Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок в 1 классе по теме "Звуки [д], [д'] и буква Д, д"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_bukva_d.docx | 80.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок учителя начальных классов
МОУ СОШ №12
Михеевой Лилии Ивановны
Тема: Звуки [д], [д'] и буква Д, д
Цель: познакомиться со звуками [д], [д1] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой, узнать много нового о профессии водолаза.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Формулирование учащимися темы и цели урока
-Начнем наш урок со следующего задания. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Произношу сочетание слов: короткая ночь.
(Сочетанию слов короткая ночь противоположно сочетание длинный день. Первое слово в нем начинается со звука [д], второе — со звука [д']. Значит, тема сегодняшнего урока — «Звуки [д], [д'] и буква, которая их обозначает»)
-Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока, для этого вам помогут опорные слова на доске: Познакомимся…
Научимся отличать…
Учиться читать…
- Итак, цель урока — познакомиться со звуками [д], [д1] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
3.Знакомство с новыми звуками
Учитель показывает детям две картинки. На одной изображен водолаз — рабочий, на другой водолаз — собака.
-Ребята, внимательно посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Скажите, можно ли их назвать одним и тем же словом? Если можно, то, каким?
(На первой картинке изображен водолаз. Это человек, который работает под водой в специальном костюме. На второй картинке изображена собака. Это порода собак, которые хорошо плавают. Их используют для спасения утопающих. Это собака-водолаз. Два разных предмета названы одним и тем же словом - водолаз.)
-Произнесите слово водолаз. Определите, сколько в нем слогов. (Дети произносят.)
-Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге.
-Назовите выделенный звук.
-Произнесите звук [д] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте необходимые выводы.
(При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твердо. Значит, звук [д] твердый.)
-Дайте короткую характеристику звука [д].
-Звук [д] согласный, звонкий, твердый.
-Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука. Какое это животное?
(Это крокодил. В слове крокодил три слога, восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука [к].)
-Произнесите слово крокодил, выделяя в нем первый звук третьего слога. (крокод-д-д-ил)
- Назовите этот звук.
-Произнесите звук [д'] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него, и сделайте необходимые выводы.
(При произнесении звука [д'] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [и]. Значит, он мягкий.)
-Дайте короткую характеристику звука [д']. (Звук [д'] согласный, твердый, мягкий.)
-Сделайте вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.
(Мы познакомились со звуками [д] и [д']. Звук [д] согласный, звонкий, твердый. Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.)
-Выберите условные обозначения для звуков [д] и [д']. (Дети выбирают и прикрепляют на доску.)
-Давайте представим себе, как выполняет свою работу водолаз, и составим об этом коллективный рассказ. В каждом предложении рассказа должна соблюдаться последовательность действий водолаза и должно быть хотя бы одно слово с новым звуком. Скажите в первом предложении, что делает водолаз перед началом работы?
(Перед началом работы водолаз проверяет свое оборудование, надевает специальную одежду и акваланг.)
-Кто продолжит рассказ? Что делает водолаз после этого?
(После этого с берега, лодки или корабля он постепенно спускается в водоем.)
(На дне водоема или просто в воде водолаз выполняет работу.)
(Затем водолаз поднимается наверх.)
-Хороший получился рассказ. Кто сможет повторить его полностью?
4. Физкультминутка
-На физкультминутке мы тоже освоим с вами движение погружения в воду и выхода на поверхность. Если в произнесенном мною слове есть звук [д] или [д'], вы погружаетесь в воду и поднимаетесь наверх. Но делать это надо очень медленно, чтобы организм постепенно привыкал к давлению воды. Если в слове нет новых звуков, то вы делаете движение головой вправо-влево, изображая разминку водолаза на берегу.
Спуск, медленно, вода, водоем, дно, рыбы, рачки, подплыл, поднял, подъем.
5.Знакомство с новой буквой
-Перед вами сейчас будут проплывать рыбки из того водоема, куда спускался наш водолаз. На боку у каждой рыбки напечатано по одной букве. Если мы эту букву прошли, то хлопаете один раз, если нет— два раза.
-Кто знает, как называется новая буква?
- На что похожа буква Д?
( на крышу домика, на печную трубу, на колокольчик)
-Изобразите букву Д с помощью счетных палочек.
-В какой квадратик мы поместим букву Д на ленте букв?
(Мы поместим букву Д в синий квадратик, так как она согласная.)
6.Чтение слогов, слов и текста с новой буквой
МР
-На доске записаны слова. Давайте их прочитаем:
вода труд
водолаз трудна
водные
подводные
-Прочитаем 1 столбик.
-Что заметили интересного? (связь с водой, общая часть)
-Это, ребята, родственные слова. Найдите ещё родственные слова.
-Кто вспомнит пословицу о труде. (Землю красит солнце, а человека труд)
-Обратите внимание на слово водолаз. Оно состоит из 2-х частей. Каких?
- Водолаз-это человек, который работает под водой. Сегодня мы прочитаем рассказ об этой профессии.
-с.109.Чтение учителем.
-Где работают водолазы?
Чтение по 1 предложению сильными детьми.
-Кем работали папы у Нади и Димы?
-Чем занимаются водолазы?
-Почему эта работа очень трудная?
-Чем они занимались на дне реки?
-Для чего они это делали?
Выразительное чтение детьми
Пересказ
-Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира отражена в этой записи. Внимательно посмотрите на нее и составьте к ней свое задание.
(Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.)
-Назовите первое слово, которое вы прочитали, и обоснуйте свой ответ.
(Первое слово медуза. Его слоги напечатаны в ромбиках.)
-Какое еще слово вы прочитали?
(Слово бельдюга. Его слоги напечатаны в кружочках.)
-Назовите оставшиеся слова.
(Мидия, дюгонь)
- Что в них есть общее?
(Все слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.Во всех словах есть буква Д.)
-Найдите признаки, с помощью которых три слова из данных четырех можно объединить, а одно — исключить.
(В словах бельдюга, медуза, дюгонь буква Д обозначает мягкий звук [д'], а в слове медуза — твердый.
Слова бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога, а слово дюгонь — два.
В словах бельдюга, медуза, дюгонь ударение падает на второй слог, а в слове мидия — на первый.)
-На какие две группы можно разделить эти слова?
( Бельдюга и дюгонь — это рыбы. Мидия и медуза — это не рыбы.)
Иллюстрации обязательны!
7. Итог урока
-Что нового мы узнали сегодня на уроке?
(Мы узнали много нового о профессии водолаза. Познакомились с новыми звуками и буквой.)
-Охарактеризуйте новые звуки.
(Звук [д] согласный, звонкий, твердый. Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.)
-Какой буквой обозначаются эти звуки?
(Звуки [д] и [д'] обозначаются буквой Д.)
Если останется время, то учитель читает текст.
Водолаз — мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод — без водолаза не обойтись. Водолаз задевает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль.
-Озаглавьте данный текст, используя для этого одно из имеющихся в нем предложений. (Текст можно озаглавить так: «Водолаз — мастер на все руки».)
-Как вы понимаете выражение мастер на все руки? (Так говорят про человека, который умеет многое делать сам и делает это хорошо.)
Урок письма.
Тема: Строчная буква д
Ход урока.
- Организационный момент
- Краткое повторение изученного на уроке чтения
-С какими новыми звуками познакомились на уроке чтения? Произнесите их.
-Найдите в алфавите, какими буквами мы можем обозначать этот звук на письме?
3. Формулировка темы урока.
-Чему может быть посвящён наш урок письма?
-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке письма?
-Для чего это необходимо?
-Давайте сравним печатные и письменные буквы. Чем они отличаются?
(состоят из разных элементов, печатная - без наклона)
Физкультминутка для рук.
- Анализ готового образца буквы.
-Из каких элементов состоит строчная буква д? (овал и линия с петелькой)
- Обведите элементы. (показ на доске)
-Потренируемся писать узоры. Посмотрите внимательно, почему именно такие узоры мы будем писать? (они похожи на второй элемент)
Письмо.
-Рассмотрите элементы, которые даны на доске. Выберите те, из которых можно составить букву д. Составьте.( в рабочей строчке)
Анализ.
-Где расположен овал? (в рабочей строчке)
-Где петелька? (в строчке – помощнице)
4. Образец письма с комментированием.
5.Пробное письмо:
-в воздухе
-обратной стороной ручки на ладошке
-3 человека кисточкой у доски
-Обведите
-Напишите столько раз сколько слогов в слове карандаши
6. Анализ ошибок.
-Допишите столько раз сколько у нас в классе колонок.
-Возьмите красный карандаш. Найдите и подчеркните самую правильно написанную вашу букву. (самооценивание)
7.Письмо соединений.
-Что написано на второй строчке?
-Прочитайте первый слог. Какое соединение использовано? Почему?
-Прочитайте второй слог. Какое соединение использовано? Почему?
-Прочитайте третий слог. Какое соединение использовано? Почему?
-Прочитайте четвёртый слог. Какое соединение использовано? Почему?
- Напишите самостоятельно в тетради.
Обмен тетрадями.
-Поставьте красную точку под самым правильным и аккуратно написанным соединением.
Физкультминутка
8. Письмо слов.
-Прочитайте слово написанное на следующей строчке.
-Рассмотрите схему. Что заметили? Почему не подходит?
-Измените слово так, чтобы оно подходило к схеме.
Запись в тетради и с комментированием у доски.
-Что необходимо добавить в схему? (самостоятельно)
-Прочитайте следующее слово.
-Рассмотрите схему. Что заметили? Почему не подходит?
-Измените слово так, чтобы оно подходило к схеме.
Запись в тетради и с комментированием у доски.
-Что необходимо добавить в схему? (самостоятельно)
9.Письмо предложений.
-Прочитайте начало предложения.
- Выберите слово, которое подходит к этому предложению. Докажите.
- Запишите.
- Прочитайте. Докажите, что мы с вами записали предложение.
- Сколько слов в этом предложении.
-Как нужно писать предложение.
- Запишите это предложение самостоятельно на следующей строчке. (1 человек у доски)
10. Итог урока.
- Чему новому мы научились на уроке?
11. Рефлексия.
-Поднимите красную карточку те ребята, которые хорошо научились писать букву. Зелёную – ещё надо потренироваться. Синюю- ещё не получается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....