Формирование навыков чтения у учащихся начальных классов
статья по чтению

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.

В данной статье предлагаются различные приёмы и методы работы для отработки технической и смысловой стороны чтения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_chteniya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование навыков чтения  у учащихся начальных классов 

        Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.

        Исходя из этого, веду работу по двум направлениям:

1. Техническая сторона (темп, правильность, выразительность)

2. Смысловая сторона (осознанность)

        Я сейчас поделюсь  с вами приёмами и методиками работы, которые использую на своих уроках, и которые, действительно являются результативными.

        В начале каждого урока я провожу либо речевую разминку, либо пятиминутку по отработке навыков чтения. Чтобы добиться результата, надо проводить такие минутки в системе.

        Мне очень понравилось пособие Кондраниной Т.И «Чтение. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков быстрого чтения».

        Оттуда я взяла приёмы «Чтение целиком» и «Чтение по кругу», приём «Антиципация» (предвосхищение, предугадываение, прогноз темы предстоящего чтения).

         Данные приёмы можно использовать перед изучением любого произведения, надо только выбрать ключевые слова из текста.

        Приёмы и методики для отработки технической стороны чтения.

        Мы знаем, что одними из причин медленного чтения являются:

  • малое поле зрения (или малых охват)при чтении.
  • недостаток внимания.

Для расширения охвата зрения использую:

  • Приём «Графические пирамиды»

Наверху таких пирамид угол охвата небольшой, а к основанию сильно расширяется. Ребенка учат смотреть в центр, двигать взгляд сверху вниз, прочитывая слоги (слова или цифры), написанные по краям. 

  • Приём «Первый — последний»

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

        Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошёл крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Для развития внимания:

  • Приём «Найди слова на заданную букву»

Вы просите ребенка отыскать в тексте слова, начинающиеся с одной буквы, например, «б».

  • Прием «Буксир»

Учитель читает, а дети следят за ним. Учитель делает ошибки, а дети хором исправляют.

  • Чтение по чёрным буквам
  • Чтение «задом-наперёд»
  • Чтение «вверх тормашками»

Для развития осознанности чтения:

  • Слитное чтение
  • Чтение текстов с пропущенными буквами в окончаниях
  • Чтение строчек с прикрытой нижней или верхней строкой
  • Чтение текстов с картинками вместо слов
  • Приём «Слово потерялось»
  • Чтение «Через решётку»
  • Приём «Перемешанные буквы
  • Приём «Сканирование» (10 секунд, чтобы просмотреть текст, определить о чём, будет текст)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и графических навыков у учащихся начальных классов.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучени...

Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.

Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...

Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства

Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическ...

Методы и приёмы формирования навыков аудирования учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка

Рсссмотрена теоретическая и практическая часть вопроса формрования навыков аудирования  учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка.Приведены примеры соответствующих упражнений...

статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта

В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....

Обучение и формирование нестандартных двигательных навыков у учащихся начальных классов

Обучение и формирование нестандартных двигательных навыков у учащихся начальных классов...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Посещая уроки в первых классах, обратила внимание на речь детей. Современные первоклассники не умеют выражать свои мысли, а они есть, причём эмоционально окрашенные. На это указывает богатая жестикуля...