Рабочая программа "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(модифицированная)
начального общего образования
учебного предмета «Литературное чтение»
для 3 класса
Составил: Бронникова Марина Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Рабочая программа по курсу « Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе концептуального положения программы «Начальная школа XXI века», соотнесена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Начальные классы. 1—4 классы». Программа обеспечена учебником: Литературное чтение. 3 класс в 2 ч. под ред. Л. А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2016 г. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – Л. А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2016 г. На изучение данного предмета в учебном плане МАОУ «Байкаловская СОШ» программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
«Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
• формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
• понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации». Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированно-стью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.
Ученик научится:
- осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
- работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг -сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг
по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
- использовать в речи изученные литературоведческие понятия(сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
- находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- рассказывать сказки от лица героя;
- рассказывать о героях произведения;
- создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои
литературных произведений»;
- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию
таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
- сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
- находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах
научно-популярных произведений и справочниках;
- сравнивать полученную из текста информацию с информацией
готовых таблиц и схем.
2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение.Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Универсальные учебные действия (УУД):
• понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
• понимать и ставить учебную задачу, определять способы её решения, проводить самоконтроль и самооценку, сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности;
• выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от учебной задачи;
• воспринимать содержание различных видов текста при чтении (вслух и молча) и слушании (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию);
• выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках) при составлении плана;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учётом его специфики, пользуясь разными видами пересказа;
• объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
• воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений), понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (при анализе литературного произведения);
• произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учётом цели высказывания и особенностей слушателя;
• участвовать в диалоге или дискуссии (о произведении, героях и их поступках), проявляя уважение к мнению собеседника;
• выявлять мотивы поведения героев, формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;
• осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
• читать самостоятельно произведения и книги по заданной теме, жанру или авторской принадлежности;
• классифицировать произведения и книги по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературныежанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Универсальные учебные действия (УУД):
• сравнивать фольклорные и авторские произведения с «бродячим» сюжетом, указывать их сходство и различия;
• отличать прозаический текст от стихотворного, научно-популярный от художественного;
• сравнивать тексты малых жанров фольклора по структуре; пользоваться изученными литературоведческими понятиями.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Универсальные учебные действия (УУД):
• понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;
• распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;
• интерпретировать текст произведения (рассказывать от лица одного из героев произведения или от первого лица); восстанавливать деформированный план по тексту;
• инсценировать художественные произведения, моделировать «живые картины»;
• создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Универсальные учебные действия (УУД):
• воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;
• выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст, оценивать содержание и языковые особенности;
• устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно-следственные связи;
• синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках);
• понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией, сравнивать информацию, представленную в текстовом и схематическом виде;
• ориентироваться в книге (пользоваться содержанием (оглавлением), предисловием, послесловием);
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
• с уроками технологии: переплёт книг, работа с элементами книги, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ раздела | Наименование раздела программы | № урока | Темы уроков раздела | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 1 | Загадки. Какие бывают загадки? Загадка-сказка. В.Даль. «Старик-годовик». | 1 |
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы? | 1 | ||
3 | Дорогами сказок. Русская народная сказка. «Самое дорогое». | 1 | ||
4 | Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую». | 1 | ||
5 | Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. Дополнительно: «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич». | 1 | ||
6 | Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Сравнение героев. Дополнительно: башкирская народная сказка «Умная внучка». | 1 | ||
7 | Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. | 1 | ||
8 | Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. | 1 | ||
9 | Слушание и работа с детскими книгами «Сказки народов России». Дополнительно: русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц». | 1 | ||
10 | Скороговорки. Потешки. Какие бывают скороговорки. | 1 | ||
