Конспект урока «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Лопатина Лариса Валерьевна

Урок в 1 классе по литературному чтению по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 1 классе по программе «Школа России»

Тема. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Тип урока. Решение учебной задачи.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.

Задачи:

Предметные:

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;

- обеспечить закрепление умения перекодировать звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;

- обеспечить закрепление приема воспроизведения слов вслух на основе его звукобуквенной модели;

- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

         Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, диск «Обучение грамоте», карточки для работы в группах, учебник «Азбука» (2 часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1.

  • Прозвенел звонок, урок начинается.

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей. Садитесь.

 Я дарю вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть этого дня, радость этого дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Итак, начинаем урок литературного чтения.

      II.      Подготовка к работе на основном этапе.

- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.

1)  Дыхательная гимнастика.

«Ароматный цветок»

- Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите  дыхание; на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

2) Артикуляционная разминка

«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

3) Упражнение для дикции.

        Учитель произносит скороговорку «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?». Дети произносят скороговорку размеренно хором.

        III.      Усвоение новых знаний и способов действий.

        - Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ш)

        - Сформулируйте тему урока.

(на доске вывешивается тема урока)

        - Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(На доске запись: Познакомиться со звуком … и буквой, ….

                          Учиться отличать …

                          Учиться читать….)

        1. Познакомиться со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает.

        2. Учиться отличать звук [ш] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.

        3. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

        - Это и будет планом нашего урока.

        - Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?

(Для улучшения дикции, чтобы уметь читать слова с новой буквой).

        - Какие знания и умения нам потребуются?

(Знания о звуке и букве, умение выделять звук, сравнивать, делать выводы).

IV. Реализация построенного проекта.

Слайд 2

  1. Работа с картинками.

(На доске картинки, все слова на этих картинках начинаются со звука [ш])

          -  Назовите слова, изображенные на картинках.

        - Что общего у всех картинок, изображенных на доске?

        - Исключите одну из данных картинок по самостоятельно найденному признаку.

(Слово Шарманщик отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что?. Слово Шарманщик обозначает один предмет, а остальные слова - несколько предметов).

        - А кто такой шарманщик? (Бродячий музыкант с шарманкой).

(читаем объяснение слова в толковом словаре)

        - А что такое шарманка? (Ручной орган).

        - Произнесите первый звук в слове Шарманщик. ([ш]).

        - Какой это звук: гласный или согласный? Докажите.

(При произнесении звука [ш] воздух встречает препятствие, значит он согласный).

        - Какой он: твердый или мягкий? (Твердый).

        - Звонкий или глухой?

 (При его произнесении слышится только шум, значит он глухой).

         - Дайте полную характеристику звуку [ш].

(Согласный, глухой, твердый).

        - Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

        - Как это определить? («Включить» голос).

        - Какой согласный является парным глухому согласному звуку [ш]? (Звонкий [ж]).

        2. Постановка проблемы, открытие новых знаний.

        - Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.

(один ученик за компьютером работает над составлением звуковой схемы)         

Работа в группах.

        - Каждой группе нужно отгадать загадку и составить звуковые схемы отгадок.

                1 группа.                                                2 группа.

        На квадратиках доски                                На четыре ноги

        Короли свели полки.                                Надевали сапоги.

        Нет для боя у полков                                Перед тем как надевать,

        Ни патронов, ни штыков.                        Стали обувь надувать.

                                (Шахматы)                                        (Шины)

                3 группа.                                                4 группа.

        У меня нос колкий,                                Сижу верхом, не зная на ком,

        Как у иголки,                                        Знакомого встречу –

        Но не шью,                                                Соскочу, привечу.

        А дырявлю только.                                                        (Шапка)

                                (Шило)

        - Какой звук [ш] во всех отгадках: твердый или мягкий?

        - Может быть, случайно так получилось, что звук  [ш] во всех словах  твердый? Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук [ш] произносился бы мягко. (Дети работают в парах).

        - Получилось? (Нет).

        - Какой вывод можно сделать? (Звук [ш] всегда твердый).

