Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.
Планируемые результаты:
· Предметные: учить прогнозировать содержание произведения, представлять картины весенней природы и находить в произведении подтверждение этому, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; способствовать развитию речи учащихся.
· Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.
Оборудование: учебник по Литературному чтению 2 класс часть 2, под редакцией Климановой Л.Ф.; учебная презентация; аудиозапись произведений из цикла П.И. Чайковского «Временя года» («Весна»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_tyutchev.doc | 62.5 КБ |
lch_zima_nedarom_zlitsya.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока. Методы и приемы | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Мотивационный Словесный: слово учителя | 09:20-09:21 | Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Присаживайтесь. | Эмоционально настраиваются на работу Приветствуют учителя | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
2. Постановка учебной задачи Метод: словесно-практический Прием: учебный диалог, работа в парах | 09:21- 09:26 | А начнем мы наш урок с повторения. -Какой раздел мы начали на прошлом уроке? (Весна, весна! И все ей радо!) -Чему он будет посвящен? (произведениям о весне) -С какими определениями мы познакомились на прошлом уроке? (олицетворение, воображение) - Что такое олицетворение? (Олицетворение – это присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым) Хорошо, молодцы! Кто напомнит нам, что было задано на дом? (придумать загадку на весеннюю тему) Проверка домашнего задания Проверять домашнее задание мы будем в парах. Повернитесь к своему соседу и прочитайте друг другу загадки, которые у вас получились. Выберите самую интересную загадку в паре и прочитайте ее вслух. А остальные пытаются отгадать что это. Молодцы! Какие интересные загадки у вас получились! Ребята, сегодня мы продолжим с вами знакомиться с новым разделом. | Повторяют пройденный материал Вспоминают определения Работают в парах Читают свои загадки | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников Коммуникативные: работа в парах Познавательные: осознанно строят речевое высказывание |
Метод: словесно-наглядный Прием: рассматривание портрета; учебный диалог | 09:26- 09:30 | Посмотрите на слайд. Как вы думаете, кто это? (Федор Иванович Тютчев) Правильно, ребята, это Федор Иванович Тютчев. Ребята, не случайно я показала вам его портрет. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке? Давайте поставим цели нашего урока. Сравните цели, которые поставили вы и цели на слайде. Здесь есть лишняя цель. Как вы думаете какая? Молодцы! Вы нашли лишнюю цель! Давайте начнем достигать правильных целей! | Выдвигают предположения Формулируют правильные цели урока Анализируют цели на слайде | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге Познавательные: осознанно строят речевое высказывание Регулятивные: целеполагание |
3. Решение частных задач Метод: словесный Прием: слово учителя Метод: словесно-наглядный; словесно-практический Прием: учебный диалог, прослушивание аудиозаписи, рассматривание страниц учебника | 09:30-09:40 | Итак, с творчеством, какого поэта мы сегодня с вами познакомимся? (Ф. И. Тютчева) Что вы знаете об этом поэте? (ответы детей) Федор Иванович Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на 4 с половиной года. Однако Тютчев при жизни Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 году в журнале «Современник» были помещения «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. «Весенние воды»» - всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришел в восторг и изумление, прочитав эту рукопись. Давайте познакомимся с некоторыми произведениями Ф.И. Тютчева. Откройте учебники на странице 51. Закройте глазки и представьте себе картину из стихотворения. Учитель на фоне музыки читает стихотворение -«Зима недаром злиться…». Что вы представили, услышав это стихотворение? (ответы детей) - Что увидели? Передайте свои впечатления. Что удивило, что запомнилось? (ответы детей) - Давайте прочитаем стихотворение по абзацам. Р1, читай первое четверостишие. Посмотрите внимательно, есть ли в стихотворении слова, которые вам не знакомы? Посмотрите на слайд. Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо Нудит – принуждает, заставляет Как поэт изображает Весну и Зиму? Какой прием использует? (поэт использует олицетворение, изображает Весну и Зиму как живых существ) Найдите в стихотворении, как поэт называет Весну? (прекрасное дитя) Как названа в стихотворении Зима? (ведьма злая) Найдите в стихотворении слова и выражения и докажите это. А почему слова Зима и Весна автор пишет с большой буквы? (Зима и Весна – живые существа, главные герои произведения) Перечитайте стихотворение и докажите это. Молодцы! Мы хорошо с вами поработали! | Выдвигают предположения Слушают слово учителя Представляют картину Делятся своими чувствами и впечатлениями с одноклассниками Читают по абзацам Анализируют стихотворение Строят речевое высказывание Выдвигают предположения и доказывают их | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге Познавательные: осознанно строят речевое высказывание Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование |
