Конспект урока по литературному чтению с применением УУД по теме "Природа в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению 3 класс | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучение оцениванию своих поступков и поступков в окружающей природе; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения. Используя эпитеты; развитие и обогащение речи, внимания, творческого воображения через прием словесного рисования; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре общения.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с произведение С.А. Есенина, научиться читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя; находить в тексте средства художественной выразительности.
Метапредметные:
Познавательные - подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/ неудовлетворительность своей работой на уроке; оценивают свои достижения и результата сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и. пр.};
коммуникативные: строят связное высказывание из 7-8 предложений по теме, диалог в паре иди группе, задают вопросы.
Личностные: осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина; понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении.
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии. 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс- аудио- и видеозаписи песен музыкальных произведений.
Организация структуры урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые Способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. - Проверим готовность к уроку. Мы гуляем по весне, Побываем мы везде. С удовольствием гуляем, Много нового узнаем. | Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроек ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1.Проверка домашнего задания. 2.Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Прочитайте по слогам загадку, отгадайте ее. С матушкой-весной Я в платье цветном, С мачехой-зимой - В саване одном. (Черемуха.) -Прочитайте загадку с вопросительной интонацией. -Прочитайте с печальной интонацией. -Прочитайте скороговоркой. Черемуха—дерево от 2 до 15 м высотой. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выразительно читают стихотворения А. Блока «Сны», «Ворона», Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Делают сообщения, по материалам проектной деятельности (см: ресурсный материал) | Выделяют существенную информацию из текста загадки. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыте. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, Уточняют высказанные мнения по существу задания. |
III Сообщение темы урока. Определение целей урока | Читает отрывки из стихотворений С. Есенина. - Что объединяет эти два отрывка? (Зима, природа, С. Есенин.) Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время - это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природа в движении? - Прочитайте тему урока. -Определите цель урока, используя опорные слова: Мы познакомимся Мы узнаем... Мы вспомним... Мы будем уметь... Мы сможем поразмышлять... - Поднимите руку, кто это произведение еще не читал? -Как вы думаете, о чет это произведение? -Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Есенина. | Внимательно слушают. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора. | Рассказывает о творчестве С. Есенина, свай рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг. С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали и его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует так же, как и мы. С. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблен в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, цветы. Еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотрен, на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. - Взгляните на лицо этого человека. (Обращает внимание на портрет поэта.) Есенин - нежное имя, Соловьиный звон. Кудрями золотыми Звенел веселый клен. Из солнечного ливня Весеннее лицо Овеял ветер нивный Цветочною пыльной. Образ чист и ясен, Весь в кликах журавлей. Ты осиянный ясень Над синевой полей. - В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. С. Есенин - поэт Руси, он взял у родной природы даже характерные черты своей внешности; чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри - у кроя родных берез, золото волос -у российских нив, а главное - он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу. «Душа моя - поле безбрежное...». С. Есенин очень любил свой родной крайнего природу. Для него природа - это вечная красота и вечная гармония мира, - Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, мир поэзии С. Есенина, и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черемуха» | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора. | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют .последовательность развития сюжета. Адекватно воспринимают информацию. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
V. Работа над содержанием текста. 1.Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. - Объясните значение сдав, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Медвяная запах меда (черемуха—медоносное растение). Пряная - острая, ароматная по вкусу и запаху. Гремучая - шумная, издающая громкие, звуки. Обдает - окатывает водой, брызгами со всех сторон. Вкрадчиво - осторожно. Под кручею - под обрывом {круча - крутой спуск, обрыв). Организует первичное прослушивание текста из аудио хрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. - Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни, деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». -О чем будет стихотворение? -Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. -Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. -Кому понравилось стихотворение? - Какие чувства возникли у вас? - Какие строки стихотворения вам особенно понравились запомнились? -Какой вы представляете себе черемуху? -Мысленно остановитесь у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить? | Работают с толковым словарем. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. - Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью. Черемуха, как Прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и ее красота покоряет. В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черемуха» два героя - черемуха и ручей. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей «волной гремучею ей ветки обдает» | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Осуществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Планируют оценивают учебные действия. |
