Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климаноа,В.Г.Горецкий 2 клас 2ч. на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.tyutchev_zima_ne_darom_zlitsya.docx | 22.55 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_f.t.tchev_zima_ne_darom_zlitsya.pptx | 795.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Тема: Ф.Тютчев «Зима недаром злится»
Тип урока. Изучение нового материала.
Цель: познакомить обучающихся с новым произведением. Учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства. Обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Метапредметные УУД
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: анализировать стихотворение с целью выделения в нём существенных признаков: обобщать.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование. учебник -Л.Ф. Климанова, «Литературное чтение» 2класс, портрет Ф.И. Тютчева; выставка книг, видеоклип к песне Татьяны Морозовой «Весёлая капель» ,картины художников ( И. Левитан «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; Толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
- Организационный момент.
Психологический настрой
Установка.
Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
- Проверка домашнего задания
-Прочитайте загадки, которые вы сочинили дома.
- Создание проблемной ситуации. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?
Прочитаем об этом в Толковом словаре Ожегова.
1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное.
2. Это стихи, произведения, написанные стихами.
3. Это изящество и красота чего-либо.
Попробуйте догадаться сами о чём мы сегодня будем говорить и на какую тему прочитаем стихотворение. Смотрим видеоклип к песне Татьяны Морозовой «Весёлая капель» (слайд №1)
- Чему будут посвящены стихотворения в нашей теме? (весне)
III. Введение в тему
- Назовите весенние месяцы?
- Назовите признаки весны?
-Ребята, какие пословицы о весне вы знаете?
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.
- Весна – это очень интересное и удивительное время в году. Именно весной так свежо и легко дышится, появляется солнышко, по которому мы все так истосковались за зиму. Весной можно найти столько всего необычного вокруг, главное, как следует оглядеться, и весна покажется вам сказкой ничуть не хуже, чем снежной зимой. Весна – очень красивая и яркая. Недаром о ее приходе есть интересная легенда. Легенда о возникновении Весны
(рассказывает учащийся= текст был дан заранее) Однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Солнцу хотелось повеселиться, порадоваться вместе с людьми. Злой Змей выкрал и закрыл Солнце в своем дворце. Птицы перестали петь, все люди, особенно дети, забыли, что такое веселый смех, приветливые улыбки, добрые взгляды. Мир погрузился в печаль и уныние. Один смелый юноша вызвался спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея. Все таки нашел и вызвал его на бой. Боролись он целыми днями и ночами. На Земле задул резкий и холодный ветер. Пошел снег крупными хлопьями. Казалось, что плохой погоде не будет и конца. Но смелый юноша, конечно, победил злого Змея. Сразу же прекратилась и непогода: ветер успокоился, снег начал таять... А солнце поднялось на небо, осветив весь мир. Стала оживать природа, люди обрадовались, но только отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля. Умер отважный юноша. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны.
Давайте рассмотрим картины о весне, написанными русскими художниками. (На слайде картины И. Левитан «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели» (слайд №2,3)
- Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями).
Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня.
Биография. (слайд №4,5,6)
- Ф.И. Тютчев Родился 5 декабря 1803 г.,Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния, Российская империя. С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое стихотворение он написал в 10 лет к дню рождения своего отца. Первое стихотворение было опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
IV. Изучение нового материала
- Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» читается учителем наизусть под видеоклип к стихотворению. (слайд №7)
Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении? Что запомнилось? Какие слова вам были непонятны.
- Словарная работа
И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.
Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.
Пуще – сильнее.
Недаром - не напрасно.
Наперекор – назло, вопреки.
Подняли трезвон – звонко запели.
Хлопочет - занимается чем-то очень усердно
Взбесилась – очень сильно разозлилась
Физкультминутка для глаз по Базарному (слайд №8)
3.Чтение стихотворения хором.
- Какие два персонажа созданы автором? (Зима и Весна оживают у поэта. Он наделяет их человеческими качествами ).
- Вспомните, как называется литературный прием?
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
5. Чтение стихотворения вслух учащимися по строфам.
Анализ стихотворения
1 – строфа
- Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)
- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)
- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)
- Как будем читать эти строки? (радостно)
- Почему?
2 – строфа
- «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?
(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.
-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)
Звукозапись. Послушаем пение жаворонка.
3 – строфа
- Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. ( Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).
- А как шумит Весна? ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).
4 – строфа
- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. (Зима взбесилась ).
- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).
- А как называет Весну? ( прекрасное дитя ).
- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. ( Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.
5 - строфа
- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
Дифференцированная работа
1 группа – поставить в словах ударения ( пора, жаворонок, хлопочет, захватить )
2 группа – поделить слова для переноса ( недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась )
3 группа – подобрать синонимы к словам ( хохочет – заливается, смеётся; ворчит – ругается, кричит, злится )
Саша Кравчик – индивидуальная работа (чтение стихотворения )
Инсценировка стихотворения - 2 учащихся
- Дети, а почему Зима в ноябре – декабре «зимушка – зима, зимушка – хозяюшка, чародейка», а в феврале – «ведьма злая»?
Распределение слов по группам ( на доске вывешиваем )
Зима Весна
Злится стучится
хлопочет хохочет
ворчит шумит
взбесилась умылася
пустила стала румяней
нудит подняли трезвон
Рефлексия
-Весна. А вы хотите, чтобы настоящая весна пришла в гости? А какой народный праздник зиму прогоняет, а весну встречает блинами? ( Масленица) (Слайд №9)
Итог урока
Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
Какое задание оказалось самым трудным?
Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?
Рефлексия
- Оцените свою работу.
Если урок полезный, заставил задуматься, улыбнитесь и захлопайте в ладоши.
Если на уроке было не интересно, нахмурьтесь и замашите руками.
Оценивание учащихся
Домашнее задание
По выбору:
1.стр. 120, выучить наизусть;
2.стр. 120, выразительно читать;
3.нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Картина И. Левитана «Март» Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии . Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана. Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи».
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) Родился 5 декабря 1803 г ., Овстуг , Брянский уезд, Орловская губерния, Российская империя. С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое стихотворение он написал в 10 лет к дню рождения своего отца. Первое стихотворение было опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
У мер 15июля 1873 года. Похоронен В Петербургу на кладбище Новодевичьего монастыря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...
Конспект урока по литературному чтению. Л.Н.Толстого «Лев и собачка». 3 класс УМК «Школа России».
В данной разработке можно найти полезный материал для урока по чтению по теме "Лев и Собачка"....
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е.И. Чарушин. "Кабан". 4 класс, УМК "Школ России"
....
Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...
Конспект урока по литературному чтению "Стихотворения о животных. А.Блок Зайчик)" (2 класс Школа России)
Конспект урока по литературному чтению...