Формирование навыков чтения у учащихся начальных классов
статья по чтению
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.
В данной статье предлагаются различные приёмы и методы работы для отработки технической и смысловой стороны чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_chteniya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков чтения у учащихся начальных классов
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.
Исходя из этого, веду работу по двум направлениям:
1. Техническая сторона (темп, правильность, выразительность)
2. Смысловая сторона (осознанность)
Я сейчас поделюсь с вами приёмами и методиками работы, которые использую на своих уроках, и которые, действительно являются результативными.
В начале каждого урока я провожу либо речевую разминку, либо пятиминутку по отработке навыков чтения. Чтобы добиться результата, надо проводить такие минутки в системе.
Мне очень понравилось пособие Кондраниной Т.И «Чтение. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков быстрого чтения».
Оттуда я взяла приёмы «Чтение целиком» и «Чтение по кругу», приём «Антиципация» (предвосхищение, предугадываение, прогноз темы предстоящего чтения).
Данные приёмы можно использовать перед изучением любого произведения, надо только выбрать ключевые слова из текста.
Приёмы и методики для отработки технической стороны чтения.
Мы знаем, что одними из причин медленного чтения являются:
- малое поле зрения (или малых охват)при чтении.
- недостаток внимания.
Для расширения охвата зрения использую:
- Приём «Графические пирамиды»
Наверху таких пирамид угол охвата небольшой, а к основанию сильно расширяется. Ребенка учат смотреть в центр, двигать взгляд сверху вниз, прочитывая слоги (слова или цифры), написанные по краям.
- Приём «Первый — последний»
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошёл крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
Для развития внимания:
- Приём «Найди слова на заданную букву»
Вы просите ребенка отыскать в тексте слова, начинающиеся с одной буквы, например, «б».
- Прием «Буксир»
Учитель читает, а дети следят за ним. Учитель делает ошибки, а дети хором исправляют.
- Чтение по чёрным буквам
- Чтение «задом-наперёд»
- Чтение «вверх тормашками»
Для развития осознанности чтения:
- Слитное чтение
- Чтение текстов с пропущенными буквами в окончаниях
- Чтение строчек с прикрытой нижней или верхней строкой
- Чтение текстов с картинками вместо слов
- Приём «Слово потерялось»
- Чтение «Через решётку»
- Приём «Перемешанные буквы
- Приём «Сканирование» (10 секунд, чтобы просмотреть текст, определить о чём, будет текст)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики и графических навыков у учащихся начальных классов.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучени...
Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.
Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...
Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства
Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическ...
Методы и приёмы формирования навыков аудирования учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка
Рсссмотрена теоретическая и практическая часть вопроса формрования навыков аудирования учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка.Приведены примеры соответствующих упражнений...
статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта
В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....
Обучение и формирование нестандартных двигательных навыков у учащихся начальных классов
Обучение и формирование нестандартных двигательных навыков у учащихся начальных классов...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Посещая уроки в первых классах, обратила внимание на речь детей. Современные первоклассники не умеют выражать свои мысли, а они есть, причём эмоционально окрашенные. На это указывает богатая жестикуля...