Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс, программа "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Предмет: литературное чтение
2.Класс: 3
3.Тема урока: Введение в раздел. Необычная школа (фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»).
4.Место темы в учебном курсе: Раздел 4: Уроки и переменки. Урок знакомства с произведением.
5.Образовательная система, программа, используемая в работе, учебник, автор: «Школа 2100», Бунеев Р.Н. Литературное чтение.(В одном счастливом детстве). 3 кл. В 2-х частях, Ч.1-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
6.Цель урока: знакомство с фрагментом произведения Э.Успенского «Школа клоунов».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности;
- развивать общеучебные навыки: работа с учебником;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- определять степень успешности своей работы и работы других;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- осуществлять анализ и синтез;
- пользоваться словарями;
- строить рассуждения.
- развивать умение владеть монологической и диалогической формами речи;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- выразительно читать текст;
-задавать вопросы.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- относить произведение к жанру сказочной повести по определенным признакам;
-воспринимать на слух тексты;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- оценивать события, героев произведения;
7.Планируемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практический деятельности и повседневной жизни;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку результатов своей учебной деятельности.
8. Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результаты: метапредметные, предметные | ЭОР |
Органи- зационный | - Я знаю, вы очень дружные, смышленые, любознательные, любите читать и любите учиться. С неба звёздочка упала, Я желанье загадала, А желанье вот такое: Будем думать и читать И пятёрки получать, И небесная звезда Мне сказала «Да, да, да!» | Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция | слайд 1 |
Речевая разминка | - Сели красиво. Начинаем речевую разминку с упражнений для губ и языка. 1 упражнение «Улыбка» Доброе утро и солнцу, и птицам!, Доброе утро улыбчивым лицам. - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. 2 упражнение «Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы- Подсчитаем наши зубы. 3 упражнение «Лопаточка» Язык лопаткой положи. И спокойно подержи Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Один, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Чистоговорка - Проговариваем чётко каждый звук. Клоун-чудак, Делал всё не так: Ломом копал, Лопатой мёл, Долотом шил, Иглой долбил, Колуном пилил, Пилой колол, Метлой белил, А кистью ломал. «Угадай словечко» - В стихотворении пропущены слова. Давайте догадаемся, какие слова использованы поэтом в тексте. Сон. Будильник. Душ. Зарядка. Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка. Туфли. Путь. Вороны. Счёт. Опозданье. Незачёт. Перемена. Поведенье Двойка. Завуч. Огорченье. Выяснение. Звонок. Бег по лестнице. Урок. Цифры. Правила. Мученья. Свет. Око. Мечты. Виденья. Устный счёт. Пример. Доска. Умножение. Тоска. Двойка. Разочарованье. Перспектива. Наказанье. Оптимизм. Борьба с пороком. Шутки. Смех. Конец урокам! | Выполняют упражнения. Дети хором проговаривают чистоговорку, затем по одному. Высказывают мнения, вставляют слова | Коммуникативные УУД: выразительно читать текст; развивать речь. Регулятивные УУД: высказывать свою версию, предположение. | слайд 2 слайд 3 слайд 4 |
Актуализа- ция знаний, появление темы, проблемы урока. Антиципация чтения | - Мы начинаем знакомство с новым разделом. Предположите, как он будет называться, используйте стихотворение, которое мы только что прочитали. - Раздел 4 нашего учебника действительно называется «Уроки и переменки». - Рассмотрите иллюстрацию к разделу. О чём будем читать? Кто будут герои произведений? - Посмотрите на книги. Прочитайте фамилию автора. - Какие книги Э.Успенского вам уже знакомы? - Как вы думаете, какую книгу можно поместить в наш раздел? Почему? - Сформулируйте тему нашего урока. - Как вы думаете, какой по настроению будет книга Э. Успенского «Школа клонов»? (Весёлая, сказочная). -Какое по жанру будет это произведение? (Повесть). -Посмотрите на книгу, как вы думаете, всю ли книгу мы прочитаем на уроках? (Нет, мы познакомимся с отдельными главами). -Попробуйте по названию и иллюстрации определить, о чём будет эта повесть? - А кто такие клоуны? Где их можно встретить? Какого они возраста? - Давайте обратимся к словарю. Клоун – цирковой артист, комик. Много лет тому назад слово «клоун» обозначало «мужик» - неграмотный, но весёлый, озорной. А в жизни кого называют «клоун»? - Ребята, откройте учебник на стр. 111. Мы уже знаем, что повести делятся на главы, а как разделена повесть Э. Успенского? (На занятия, да ещё имеются приложения к ним.) - Как вы думаете, для чего так задумал автор? ( В книге о необычной школе – всё необычно). Повесть открывает «Первый день занятий». - Когда наступает этот день и что происходит? - Как провели на самом деле свой первый день в школе герои повести и кто они, эти герои, мы узнаем, прочитав главу «Первый день занятий». | Высказывают свои предположения. Рассматривают иллюстрацию, представленную на слайде, высказывают предположения. Рассматривают, отвечают на вопросы. - «Школа клоунов». - Знакомство с произведением Э. Успенского «Школа клоунов». Рассматривают книгу. Высказывание предположений. Работа с толковым словарём. - Того, кто ведёт себя шутовски, паясничает. Работа с учебником. Ответы детей. Готовность к чтению и обсуждению текста. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения, пользоваться словарём. Личностные УУД: общеучебные навыки: работа с учебником, эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: умение владеть монологической и диалогической формами речи; умение слушать и слышать. Предметные УУД: относить произведение к жанру повести по определённым признакам. | слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 |
