Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_chteniya.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Московская область
город Лобня
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
141730, Московская обл., г.Лобня, ул. Павлика Морозова 1Б, тел. 577- 10-02
Доклад
на ШМО МБС(К)ОУ СКОШ г.Лобня
ТЕМА:
«Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом».
Учитель-дефектолог:
Горбачева С.О.
г. Лобня, 2022 г.
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся с ОВЗ медленно и с большим трудом. Ученики нашей школы сталкиваются с многочисленными трудностями при овладении навыком чтения.
Трудности эти связаны с тем, что у детей имеются разные нарушения - у некоторых отдельные, а у других – целый комплекс. Нарушено звукопроизношение, слуховое восприятие, пространственные представления и познавательное развитие в целом, это и аналитико-синтетическая деятельность, конкретное и инертное мышление, и память, и внимание, и низкий уровень самоконтроля и саморегуляции.
Вместе с тем некоторые особенности обучения позволяют большинству учащихся овладеть навыком чтения и навыками работы над текстом. Это следующие особенности по сравнению с массовой школой:
- большой пропедевтический период, длительность букварного и послебукварного периодов,
- увеличение сроков на изучение каждого звука и буквы, слога,слова,
- сходные и часто смешиваемые звуки изучаем не один за другим, а через некоторый промежуток времени, достаточный для усвоения каждого звука в отдельности,
- раньше изучаются более легко усваиваемые звуки
- выделяется время на дифференциацию сходных букв, звуков, слогов, слов
- изменен порядок знакомства со звуками и буквами по сравнению с массовой школой.
Формирование навыка чтения включает в себя работу над техникой чтения и над пониманием читаемого. Нужно учить правильному, беглому, выразительному чтению, но и на всех этапах идет работа над сознательностью. Задачу скорости чтения мы не ставим.
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
– подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности); – установка на целенаправленное восприятие текста;
– первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
– беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков); – словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
– работа над планом (словесное рисование – иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем – деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
– пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
– разбор жизненных ситуаций;
– заключительная, обобщающая беседа.
Следующий вид работы – работа над правильным чтением, которое рассматривается как чтение без ошибок и искажений. В настоящее время в специальной методической литературе выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:
- звуко-буквенный анализ слов;
- чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
- чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске либо на отдельных листочках;
- хоровое чтение трудной части рассказа;
- распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;
- тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).
Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Даже при систематической работе над правильным навыком чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.
Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Следует обратить внимание работе над ошибками:
– учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;
– ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
– ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.
Далее учитель вырабатывает у учеников беглое чтение, которое подразумевает такую скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи. Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.
Основными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
– ежедневная тренировка учащихся в чтении (на разных уроках);
– неоднократное перечитывание текста на уроке ( с разными заданиями);
– предварительная ориентация учащихся перед чтением текста (актуализация знаний по предстоящей теме);
– чтение трудных слов, встречающихся в тексте, словарная работа, первичное чтение текста учителем;
– предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
– использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.
– использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания.
Параллельно идет формирование выразительности чтения. Работа над выразительностью чтения осуществляется в нескольких направлениях:
– техническое - тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
– интонационное - выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев;
– смысловое - подразумевает всю систему работы по осмыслению произведения;
– тренировочное – упражнение детей в выразительном чтении произведения после его анализа.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.
Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Для данного компонента важным также является логическое ударение. Логическое ударение – это умение найти самое главное слово в предложении и выделить его голосом. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций. Например, «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».
Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Учитель объясняет, как различать интонации предложений. Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются: изменение тона (прочитать грубо, сердито, тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по ролям; инсценировки басен, сценок.
Для развития эмоциональной выразительности учитель может использовать следующие задания:
– найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;
– определить это состояние с помощью учителя;
– соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора);
– выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.
Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.
Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения. Речевая гимнастика проводится в течение 3–5 минут в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений). Речевая гимнастика включает: упражнения для дыхания; по модуляции силы голоса; по отработке интонации, темпа речи; по совершенствованию выразительности речи; по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).
Пятиминутка чтения – этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:
– чтение слоговых таблиц различных модификаций ( по Корневу);
– чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
– чтения по догадке.
Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.
Таким образом, систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.
Литература
- Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 380 с.
- Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 1965. – 200 с.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – М.: Просвещение, 2006. – 180 с.
- Шишкова, М. И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М. И. Шишкова // Коррекционная педагогика. – 2007. – №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..
Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....
Презентация к уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом". (урок 73) (Рыбы)
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте по теме: "Рыбы"...
Проверка навыков работы с текстом. Тест 2 класс
Тестовая работа по литературному чтению для 2 класса...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
В данной статье даётся описание видов игр, применяемых на уроках русского языка и литературного чтения и служащих развитию различных видов чтения: ознакомительного, детального и т.п....
Формирование навыка работы с текстом – основа формирования УУД.
Навык работы с текстом приводит обучающихся к умению самостоятельно учиться, что и есть саморазвитие и самосовершенствование...
Материалы для формирования навыка работы с текстом. 3 - 4 класс
Три варианта текстов для формирования у обучающихся навыка работы с текстом...
ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать....