Упражнения для формирования навыка чтения у обучающихся 2 класса с ОВЗ
методическая разработка по чтению (2 класс)
Предлагается 5 видов упражнений на развитие осознанного навыка чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_bystro_chitat_metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся быстро читать!
(5 эффективных упражнений по работе с текстом)
Привить интерес к книге, сформировать самостоятельность и читательскую активность у ребёнка младшего школьного возраста в рамках ФГОС - задача современного учителя начальных классов.
Ни для кого ни секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Много отвлекающих моментов – интернет, телевизор, явления, которые поглощают внимание ребенка.
Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Упражнение № 1 «Читай и считай»
Ребёнок должен не только понять текст, но и посчитать слова.
Цель этого упражнения: развитие внимания и лучшее понимание текста.
На примере текста К. Д. Ушинского «Бишка»
- А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!
Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.
- Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого.
Упражнение № 2 «Весёлый попугай»
Ребёнок должен найти определённое по счёту слово в тексте, прочитать его и повторить последний слог несколько раз.
Цель: развитие речи, фонематического слуха, навыка смыслового чтения.
На примере текста К. Д. Ушинского «Два козлика»
Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому - нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
– Уступи мне дорогу, – сказал один.
– Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.
– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Упражнение № 3 «Первый и последний»
Ребёнок читает текст, произнося только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель: упражнение учит концентрироваться и быстро переключать внимание, а также выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
На примере текста К. Д. Ушинского «Дятел»
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Испугались мураши:
- Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.
Упражнение № 4 «Голова – хвост»
Выборочное чтение.
Цель: тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрация внимания.
Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
На примере отрывка из текста Л. Н. Толстого
«Камыш и Маслина»
Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнется. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.
Упражнения № 5 «Закрой шторку».
Читаем текст и закрываем прочитанное «шторкой» (листом бумаги, календариком и др.). Вести её нужно достаточно быстро, чтобы было ощущение, что текст сейчас закроется. С каждым занятием скорость ведения «шторки» немного увеличиваем.
Цель: избавление от повторного чтения одного и того же текста.
Л. Н. Толстой
«Какая бывает роса на траве»
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.
Читайте вместе с ребёнком, выполняйте задания легко и с удовольствием! Ваша включённость, интерес к процессу, а не только к результату помогут привить любовь к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами....
Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не ...
Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...
Упражнения по формированию навыка чтения в 1 классе.
Многие дети в 1 классе плохо читают по слогам. Это может быть вызвано недостаточно сформированными умениями: - различать графический облик буквы, - читать прямой открытый слог. С целью развития этих у...
Презентация для логопедического занятия «Упражнения по формированию навыка чтения» для учащихся 2-4 класса.
Представленные здесь задания предназначены для логопедических фронтальных и индивидуальных занятий. Они помогают в формировании у учеников навыка чтения и развивают познавательные процессы. Кром...