Физминутка | 09:40- 09:41 | Сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнемся. Физминутка! | Смена вида деятельности | Личностные: смена вида деятельности |
3. Решение частных задач Метод: словесно-практический Прием: учебный диалог, анализ произведения Метод: словесно-практический Прием: учебный диалог, выразительное чтение | 09:41- 09:55 | Давайте еще раз посмотрим на стихотворение. Какое настроение у поэта: он печалится или радуется? (ответы детей) На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму, за то, что она не уходит) Какое же время года, по вашему, лучше? (ответы детей) Однозначно, какое время года лучше, мы сказать не можем. Каждое время года по-своему прекрасно и любимо. Анализ произведения -На сколько частей разделили произведение? (5) Посмотрите на первую часть. -Почему злиться зима? -Попробуйте заменить слово недаром близким по значению (неспроста, у нее есть причины злиться) - Как вы понимаете последние 2 строчки в первой части? (ответы детей) - Прочитайте выразительно Найдите вторую часть - О каких признаках весенней природы здесь говориться? (Жаворонки уже подняли звон, все засуетилось) - Как вы понимаете выражение «все засуетилось»? (ответы детей) - В каком темпе мы будем читать эту часть? (в оживленном, радостном) - Прочитайте эту часть выразительно Посмотрите на третью часть - Какое настроение у Зимы и Весны? (Зима ворчит, Весна хохочет) - Как шумит Весна? (пуще) - Что это значит? (Пуще – сильнее, больше) - Прочитайте выразительно Прочитайте 4 часть - Как поэт называет Зиму? (ведьма злая) - Как называет Весну? (прекрасное дитя) - Расскажите, как взбесилась Зима и что она сделала? (взбесилась, взяла снег и запустила в Весну) Прочитайте про себя 5 часть - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не расстроилась, не стала горевать) - В стихотворении есть слово умылася. А как мы говорим? (умылась) - Как вы думаете, что означает слово наперекор? (Наперекор – вопреки чему-то) - Прочитайте все стихотворение выразительно (3 человека) Хорошо, молодец, твоя оценка за выразительное чтение… | Анализируют стихотворение Участвуют в учебном диалоге Анализируют произведение вместе с учителем Заменяют слово синонимом Читают выразительно Выдвигают предположения Читают выразительно Строят предположения Читают выразительно Строят устный рассказ Участвуют в учебном диалоге Читают выразительно все стихотворение | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников Познавательные: осознанно строят речевое высказывание Коммуникативные: выслушивают мнение соседа по парте, приходят к единому решению Познавательные: анализ Познавательные: осознанно строят речевое высказывание Познавательные: выразительное чтение |
5. Итог урока. Рефлексия | 09:55- 10:00 | А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Кто напомнит нам, какие цели урока мы ставили? Достигли ли мы их? -Какой раздел мы с вами изучаем? -Какое стихотворение мы с вами прочитали? -Кто его автор? -За что вы могли бы себя похвалить сегодня? -Что особенно хорошо у вас получилось? Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: Выучить стихотворение на странице 51 наизусть. Ребята, вы большие молодцы! У вас сегодня все получилось! Мне было приятно с вами работать! До новых встреч! | Подводят итоги совместно с учителем Записывают домашнее задание Оценивают свою работу на уроке Прощаются | Регулятивные: контроль своих действий на уроке |
Тема: «Ф. Тютчев. Зима недаром злиться…
Прием контраста в лирическом стихотворении»
Тип урока: изучение нового материала
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.
Планируемые результаты:
- Предметные: учить прогнозировать содержание произведения, представлять картины весенней природы и находить в произведении подтверждение этому, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; способствовать развитию речи учащихся.
- Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.
Оборудование: учебник по Литературному чтению 2 класс часть 2, под редакцией Климановой Л.Ф.; учебная презентация; аудиозапись произведений из цикла П.И. Чайковского «Временя года» («Весна»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873 гг )
Познакомиться с творчеством Ф.И. Тютчева; Учиться анализировать стихотворения, воспринимать выраженные в них чувства; Цели урока
А.С. Пушкин старше Ф. И. Тютчева на 4,5 года
Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо; Нудит – принуждает, заставляет;
Познакомиться с творчеством Ф.И. Тютчева; Учиться анализировать стихотворения, воспринимать выраженные в них чувства; Цели урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."
Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению Ф.Тютчев "Зима недаром злится"
Урок литературного чтения в 3 классе....
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по текс...
Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...