11 | Урок-обобщение по разделу «Устное народное творчество». Проверь себя. | 1 | ||
12 | Былины. «Добрыня и Змея». Понятие о былине | 1 | ||
13 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | ||
14 | Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула». | 1 | ||
15 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительно: Былины: «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». | 1 | ||
16 | Урок-обобщение по разделу: «Былины». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:16 | ||||
2 | Басни | 17 | Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград». Сравнение басен Эзопа и Крылова. | 1 |
18 | И. Крылов «Ворона и лисица». Дополнительно: Эзоп «Ворон и лисица». Сравнение басен Эзопа и Крылова. | 1 | ||
19 | Басни И.А. Крылова Дополнительно: И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник». | 1 | ||
20 | Слушание и работа с детской книгой. Басни. Дополнительно: Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица», А.Измайлов. «Филин и чиж». | 1 | ||
21 | Басни И. А. Крылова. Проверь себя. | 1 | ||
Всего:5 | ||||
3 | Произведения А.С. Пушкина | 22 | А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…» Понятие об олицетворении, эпитете. | 1 |
23 | Дополнительно: А.С.Пушкин. «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | 1 | ||
24 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр». | 1 | ||
25 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев. | 1 | ||
26 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | ||
27 | Слушание и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». Дополнительно: А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | ||
28 | Слушание и работа с детскими книгами. Сказки А.С. Пушкина. Дополнительно: Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны…». | 1 | ||
29 | Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений. | 1 | ||
30 | А. С. Пушкин «Няне». Творческая работа «Информация о няне А.С. Пушкина». | 1 | ||
31 | Урок-обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:10 | ||||
4 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н.Майков, А.А. Фета | 32 | Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…». | 1 |
33 | Стихи об осенней природе. А.Н. Майков «Осень». | 1 | ||
34 | Стихи А.А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт глаза прищуря…». | 1 | ||
35 | Слушание и работа с книгами. Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: И.А. Бунин «Листопад». | 1 | ||
36 | Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:5 | ||||
5 | Произведения Л. Н. Толстого | 37 | Жанры произведений Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк». Сравнение сказки и басни. | 1 |
38 | Жанры произведений Л.Н. Толстого. Дополнительно: Л.Н. Толстой «Ореховая ветка». | 1 | ||
39 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительно: «Работник Емельян и пустой барабан». | 1 | ||
40 | Слушание и работа с книгой. Сказки Л.Н. Толстого. | 1 | ||
41 | Научно-популярные и художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». | 1 | ||
42 | Научно-популярные и художественные рассказы Л. Н. Толстого. Дополнительно: Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | ||
43 | Художественные рассказы Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | ||
44 | Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | ||
45 | Былины Л.Н.Толстого. Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь». | 1 | ||
46 | Слушание и работа с книгой. Книги Л.Н.Толстого. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: А.Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». | 1 | ||
47 | Урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:11 | ||||
6. | Произведения Н.А. Некрасова | 48 | Стихотворения о детях. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). | 1 |
49 | Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок), К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». | 1 | ||
50 | Стихи о детях. Слушание и работа с книгой. Дополнительно: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении). | 1 | ||
51 | Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень…». Дополнительно: Н.А. Некрасов «Зеленый Шум». К.И Чуковский. «Зеленый Шум». | 1 | ||
52 | Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз- воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Создание словесного образа Воеводы. | 1 | ||
53 | Слушание и работа с книгой. К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Дополнительно: Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). | 1 | ||
54 | Урок-обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова». Рубрика «Книжная полка». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:7 | ||||
7 | Произведения А.П. Чехова | 55 | Повести и рассказы. А. П. Чехов «Степь» (отрывок). Дополнительно: И.С. Тургенев «Лес и степь». | 1 |
56 | Повести и рассказы. Дополнительно:А.П. Чехов «Белолобый». | 1 | ||
57 | Произведения о детях. А.П. Чехов «Ванька». | 1 | ||
58 | А.П. Чехов «Ванька». | 1 | ||
59 | Слушание и работа с книгой. Книги о животных. Дополнительно: Л. Андреев «Кусака». | 1 | ||
60 | Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.Шер «О рассказах А.П. Чехова». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:6 | ||||
8 | Сказки зарубежных писателей | 61 | Ш. Перро «Подарки Феи». Сравнение отечественных и зарубежных сказок. | 1 |
62 | Сказки Ц. Топелиуса. «Солнечный луч в ноябре». Дополнительно: Ц. Топелиус «Зимняя сказка». | 1 | ||
63 | Слушание и работа с книгой. Сказки зарубежных писателей. Дополнительно: Х.-К. Андерсен «Снеговик», Братья Гримм «Умная дочь крестьянская. | 1 | ||
64 | Урок – утренник «В мире сказок». | 1 | ||
Всего:4 | ||||
9 | Стихи русских поэтов | 65 | Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь». | 1 |
66 | Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро». | 1 | ||
67 | Стихи о детях и для детей. И.З. Суриков «Детство». | 1 | ||
68 | Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов. Дополнительно: И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…». | 1 | ||
69 | Стихи о Родине. С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» Пейзаж в стихотворении. | 1 | ||
70 | Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе. Дополнительно: Ф.Н. Глинка «Москва». | 1 | ||
71 | Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:7 | ||||
10 | Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка | 72 | Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 |
