Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_klass.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме «Л.Н.Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»
УМК «Школа России», 4 класс
Учитель: Чарина Алена Викторовна
Тип урока: освоение нового материала | |||||
Педагогические задачи: обобщить знания детей по творчеству и биографии Л.Н.Толстого; познакомить с содержанием басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; создать условия для формирования понятия о басне, о морали басни; сформировать опыт творческой деятельности; развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать; развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать нравственные качества личности. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: познакомятся с содержанием басни Л.Н.толстого «Как мужик убрал камень»; научаться: выделять и объяснять мораль басни, пересказывать основное содержание произведения; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; давать характеристику героям произведения. | Метапредметные: Познавательные: осмысливать понятия «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; уметь работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни); понимать нравоучения; осуществлять поиск необходимой информации в книге. Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы. Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) | Личностные: понимать нравственные уроки. Которые дает басня; анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать выводы. | |||
Образовательные ресурсы: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы. | |||||
Организационная структура урока | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||
Ι. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Перескажите отрывок из произведения Л.Толстого «Детство» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают отрывок из произведения Л.Толстого «Детство» | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||
Ι Ι. Сообщение темы урока. Определение целей урока. | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. - Что означает слово «басня»? Проверьте свои предположения по толковому словарю С.Ожегова. - В чем заключается особенность басни? - Что принято понимать под словом «мораль»? - Прочитайте тему урока. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Сегодня на уроке будем читать басню Л.Н.толстого «Как мужик убрал камень». Составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. - Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение. - В басне есть мораль. - Мораль – поучительный вывод, наставление, какие-то правила. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | ||
Ι Ι Ι. Первичное чтение произведения. | Читает произведение. Задает вопросы по содержанию басни. - Что понравилось в басне? - Какие слова показались трудными? - Объясните значения слов, записанных на доске. - Сейчас проявите смекалку и сообразительность. Соберите разрезанные на две части пословицы. Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом. - Какая пословица относится к басне Л.Толстого «Как мужик убрал камень»? - Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями. Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью. Прочитайте мораль басни Л.Толстого. | Слушают произведение, отвечают на вопросы учителя. Объясняют значения слов: Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Порох – взрывчатое соединение или смесь. Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта. Подле (камня) – возле. Выдумка – вымысел, изобретение. Работают в парах. Составляют пословицы из двух частей: - Мало что хотеть… (надо знать да уметь). - Ленивые руки… (не родня умной голове). - Каков мастер… (такова и работа) - Недаром говорится… (что дело мастера боится) - Сила ломит все… ( а ум силу) - Голь на … (выдумку хитра) - Пословицу «Сила ломит все, а ум силу» можно отнести к басне Л.Н.Толстого | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. | ||
ΙV. Анализ произведения. | Организует повторное и выборочное чтение произведения. - прочитайте первую часть басни. О чем в ней говорится? - Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? - Озаглавьте 1-ю часть. - прочитайте 2-ю часть басни. О чем в ней говорится? - Что предложил 1-й инженер? - Что предложил 2-й инженер? - Что больше 6 тысяч или 8 тысяч, и на сколько больше? - Как озаглавим 2-ю часть? - прочитайте 3-ю часть басни. Кто решил эту задачу? Какое решение предложил мужик? Почему ему дали еще 100 рублей? - Как озаглавить эту часть? - За какие деньги инженеры хотели убрать камень? - Кто вызвал удивление инженеров? - Как вы себе представляете мужика? Какими чертами характера обладал мужик? - Рассмотрите иллюстрацию к басне. Найдите и зачитайте, какой момент изображен на иллюстрации. - В чем заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича? | Выполняют выборочное чтение басни. Отвечают на вопросы учителя. Составляют план басни.
Зачитывают отрывок басни, который относится к иллюстрации. - Мораль басни такова: «Важна не столько сила, сколько смекалка» | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Аргументировать свою позицию. | ||
V. Викторина по произведениям Л.Толстого | Проводит литературную викторину по произведениям Л.Н.Толстого. - Много произведений Л.Н.Толстого прочитано вами, поэтому сейчас вам предстоит их вспомнить. Вопрос 1. «Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь. Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Вопрос 2. «Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу». Вопрос 3. «Отец пришел и спросил: - Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - Я. Отец сказал: - Спасибо, что правду сказал». Вопрос 4. «А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле». Вопрос 5. «За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». Вопрос 6. «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Вопрос 7. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». Вопрос 8. «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась». | На доске в разной последовательности записаны названия произведений столбиком, а рядом висит сигнальная карточка и дети поднимают у себя карточку цвета, соответствующего сигнальной карточке указанного произведения. Учащиеся читают отрывки из произведений. У них на партах лежат отпечатанные тексты в виде книжечек. Ответы:
| Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить монологические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||
VΙ. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение или пересказ басни. Нарисовать рисунок. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | ||
VΙΙ. Итог урока. Рефлексия. | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: - Что нового узнали на уроке? - Что этот урок дал для жизни? - Каких ребят можете похвалить за работу? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой "Акула", 3 класс, УМК "Школа России". Фрагмент урока (для аттестации).
3 класс, УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...
Презентация по литературному чтению. Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень"
Презентация по литературному чтению, 4 класс. Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень"...
Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»
Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...