VI Повторное чтение и анализ произведения. 1. Беседа по содержанию стихотворения, 2.Анализ литературных приемов, которые использует автор. 3. Составление схемы приема «Звукозапись» 4. Работа в группах | —Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение? - Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина. -Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? - Понравились ли вам сравнения? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Какие звуки помогают поэту передать движение воды: в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? - Найдите их в строках о ручье со слов «А, рядом, у проталины...». - Прочитайте эти строки, подчеркивая звуки движения воды в ручье. - А теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья? -Прочитайте строки, подчеркивая эти звуки. - Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы понравиться ей. -Какой прием использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стая чем-то напоминать человека? - Похожа ли на человека черемуха? - В этой строке есть и: олицетворение, и сравнение. - Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, в черемухе озарены ярким солнечным светом? - Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки (з) и [с]. - Воспользовался ли таким приемом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк, о черемухе, подчеркивая эта звуки. - А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки [з] и [с]. - И слова, н звуки помогай нету создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картава была падшей, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили. -Как будет читать стихотворение - быстро или неторопливо? - Какие строки, по-вашему, можно читать чуть быстрее? Перед этими словами и после них можно сделать паузу. -Какие литературные приемы использовал С.Есенин? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого в фронтальном режиме. - Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы. Участвуют в коллективной корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Читают строчки из стихотворения: А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. --Р-ПР- ТР-СТР-ВР-Р. -Р-ГР-КР-КР - Олицетворение. - Да, она ветки золотистые, что кудри, завила. - Ветки золотистые сияют в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая» -С-ЗСС-С Неторопливо, с любованием. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения | Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника выводы. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое, мнение и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации. Принимает и сохраняет учебные задачи. Владеют навыками сотрудничества |
Прочитайте стихотворение и найдите изобразительно-выразительные средства языка. Объясните их понимание. Работать будете в группах. 1 группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с цветом. -Какими словами поэт говорит о запахах? -Что значит «роса медвяная»? -Что значит «пряная зелень»? 2 группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с запахом, свойством. -Почему о дереве говорится как о цветке? -Почему «с весною», а не «весною»? 3 группа выписывает сравнение -Почему автор использует такие сравнения? - Почему автор делает повтор первой строчки? Каким нарисовал ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? -Чем объясняются эти изменения? - Что бы вы нарисовали на первом и втором рисунке? (организует работу с тетрадями на печатной основе) | Работа в группах. Ответы из текста Ответы детей с объяснением в ассоциации Ответы детей в сравнении Хочет обратить внимание на черемуху. Вначале – струится маленький, между корней, а в конце – «гремучая волна», «обдает ветки», «под кручею» Время прошло- черемуха распустилась, расцвела и ручей набрался силы. Работа в тетради на печатной основе. | ||
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. -Выучить стихотворение наизусть. -Cоставить словарик эпитетов и сравнений по стихотворению С. Есенина «Черемуха». -Найти стихотворения других авторов про черемуху. | Задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. |
VIII Итог урока. Рефлексия. | Оценивают результаты выполнений, заданий на уроке, в том числе, и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: -Что особенно заинтересовало вас во время урока? -Что нового узнали на уроке? - С каким произведением вы познакомились? Кто его автор? -Удалось вам почувствовать весну? -Какие слова и выражения С, А. Есенина вам особенно понравились? -Какую загадку стихотворения мы разгадали? Поэт нависал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручейке. (Поэт наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.) Оцените себя, Если на уроке все получилось, трудности вы преодолели, то на черемуху приклейте распустившиеся белые цветы. Если что-то но получилось, остались нерешенные вопросы, то приклейте зеленые бутоны | Отвечают m вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. |
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. А. ЕСЕНИНЕ Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1.895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, всегда ходил в царапинах. А 'еще Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Есенина называли певцом: русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение называлось «Береза». В 21 год вышла первая книга стихов «Радуница». Есенин становится популярным поэтом того времени. Но прожил он короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется. Есенин». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.
Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....
Конспект урока по литературному чтению c применением новых образовательных технологий. "Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»". 1 класс.
Данная технологическая карта разработана с использованием системы ProCla...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) УМК Школа России на тему "С.А.Есенин "Черёмуха""
Данный конспект урока разработала студкетка Новосибирского Педагогического Колледжа №1 имени А.С.Макаренко...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"...
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"
разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...
Конспект урока по литературному чтению на тему " Стихотворение С. А. Есенина "Черемуха".
Тема урока: С. А. Есенин "Черемуха"Тип: Знакомство с новым произведениемЦель: создать условия для восприятия и воссоздания в воображении картин, созданных С.А.Есениным в стихотворении «...