Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Никифорова Ирина Петровна

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина; способствовать расширению словарного запаса школьников, наблюдать за выразительными средствами языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Никифорова И.П. МБОУ «Школа № 20» г.Рязань

Тема урока: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс.

Цели и задачи урока:

  • подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения;
  • способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;
  • расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
  • добиваться заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
  • отрабатывать дикцию и выразительность чтения;
  • развивать эмоции и чувства детей;

Оборудование: учебник, портрет А.С.Пушкина, презентация по теме «Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер».

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

слайда

Деятельность учителя

Деятельность учеников

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№14

№15

№16

№16

№17

I Организационный момент

Предлагает учащимся проверить, все

ли готовы к уроку.

II Поэтическая минутка

Вы прочитали отрывок из стихотворения А.Пушкина «Бесы». О каком времени года пишет автор?

III Сообщение темы урока

       Сегодня мы познакомимся ещё с одним  стихотворением А.С.Пушкина, в котором автор описывает зиму -  «Зимний вечер».

       Вы знаете, что прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Что ещё нужно?

  А если это стихотворение,  что мы можем почувствовать?

        Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя новые «секреты», которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.Пушкина «Зимний вечер».

IV Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения

     Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в далёкое прошлое.

    Остановимся в селе Михайловское, которое находится под Псковом.

-Кто знает, что связывает А.Пушкина с этим местом?

Этот дом был  для поэта самым родным и любимым.

  Зимой  1825 года Пушкин был отправлен в ссылку в это село.

Там он оказался совсем один, без родных и друзей, каждый шаг был под наблюдением.

И только няня, добрая, отзывчивая, всё понимающая Арина Родионовна, любившая поэта, как родного сына, была рядом с ним.

   С ней Пушкин вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал только что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки, песни, ей он посвящал стихи.

   А теперь представьте: зима, вечер…

За окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно одиноко, на душе – грустно….

     

V Первичное чтение стихотворения

 Читает стихотворение.

VI Проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его слушали?

- От чьего имени ведётся рассказ?  

VII Акцентное вычитывание    стихотворения

Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Разберём картину, описанную в первой строфе.

      1. Работа по первой строфе.

- Опишите картину своими словами.

- Докажите, что это был вечер.

- Какое настроение вызывает буря у рассказчика?

     Иногда, чтобы точнее изобразить  человека, предмет или явление природы, автор сравнивает его с чем-то. Обычно сравнивают сложное с простым, незнакомое со знакомым.

 Сопоставление похожих предметов или явлений называется СРАВНЕНИЕМ.

Давайте попробуем найти сравнения, которые автор использует при описании бури.

- С кем сравнивает?

- Какое слово используется при сравнении?

- Зачем автор использует сравнение?

    В этой же строфе поэт воспользовался ещё одним приёмом, нам уже известным. Он помогает лучше представить себе картины жизни. Это приём – звукопись.

   Предлагаю вам поработать в паре:

найдите в тексте «рисующие» слова и звуки, с помощью которых создаётся образ бури, и запишите в тетрадь

 

 Проверим, правильно ли вы справились заданием.

     Повторное чтение первой строфы с акцентированием звукового рисунка.

      2. Работа по второй строфе.

- Какая картина описывается во второй строфе?

- К кому обращается герой – рассказчик?

- Какое настроение? Почему?

-Как относится автор к няне?

   

   3. Работа по третьей строфе.

Предлагаю вам поработать в паре и ответить на вопросы:

-На что надеется автор?

Что он ждёт?

 В этой строфе встречаются выражения, начинающиеся словом «как». Прочитайте их.

-Это тоже сравнение?

Нужно быть очень внимательным к авторскому тексту, чтобы не перепутать.

4. Работа по четвёртой строфе.

Эта строфа построена очень интересно. В чём её особенность?

 Сравните с предыдущими строками.

   

  Повтором автор усиливает печальное настроение рассказчика от злой бури, он хочет избавиться от этого чувства, хочет развеселить своё сердце.

VIII Выразительное чтение стихотворения

Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.

IXДомашнее задание

Выучить стихотворение наизусть и постараться выразительно рассказать.

X Итог урока

   Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я думаю, эта работа поможет вам научиться выразительно читать стихотворение.

Дети проверяют готовность к уроку.

Стоя читают отрывок из стихотворе-

ния «Бесы».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна

Отвечают на вопрос:

- понять картину из жизни;

- понять точку зрения (отношение) автора;

- почувствовать ритм,  рифму;

Там жила няня Пушкина Арина Родионовна.

Ответы детей на поставленные вопросы.

Ученик читает первую строфу.

Герой описывает зимний вечер.

Путник запоздалый, мглою небо кроет.

То, как ЗВЕРЬ, она ЗАВОЕТ,

То ЗАПЛАЧЕТ, как ДИТЯ…

То как ПУТНИК запоздалый,

К нам в окошко ЗАСТУЧИТ.

Как.

Помогает передать чувства и мысли, настроение автора.

воющий [у]          буря, крутя

резкий    [р]          кроет

шуршащий [ш]     обветшалой, зашумит

Ученик читает вторую строфу.

Картина «бедной лачужки».

Герой обращается к старушке, няне Арине Родионовне.

Печальное. Автор беспокоится за свою старушку.

Ласково, любя, тревожится о ней.

Ученик читает третью строфу.

Герой надеется на перемену и у себя, и у доброй подружки.      

Он ждёт веселья и песен.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Нет. Нет предмета для сравнения.

Ученик читает четвёртую строфу.

Автор использует повтор строк.

 

Прослушивание 1-3 учеников.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин «Зимний вечер» Презентацию подготовила Никифорова Ирина Петровна учитель начальных классов МБОУ «Школа № 20» г. Рязань

Слайд 2

А.С. Пушкин Мчатся тучи, вьются тучи; Неведимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна...

Слайд 3

А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Слайд 4

Дом Арины Родионовны в селе Михайловском

Слайд 5

Зима в Михайловском

Слайд 7

Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжанье Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.

Слайд 8

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Слайд 9

Сравнение - сопоставление похожих предметов или явлений. это

Слайд 10

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник К нам в окошко запоздалый, завоет, застучит.

Слайд 11

Звукопись воющий [ у ] буря, крутя, кроет резкий [ р ] шуршащий [ ш ] обветшалой, зашумит

Слайд 12

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник К нам в окошко запоздалый, завоет, застучит.

Слайд 13

Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжанье Своего веретена?

Слайд 15

Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Тихо за морем жила;

Слайд 16

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.

Слайд 17

Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжанье Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Золотая рыба» (индийская народная сказка). 2 класс

Тема уроков: «Золотая рыба» (Индийская народная сказка)Цели урока:Предметные: выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавать интонацию говорящих, определять основную мысль произведения.Метап...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Знакомство с буквой Б,б" 1 класс "Планета знаний"

Урок - путешествие предназначен для учеников 1 класса, обучающихся по программа "Планета знаний"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...