Первичное знакомство с произведением и проверка первичного восприятия. | - Мы предположили, о чём будет, повесь, давайте проверим, правильно ли мы догадались. - Примите позу читателя и помните, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать. Чтение 1-го абзаца: - На что похож текст? (На игру «Снежный ком»). Для чего понадобилось несколько раз повторять «это случилось однажды»? (Для усиления впечатления: произошло что-то очень важное!) Чтение объявления: - Кого приглашали в школу для клонов? Зачитайте. (Знакомых клоунов из цирка или людей «из жизни», похожих на клоунов – весёлых, остроумных, которые любят смешить других.) Чтение 3 –го абзаца: - Значение какого слова необходимо уточнить? (Арфа- многострунный щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы.) - Оказывается, у клоунов и лейки, и сковородки могут быть музыкальными инструментами. Представьте себе эту музыку. Чтение до слов «она достала из портфеля»: - Что такое доклад? (Публичное сообщение на определенную тему, длинный и скучный текст). - Как вы думаете, клоуны будут слушать доклад? Чтение до слов «клоунов осталось всего два»: Ну, вот и результат чтения доклада. Все разбежались. Вы заметили, как веду себя клоуны? (Как дети). - Как вы думаете, откроется теперь Школа клоунов? Чтение до слов «Клоун Сеня из тайги и его верный Полкан»: - Что такое телеграмма? Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телефону. Тайга – лесная зона: дикие, труднопроходимые хвойные леса на севере Европы. - Какой вопрос можно задать автору после чтения телеграммы? В: Кто такой Полкан? Попробуйте на него ответить. О:Наверное, это собака. Чтение до слов «А как же он телеграмму написал, если он неграмотный?» Попробуйте ответить на этот вопрос. Давайте проверим себя по тексту. Чтение следующего абзаца: П: Он её продиктовал по телефону. Чтение до слов «Новой, особой породы»: П: Полкан оказался не верной собакой, а верной козой. Это была коза охотничья, служебная и сторожевая. Новой, особой породы. Чтение до слов «Можно открывать школу»: (Значит, школа всё – таки откроется, потому что, учеников теперь больше, чем учителей – 3.) Чтение до слов «вы такие неразлучники» Что значит «неразлучники?» (т.е. неразлучные друзья). Чтение до слов «У меня такое свойство»: - Как вы понимаете выражение «Я немножко странный, про меня говорят, что я со сдвигом». (Я со сдвигом – особенность, отличие от других.) Разве это сдвиг. Как по-другому можно назвать Сеню? (Волшебник). Чтение до слов «Сейчас я бы весь светился!»: Почему у Сани не очень-то получается? (Он рассеянный, никак не может сосредоточиться). Чтение до слов «с галстуком и большим портфелем». В: Кто это? Неужели тоже ученик? О: попробуйте дать ответ. Чтение 1-го абзаца с.116. П: Автор отвечает на наш вопрос. Товарищ Тимофеев. Завхоз. -Кто такой завхоз? Давайте расшифруем это сложное слово. Зав – заведующий, хоз – значит, заведующий хозяйством. Судя по фамилии, каким хозяйством он заведует? Чтение до слов «Нам с вами будет интереснее». - А почему интереснее? -Как вы думаете, что будет, если в Школе клоунов- детей появится серьёзный взрослый человек? Беседа по содержанию в целом. - Итак, кто же будет учиться в Школе клоунов? (Клоуны Наташа, Саня и Шура и товарищ Помидоров.) - А кто будет учить и чему? Кто ещё работает в школе? (Дворник дядя Шакир.) - Как вы думаете, интересно будет учиться? Весело? Объясните, почему вы так думаете? - А оправдались ли наши предположения, которые вы высказывали до чтения текста? | Чтение текста. Ответы на вопросы. Диалог с автором. | Познавательные УУД: работать с информацией; делать выводы в результате работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД: выразительно читать текст; задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные УУД: проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; Предметные УУД: осознанно, правильно, выразительно читать вслух; оценивать события, героев произведения. | слайд 10 слайд 10 слайд 11 слайд 11 слайд 12 слайд 12 слайд 12 слайд 13 слайд 14 |
Физминутка | - Давайте отдохнём. Повторяйте за мной. Клоун рыжий, конопатый, Очень нравится ребятам, Нос, как красный помидор, А в глазах его задор, Слёзы льются, как у крана В разноцветные карманы А в карманах, там и тут, Розы красные растут. То он плачет, то смеётся, То он добрый, то дерётся, Ах, какой он неуклюжий, Но такой он всем и нужен. | -гладят себя по голове, показывают веснушки -три хлопка - гладят нос поочередно руками - с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички-пальчики - собирают слезинки в ладошку - показывают карманы-ладони к бедрам -кисти рук складывают в «бутон», поднимают вверх, раскрывают «лепестки» - указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам - гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед - руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево -руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс. | Слайд 15 | |
