Конспект занятия по формированию навыка чтения у учащихся 1 класса
план-конспект занятия (чтение, 1 класс) по теме

Кораблёва Лариса Александровна

Цель данного занятия: создание условий для формирования навыка чтения слогов со стечением согласных, умения анализировать последовательность гласных и согласных звуков в словах, развитие внимания, речи и мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Конспект занятия по формированию навыка чтения у учащихся 1 класса.

Цели: создание условий для формирования навыка чтения слогов со стечением согласных, умения анализировать последовательность гласных и согласных звуков в словах, для формирования оптического образа букв, развития внимания, речи и мышления детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

      Прочитаем  девиз нашей работы:

Глазами многое увидишь, а умом даже невидимое.

 

2.   Внимательный ли ты слушатель?

       Учитель читает текст и предлагает ответить на вопросы.

«Вам нужно войти во двор дома номер 16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать четвёртую клетку справа. В ней будет сидеть чёрный кролик по кличке Роджер. Вы должны передать ему привет от его троюродного брата белого кролика Рекса.»

Вопросы:

- Назовите номер дома.

- С какой стороны нужно обойти дом?

- С левой или с правой стороны вы будете отсчитывать клетки?

- Третья или пятая клетка вам нужна?

- Какого цвета Роджер?

- Как зовут троюродного брата Роджера?

3. Составление и чтение слогов.

Давайте представим, что буквы тоже ходят в школу и сидят за партами. Но не так, как вы, а по три за одной партой. В каждом классе за каждой партой сидит одна и та же троица, но  порядок рассадки меняется. В первом классе слева сидела буква, которая обозначает согласный звук, рядом буква, обозначающая гласный, следом-обозначающая согласный. Условно обозначим такую рассадку-С Г С. Посмотри на первый столбик. Так буквы сидели в первом классе. Прочтите весь список первого класса.

Во втором классе буквы на каждой парте пересели. Обозначим эту рассадку так: Г С С. 

В третьем классе они пересядут: С С Г.

Во втором и третьем классах обозначены не все буквы; допишите столбики, учитывая правило рассадки.

 С Г С                     Г С С                   С С Г

ВАЛ       →           АВЛ        →           ВЛА

МОН     →            ОМН       →           МНО

КУС      →            УКС        →

СЫН     →

ЛЭН     →

ДАЛ     →

НОС     →

4. Упражнение на формирование оптического образа букв Е-З

    Рассмотрите буквы З, Е. Чем они похожи, чем отличаются? Рассмотрите символические изображения букв. Как вы думаете, почему выбраны эти символы?

         Е               З                    

   

Напиши над каждой стрелкой соответствующую букву. Раскрась стрелки-символы в соответствующие цвета.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

В этих именах обязательно встречаются буквы Е, З. Вставьте буквы и прочитайте имена.

…катерина              …лена                       …инаида                   …вгений

…ахар                      …лата                       …оя                            …вгения

5. Физкультминутка.

6. Чтение слов, содержащих схожую часть.

Прочитайте слова, записанные в первой строке. Подумайте и ответьте, чем первое слово похоже на второе, а чем отличается; чем второе похоже на третье и чем отличается. Точно также найдите сходство и различие между словами в каждой из следующих строчек: сравнивайте первое слово со вторым, второе с третьим, а третье- с четвёртым, если оно есть.

мальчик              пальчик               зайчик

медаль                педаль                 деталь             даль

шмель                 смел                    успел

мель                    щель                    цель

клён                    лён                       силён

боль                    моль                     роль               соль

Прочитай слова по строчкам ещё раз – быстро и правильно.

7. Чтение словесной лесенки.

     Лесенка состоит из слов русской народной сказки, наверняка вам хорошо известной. Прочтите лесенку сверху вниз, ступеньку за ступенькой.

          ВПЕРЁД

          МЁРЗЛУЮ

          СЛАВНЫЙ

          ОТКИНУЛА

          ПРОДЕЛАЛА

          ПОЖИВИТЬСЯ

          ПРОГОЛОДАЛАСЬ

Вы догадались, что это за сказка? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)  

Поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, которые произносятся иначе, чем пишутся.

Попытайтесь пересказать своими словами некоторые выражения из сказки:

  1. Славный воротник (хороший воротник)
  2. Чем-нибудь поживиться (что-нибудь взять, раздобыть)

8. Итоги занятия. Рефлексия.

Используемая литература:

1.Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Эта книга поможет вашему ребёнку учиться на пятёрки по чтению».СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

2.Мазанова Е. В. «Учусь не путать буквы. Альбом 2». М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

3.Мищенкова Л. В. «25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль: Академия развития, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для логопедического занятия «Упражнения по формированию навыка чтения» для учащихся 2-4 класса.

Представленные здесь задания предназначены для логопедических фронтальных и  индивидуальных занятий. Они помогают в формировании у учеников навыка чтения и развивают познавательные процессы. Кром...

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы.

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы....

Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет  программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ )

МАтериал посвящен вопросам обучения  чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Система логопедических занятий как средство по формированию навыков чтения у учащихся 1 классов с ОНР

Система логопедических занятий как средство по формированию навыков чтения у учащихся 1 классов с ОНР...

Формирование навыков чтения у учащихся начальных классов

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.В данной статье предлагаются различные приёмы и методы работы для отработки технической и смысловой сто...