73 | Продолжение. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | ||
74 | Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. Дополнительно: В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 1 | ||
75 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» (сказка) | 1 | ||
76 | Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных. Дополнительно:Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко». | 1 | ||
77 | Обобщение по разделу «Рассказы Д. Мамина-Сибиряка». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:6 | ||||
11 | Произведения А.И. Куприна | 78 | Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда». | 1 |
79 | А.Куприн «Синяя звезда». | 1 | ||
80 | А.Куприн «Синяя звезда». Работа по плану. | 1 | ||
81 | А.Куприн «Синяя звезда». Сравнение рассказа с легендами. | 1 | ||
82 | Рассказы о животных. А. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | ||
83 | А. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | ||
84 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно:А.Куприн. «Собачье счастье». | 1 | ||
85 | Урок-обобщение «Произведения А.И. Куприна». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:8 | ||||
12 | Стихи С.А. Есенина | 86 | Стихи о Родине. С. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывки). | 1 |
87 | Стихи о природе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | ||
88 | Стихи о природе. С. Есенин. «Берёза». Дополнительно: Стихи С. Есенина о берёзе (отрывки). | 1 | ||
89 | Стихотворения для детей. С. Есенин. «Бабушкины сказки». | 1 | ||
90 | С.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | ||
91 | Слушание и работа с детскими книгами. Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов. Дополнительно: С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…» И.С. Тургенев «Деревня». | 1 | ||
92 | Урок-обобщение по разделу «Стихи С.А Есенина». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:7 | ||||
13 | Произведения К.Г. Паустовского | 93 | Произведения для детей. К. Паустовский «Стальное колечко». | 1 |
94 | К. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | ||
95 | К. Паустовский «Стальное колечко». Пересказ по плану. | 1 | ||
96 | К. Паустовский «Стальное колечко». Дополнительно: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». | 1 | ||
97 | К. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | ||
98 | К. Паустовский «Кот-ворюга» Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь». | 1 | ||
99 | Рассказы о животных. Дополнительно: К. Паустовский «Заячьи Лапы». | 1 | ||
100 | Рассказы К.Г. Паустовского. К. Паустовский «Какие бывают дожди?» | 1 | ||
101 | Рассказы К.Г. Паустовского. Рубрика «Книжная полка». | 1 | ||
102 | Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. Дополнительно: И.С. Тургенев. «Воробей». | 1 | ||
103 | Произведения К.Г.Паустовского. Проверь себя. | 1 | ||
104 | «Моя любимая книга». | 1 | ||
Всего:12 | ||||
14 | Произведения С. Я. Маршака | 105 | Стихи о Родине и о родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка». | 1 |
106 | С.Я. Маршак «Ландыш». | 1 | ||
107 | Слушание и работа с книгами. Пьесы-сказки С.Я. Маршака. Дополнительно: С.Я. Маршак «Кошкин дом». | 1 | ||
108 | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин «С Маршаком». | 1 | ||
Всего:4 | ||||
15 | Произведения Л.Пантелеева | 109 | Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово». | 1 |
110 | Художественные рассказы. Дополнительно: В.Осеева «Бабка». | 1 | ||
111 | Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель». | 1 | ||
112 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». | 1 | ||
113 | Слушание и работа с детской книгой. «Рассказы о детях и для детей». Дополнительно: Л. Пантелеев «Новенькая», «Фенька». Проверь себя | 1 | ||
Всего:5 | ||||
16 | Произведения А. П. Гайдара | 114 | Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень». | 1 |
115 | Повесть о детях. А.Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы). | 1 | ||
116 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы). | 1 | ||
117 | С.Михалков «Аркадий Гайдар», К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительно: С.В. Михалков. «Ошибка». | 1 | ||
118 | Слушание и работа с книгами. Книги о детях и для детей. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». | 1 | ||
119 | Обобщение: «Произведения о детях и для детей». Проверь себя.
| 1 | ||
Всего:6 | ||||
17 | Произведения М.М. Пришвина | 120 | Разножанровые произведения М.М. Пришвина «Моя Родина» (очерк). | 1 |
121 | Дополнительно: М. Пришвин «Двойной след». | 1 | ||
122 | Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка». | 1 | ||
123 | Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час». | 1 | ||
124 | В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине». | 1 | ||
125 | Обобщение по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Проверь себя. | 1 | ||
Всего:6 | ||||
18 | Произведения зарубежных писателей | 126 | Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении). | 1 |
127 | Дж. Лондон «Бурый волк» (продолжение). | 1 | ||
128 | Дж. Лондон «Бурый волк» (продолжение). | 1 | ||
129 | Итоговая комплексная контрольная работа. | 1 | ||
130 | Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении). | 1 | ||
131 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (продолжение). | 1 | ||
132 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (продолжение). | 1 | ||
133 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Рубрика «Книжная полка». Написание отзыва о прочитанной книге. | 1 | ||
134 | Слушание и работа с детскими книгами. «Книги зарубежных писателей». Дополнительно: Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». | 1 | ||
135 | Обобщение по разделу: «Произведения зарубежных писателей». Проверь себя. | 1 | ||
136 | Библиотечный урок: «Летнее чтение». | 1 | ||
Всего:11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
рабочая программа по окружающему миру первый класс Начальная школа века
рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
рабочая программа "школа 21 века"2 класс
раб.программа...
Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс
Рабочая программа по всем предметам. "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...
Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс
Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....
Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса
Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества. Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является ос...