Мотивация перечитывания и анализа произведения | Чтение приложении. - Что означает слово «приложение»? (Что-то добавляется, прилагается сверх написанного. Дополнительные сведения.) - Прочитайте вслух все заголовки. 1 приложение. - Как вы думаете, как попала эта заметка в Москву? (Это таёжная газета, её привёз Саня.) - О чём же может быть заметка? Прослушивание заметки. - Кому посвящена заметка? - Мы узнали о Полкане и его хозяйстве. Только мы знаем, что Полкан воспитывался в питомнике, а заметка называется «Случай в собачьем питомнике». - Что такое питомник? (Питомник-место, где воспитывают и вскармливают животных. Есть ещё питомники для растений.) Что-то корреспондент Жувачкин напутал? (Он всегда жует – «ам-ам» - вот и написал так. Его, может, там собаки покусали – ам!) - А что это за место такое – «застава»? (Посёлок пограничников). - Перед каким приёмом Полкана преступник не устоял? - Что нового вы узнали о клоуне Сане? Закончились занятия, но ведь день ещё не закончился. Что делали клоуны после занятий, вы узнаете из Приложения 2. 2 приложение читают подготовленные дети. В необычной школе, необычный директор: умчалась на мотоцикле! - Почему у Сани и Шуры в комнате всех предметов по два? Автор задает нам вопросы. - Сколько полов? - А потолков? - А что ответите на три следующих вопроса? (Нисколько!) Проверяем свои предположения. Приложение 3 дети читают про себя. | Мнения детей Дети слушаю аудиофрагмент. Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Подготовленные дети читают, все остальные слушают. Высказывают мнения, ведут диалог с автором. Чтение про себя. | Предметные результаты УУД: воспринимать на слух тексты. Личностные УУД: интерес к чтению; оценка поступков в соответствии с определённой ситуацией; ведение диалога с автором. Познавательные УУД: строить рассуждения, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речи. | слайд 16 Слайд 17 |
Работа после чтения | Концептуальная беседа по тексту. - Вам хотелось бы учиться в такой школе? - Почему? Но ведь уроков ещё не было! - Какое настроение у вас возникло при чтении повести? Знакомство писателем. Родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске, Московской области, российский писатель, автор детских книг. Получив образование в Московском авиационном институте и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и создавал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки. Первая книга Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974году. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором. По книге было снято три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино». Эдуард Успенский является создателем таких передач, как «Спокойной ночи, малыши», «Радионяня». В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского, учреждённая для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». | Отвечают на вопросы Слушают рассказ учителя | Коммуникативные УУД: умение оформлять устную речь; слушать и слышать других. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез. Личностные УУД: эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности. Предметные УУД: знакомство с биографией писателя. | слайд 18 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | «Блиц-опрос» - Сейчас проверим, насколько вы были внимательны. - Если вы согласны с высказыванием ставите знак «+», если нет знак «-». 1) Наутро у входа в школу выстроилась целая огромная очередь мальчиков и девочек(-) 2) Удивительным созданием стал Полкан. Он мог часами сидеть в секрете или в засаде(+). 3) А я ещё хотел фонарик попросил карманный. Сейчас бы я весь светился(+). 4) Место Полкана за партой, а не во дворе или в живом уголке(-). 5) Открылась дверь, и вошёл ещё один человек. Он был маленького роста. Кучерявый с большим рюкзаком(-). 6) Юный охотник подложил седьмого козлёнка к щенкам (+). 7) Полкан умел возить сани и тележку. И при этом не забывал давать сливки(-). 8) Знаменитой козе вручили ценный подарок – баян(+) - Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь листками. - Сверьте с правильными ответами. - Оцените работу товарища по парте. 8 ответов - «Превосходно» 7 ответов – «Молодец» 6-5- ответов – «Хорошо» Менее 4 – «Будь внимателен» | Выполняют задание. Взаимопроверка с соседом по парте. Оценивание работ. | Регулятивные УУД: определять степень успешности работы других. Познавательные УУД: находить верный ответ. Личностные УУД: интерес к чтению. | слайд 19 |
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности. | - Что мы делали сегодня на уроке? Перечислите свои действия. (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали свои предположения, отношение к героям). - О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока? Продолжите фразу: «Сегодня я узнал….» «Мне понравилось….» «Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо…» | Вспоминают тему, делают выводы. | Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: самооценка. Познавательные УУД: делать выводы, обобщение. | слайд 20 |
Домашнее задание | Обязательная часть: самостоятельное чтение главы «Второй день занятий». По желанию и выбору: нарисовать своё рабочее место, нарисовать Школу клоунов как вы себе её представляете. | Дети записывают обязательное задание и выбирают по желанию, объясняют свой выбор. | Личностные УУД: эмоционально положительное отношение к познавательной деятельности; интерес к чтению | слайд 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....