        - Вот вы и открыли секрет согласного звука [ш]. Он всегда твердый.

        3. Знакомство с новой буквой.

        - С новым звуком познакомились. Что дальше по нашему плану мы должны делать?

        - Кто знает, как называется буква, которая обозначает звук [ш]?

        - Звук [ш] обозначается буквой «ша».

Слайд (диск)

(показ картинки с написанием  печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной)

        - Для чего нужна заглавная, строчная буква «ша»?

          - Найдите в алфавите букву «ша».

Слайд 3

        - На что похожа буква «ша»? Прослушав стихотворении, вы узнаете, с чем сравнили образ буквы «ша» поэты?

(ребята читают стихи и показывают букву)

        1. Посмотри на букву Ш –                 2. Ах, табуретка хороша!

            Буква очень хороша,                            Перевернул – и буква «ша».

            Потому что из нее                        3. Шура сено ворошил,        

            Можно сделать Е и Ё.                    Вилы в сене позабыл.

        - Ребята, выложите на парте букву «ша» из фасоли.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

- Не поворачивая головы, скажите, картинки с изображением каких предметов вы заметили? В какой части слова находится звук [ш]?

- Еще раз поверните голову вправо, влево. Чем отличаются картинки изображенные справа от картинок изображенных слева? (ед. число, мн. число)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

        1. Работа с абаками.

- А чтобы прочитать букву «ша», нужно просто назвать звук [ш]. Возьмите абаки.

- Итак, знакомим букву «ша» с гласными буквами: с буквой «а», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «о», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «у», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «е», запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [э], а пишем «е»).

        - Сделайте вывод.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «и», запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [ы], а пишем «и»).

        - Сделайте вывод.

        - Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали вывод? Открыли учебник стр. 17.

Слайд 4

- Какие это слоги открытые или закрытые. Докажите.

  1. Чтение слов.

Слайд 5

- Прочитайте слова:

школа            Миша  

кошка            Гриша

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?  

- По каким признакам мы можем разделить эти слова еще на 2 группы?

(одушевленные и неодушевленные)

- Составьте предложение со словом школа.

- Сколько слов в вашем предложении?

VI. Самостоятельная работа

  1. Работа по учебнику на с.16

Чтение пословицы и нахождение новой буквы самостоятельно.

- Прочитайте пословицу и отметьте количество букв.

Добрая шутка дружбы не рушит.

- Сколько букв в предложении?  (24 буквы)

- Сколько букв «ша» встретилось в предложении?  (2)

- В каких словах?  

- Прочитаем предложение. Почему так говорят?

- Как вы думаете, может ли шутка разрушить дружбу?

        Физкультминутка.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа с книгой

Чтение текста с. 17 (по-цепочке).

 Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе?

- Свой ответ подтвердите предложением из текста. Прочитайте это предложение.

- Какой бывает осень?  (золотой, дождливой, поздней)

- Какое слово должно звучать в нашем предложении?

- Что автор говорит нам о рябине? Прочитайте.

 - Как вы понимаете слово кисти «горели»? (краснели, алели, пылали)

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

Слайд 6.(кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук)

- Что говорится о ребятах?

- Сколько ребят пошли в лес?

- Как вы догадались?

- Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].

- Какое название вы дадите нашему рассказу?

  1. Индивидуальная работа по карточкам. 

- Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

Слайд 7.

Карточка 1 (не читающим учащимся)

    1.    Найди и вычеркни в строчках все буквы «ша».

(Сколько из них строчных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

Карточка 2 (читающим учащимся)

  1. Найди границы слов  и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

    ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

Слайд 8. Проверка

VIII. Итог урока.

        - Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.

- Справились мы со своими задачами?

IX. Рефлексия.

          Смайлики.

          - Оцените свою работу на уроке.

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. Сопоставление ж-ш»

Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж.  Сопоставление ж-ш»...

Конспект урока : "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. "

Планируемые результаты (предметные): Выделять звук [ц] из слов, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквами Ц, ц; распознавать в словах новый звук, читать слоги ...

Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши»

Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы  Ш, ш . Сочетание ши»....