конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)
конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit._chtenie.docx | 38.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
ТЕМА: И.А. Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства с жизнью и творчеством И.А.Крылова, с басней «Мартышка и очки»
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам
- Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
- Формировать навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
- Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
- Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
- Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
- Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
Воспитательные:
- Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», словарь. аудиозапись
Ход урока
Приветствие учителя
Прозвенел для нас звонок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели,
Ноги вместе,
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать –
И учиться лучше всех!
Речевая разминка
Ваня - Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород
Проверка домашнего задания
- Какой большой раздел мы изучали?
(Великие русские писатели и поэты)
- С какой сказкой познакомились?
(Сказка о царе Салтане)
- Кто автор?
(А. С. Пушкин)
- На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть.
Чтение отрывков наизусть.
- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?
(- Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.)
Актуализация знаний
- На доске зашифрованы названия литературных жанров.
ЛИНАЫБ, КЗАСАК,
ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК
-Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка
Работа в паре
- Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались?
- Сегодня мы обратимся к жанру басни.
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?
- Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора
(расположите числа в порядке возрастания и прочитайте фамилию автора)
15,84,34,48, 78, 8.
8 | 15 | 34 | 48 | 78 | 84 |
К | р | ы | л | о | в |
Работа с текстом до чтения
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
( Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.)
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.
На доске опорная запись:
1) Узнать, …
2) Учиться понимать …
Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?
Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова.
Биография Крылова
И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?
Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.
- Что узнали о детстве баснописца?
- Чем он занимался?
- В чём его успех?
- Что такое басня?
(Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ.)
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
-В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
-Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
(Это герои басни)
Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
- Так кто главные герои басен? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на? (животных)
-А это обидно для человека? (нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? (Нет, автор высмеивал плохие поступки всех людей )
- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки.
Физкультминутка
Словарная работа.
- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:
Работа в группах (пользуются словарями):
Дюжина- 12;
Полдюжины- 6;
Темя - верхняя часть головы;
Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;
Нет проку - нет толку;
Невежда - необразованный, несведущий человек;
К худу клонит - к плохому клонит;
Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
Невежа -грубый, невоспитанный человек.
Работа над текстом во время чтения.
- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.
- Понравилось ли вам исполнение басни?
Чтение басни учащимися.
- Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками.
Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки.
- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
- Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?
- В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?
- Найдите в тексте мораль этой басни.
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?
- Что же автор хотел сказать нам, читателям?
( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами)
- Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.
- Как читаем первые строчки? (спокойно)
- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.
- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? (с досадой, недовольством)
- Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»
Чтение по ролям
Работа с текстом после чтения
Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? (Узнали, что такое басня)
Что научились понимать? (научились понимать мораль)
- Для чего люди читают басни И. А. Крылова? (Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок)
- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.
- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?
Рефлексия
- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Урок был для меня:
интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный
Вот и кончился урок
И подводим мы итог.
Хорошо вы потрудились
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....