Формирование навыков чтения в 1-2 классах
статья по чтению (1, 2 класс)

Алгоритм  работы учителя по формированию у учащихся навыков безошибочного и беглого чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_chteniya_v_1.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков чтения в 1-2 классах

Формирование навыков чтения-сложный процесс. Главная задача учителя-научить детей слушать слово,художественное произведение,а именно воспринимать произведение на слух.С первых уроков обучения грамоте перед детьми стоит задача представить себе читаемое в красках,звуках,формах и т.д.Учитель же со своей стороны должен обладать интонационной выразительностью читаемого произведения. Если это условие будет выполнено,то дети смогут представить себе героев,ситуацию,обстановку,смогут воображать,разовьется стремление оценивать свои переживания,поступки героев.

 Учитель в своей работе может  использовать схемы для слого-звукового анализа и от звука идти к букве,его обозначающей. Всегда обращать внимание детей на то, что прочитать букву-это значит назвать звук. Обучение чтению в узком смысле связано с задачей,в которую входит введение ребенка в фонемную систему языка.Это задача познавательная и имеет значение не только для обучения чтению,но и для всего последующего изучения родного языка.

При обучении чтению необходимо большое значение уделять печатанию слов, с выделением в словах гласных и согласных звуков,постановке ударения,разделение слов на слоги. Усвоению ускорения действия чтения способствует стремлению видеть слог,ориентируясь на гласную букву. При обучении чтению необходимо приучать детей пользоваться указкой и следить за чтением других детей.Важно использовать чтение по цепочке. Это приучает детей быть внимательным, следить за чтением других детей, учит оценивать свое чтение. Учитель может использоватьуказку.сказать детям,чтобы читали вместе с учителем,плавно,по слогам.Как показывает практика,чтение за ведущим облегчает процесс овладения плавным слоговым чтением,быстрее развивает поле зрения. Ученик легче усваивает алгоритм чтения и умение фиксировать зрение на гласной букве.А впоследствии дети скорее и легче переходят к слитному чтению. Этот вид работы лучше всего практиковать на этапе закрепления,повторного перечитывания или при чтении слогов.В 1 классе лучше всего получается чтение тихим голосом.  Если же есть дети,которые плохо научились читать,то можно пригласить детей читать слоговые таблицы у доски или за партой.

При обучении чтению необходимо,чтобы дети учились следить за чтением,сначала используя указку или пальчик. Ребенку надо отождествлять звуковую форму слова и его графический образ.Здесь же необходимо осуществлять контроль за темпом слежения за ведущим.Потом будет поставлена задача-сформировать и закрепить навык ;фиксации глазами на слове,а в дальнейшем на строке с одновременным проговариванием шепотом или вслух. После этого - задача беглой артикуляции.Это чтение одновременно с учителем в нужном для 1 и 2 класса темпе с преимущественной опорой на звучащий текст. Можно использовать приемы:поочередное чтение учащихся одновременно с учителем,чтение с опорой на печатный текст,когда голос учителя звучит тихо или выключается;дети читают в том же темпе,потом вновь включается звук и дети контролируют свой темп. Чтение за ведущим  во 2 классе надо применять систематически. Дети могут вполголоса читать вместе с учителем одновременно, обращая внимание на интонационную выразительность паузы,логического ударения.

 Повышению результативности обучения способствует создание на уроке таких ситуаций,когда ученик оказывается в позиции учителя:взаимный контроль детейпомощь учителю,который часто на уроке «совершает ошибки»,выступает в роли литературного героя,в роли слова,буквы. Чтобы подвсти детей к осознанию необходимости выполнения действий,можно рассказать детям о профессии диктора радио и телевидения,артистов. Большое значение надо придавать психологическому настрою учащихся. Перед чтением можно сказать: «Посмотрите на текст,настройтесь». Скажите себе: «Я должен прочитать красиво,буду читать правильно. Надо преодолеть нежелание читать,неуверенность в своих возможностях».

При обсуждении текста детям можно предложить найти нужные слова и выражения для ответа на вопрос, выскажите свое суждение.Какова главная мысль в этом отрывке и какие слова использовал автор? Такие обобщенные вопросы ребята слышали не раз и знают, что необходимо вчитаться в текст,представить себе картину и высказать свое мнение. Насущной задачей становится формирование культуры чтения, это -обеспечение гигиеническх условий чтения:место книга на парте,темп включения в работу,контроль за зрением,движением глаз,утомляемостью,закладка в книге;помощь в осознании цели чтения,в формировании знаний,умений и навыков читательской деятельности для развития интереса к чтению, для осознанного восприятия текста. А здесь необходима работа с родителями по развитию у учеников интереса к книге. Ни для кого не секрет,что дети сейчас мало читают и у них не развита потребность в чтении. Без опоры на семью проблему приобщения детей к чтению нельзя решить.В процессе обучения учитель должен систематически обсуждать с детьми их учебные достижения,хвалить . Это дисциплинирует детей,ориентирует их на непрерывные усилия в достижении учебной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию навыка чтения у учащихся 1 класса

Цель данного занятия: создание условий для формирования навыка чтения слогов со стечением согласных, умения анализировать последовательность гласных и согласных звуков в словах, развитие внимания, реч...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ )

МАтериал посвящен вопросам обучения  чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Система логопедических занятий как средство по формированию навыков чтения у учащихся 1 классов с ОНР

Система логопедических занятий как средство по формированию навыков чтения у учащихся 1 классов с ОНР...

Упражнения для формирования навыка чтения у обучающихся 2 класса с ОВЗ

Предлагается 5 видов упражнений на развитие осознанного навыка чтения....

Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"

В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....

Формирование навыков чтения у учащихся начальных классов

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.В данной статье предлагаются различные приёмы и методы работы для отработки технической и смысловой сто...