 лет он поступил в гимназию, но в деревню продолжал ездить на каникулах. Тогда же он начал сочинять первые стишки. Став взрослым, он очень много написал стихов для взрослых. Но не забыл и о детях. Среди его стихов есть замечательное стихотворение «Листопад». | Предметные: Совершенствовать навык чтения. Учиться основам литературного анализа произведений разного жанра. Познавательные УУД общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Первичное чтение стихотворения учителем наизусть. Цель: познакомить детей с новым произведением, дать образец выразительного чтения, помочь понять чувства автора. Проверка первичного восприятия. | Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского языка писатель И. А. Бунин. Послушайте внимательно стихотворение, закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем будет говориться. Слушание стихотворения - Какую картину вы представили, когда слушали стихотворение? - Понравилось ли вам это стихотворение? Какое настроение вызывает у поэта лес – терем? - Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас. Почему поэт сравнивает лес с теремом? | Учащиеся внимательно слушают, делятся своими впечатлениями. Выражают эмоции при просмотре видеоматериала. Проявляют интерес к увиденному. Радость, ликование, торжество, праздник | Личностные: умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. .Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения |
Физкультминутка Цель: развитие координации движений. | Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён. Ветер тихо клён качает И листочки обрывает. Листья жёлтые летят, В нашем классе листопад! | Учащиеся выполняют движения под руководством учителя. | Ориентируются на здоровый образ жизни, |
Словарно – лексическая работа | Самостоятельное чтение текста. Какие слова вам были непонятны? Завороженный - очарованный, околдованный. Подберите синонимы к словам: лиловый – фиолетовый, сиреневый. золотой – жёлтый, изумительный. багряный – красный. лазурь – яркий светло – синий цвет. Как вы понимаете слово замирает? Терем – на Руси дом в виде башни Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости. Слайды. | Называют непонятные слова, пытаются их объяснить. Просматривают слайды. Отвечают на вопросы. | |
5. Этап изучения нового материала. Цель: учить анализировать произведение Выборочное чтение Словесное рисование | -Благодаря чему у нас изменилось настроение? -Какие слова использует автор, говоря о лесе? -Какие средства использует? Найдите и прочитайте описание леса. -Почему автор сравнивает лес с теремом? -Что общего между ними? -Какие краски использует Бунин? - Почему лес сравнивается со стеной? - Что общего у терема и у березы? -Что Бунину напоминают оконца? Где же стоит наш терем? Найдите эти строки. -Посмотрим, как изображён двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его. Красив ли наш двор? - Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? - А чем пахнет лес у Бунина? Почему? –Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте. – Почему слово Осень написано с большой буквы? – Какой поэтический прием использует автор? - Прочтите следующую часть. - Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? - А что там? (паутина) -С чем сравнивается паутина? Когда бывает много паутины? -Объясните слова »мёртвое молчанье»? Что это за языковый приём? Можно ли услышать тишину? -Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины? Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? Почему в лесу осенью стало так тихо?
Что нарушает тишину? Какое слово поэт употребил трижды? Как вы думаете, почему поэт подчеркнул это слово? Что нарушает тишину? Красив ли наш двор? Давайте все вместе «нарисуем» и терем расписной, и двор. Что должно быть нарисовано? Как изобразить тишину, «мертвое молчанье», как говорит поэт. Закрыли глаза и представили всю картину целиком. Теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мёртвую тишину». | Лес он показывает весёлым и сам радуется золотой осени Сравнения, эпитеты, рифмующие слова. Лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой Деревья стоят плотно друг к другу. Просветы в небо между листвой Ответы сопровождаются выборочным чтением. Активно отвечают на вопросы, работают с текстом стихотворения Олицетворение Метафора Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк… Такое мёртвое молчанье. Улетели птицы.
Листиков шуршанье. Сегодня Голубое небо. Редкие жёлтые берёзы на фоне неба. Стройные зелёные ёлочки. В лесу между деревьями просветы – оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылёк. Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть – чуть только шуршат уже сухие листья. Вся картина пронизана солнцем. | Коммуникативные: формирование взаимопомощи, не бояться говорит всё, иметь право на ошибку. Личностные: формировать умение радоваться, когда радостно на душе. Воспитывать интерес к знаниям и процессу их получения, способствовать воспитанию высоких моральных качеств, бережного отношения к природе. Познавательные УУД общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Познавательные: умение строить речевое высказывание, |
6. Работа над выразительностью чтения. Цель: отработка навыков выразительного чтения. а) Подготовка к выразительному чтению. б) Выразительное чтение по частям в) Разметка пауз и логических ударений. г) Выразительное чтение Цель: совершенствование навыка выразительного чтения. | Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, спокойно? Почему не следует торопливо читать это стихотворение? Какие слова нужно выделять голосом при чтении? Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком) -Прочитайте выразительно. Какое настроение передадите при чтении Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую тише? 1часть – до слов «Сегодня так светло кругом»… Смотрите, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчанье… Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать? Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, подчёркивает её исключительность и восхищается ею. Прочитаем, подчеркивая голосом эти слова. После последней строки первой части делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей строке. На доске записаны первые четыре строки. Давайте расставим паузы. Лес, /точно терем расписной / Лиловый,/золотой,/багряный,/ Весёлой, / пёстрою стеной / Стоит над светлою поляной. Дальнейшая разметка проводится на карточках. А теперь конкурс на лучшего чтеца. | Спокойно. Чтобы передать любование недвижным лесом. Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и аргументируют ответы. Выразительное чтение стихотворения детьми. . Оценивание. Взаимооценка. Оценка учителя. | Предметные: формировать умение читать выразительно, умение ориентироваться в тексте. Формировать комплекс речевых умений (правильно и точно воспринимать и передавать свои мысли и чувства), способствовать обогащению словарного запаса; работать над совершенствованием навыка выразительного чтения, развитию памяти. Формировать художественное восприятие окружающей действительности, развивать воображение. Воспитывать интерес к знаниям и процессу их получения, способствовать воспитанию высо-ких моральных качеств, бережного отношения к природе. . |
7. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: систематизировать полученные знания. | Что узнали о поэте? Кому И. А. Бунин посвятил стихотворение »Листопад? Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Попробуйте дать своё название стихотворению. Над какими « Секретами стихов» мы работали сегодня? Какое настроение сейчас у вас? Понравилось ли вам на уроке? Что понравилось? Расскажи по схеме: знаю не знаю узнаю
| Осмысливают свою деятельность, осуществляют итоговый контроль | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость или неудовлетворён-ность своей работой на уроке. |
8. Домашнее задание Цель: объяснение домашнего задания. | Выучить наизусть стихотворение, нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Для сильных учащихся: найти и прочитать другие стихи И. А. Бунина. | Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей |
Использованная литература:
- Программно – методические материалы: Чтение. « Начальная школа» (Сост. Т.В.Игнатьева)
- Матвеева Е.И. Литературное чтение. « Учим младших школьников понимать художественный текст» . 1-4 классы
- Оморокова М.И. « Совершенствование чтения младших школьников».
- Кубасова О.В.» Выразительное чтение».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
План – конспект открытого урока чтения, проводимого в 3 классе . ТЕМА: И.С. Тургенев « Воробей»
План- конспект урока литературного чтения....