Адаптированная рабочая программа по чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_klass_morozova_o.v.docx | 48.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 24.05.2018г. № 5 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» _____________Е.В. Шагвалеева Приказ от 30.08.2018 г. № 469 |
Адаптированная рабочая программа
Морозовой Ольги Викторовны
по чтению
4 класс
2018-2019 учебный год
пгт. Излучинск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 4) МБОУ «Излучинская ОНШ»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы: под ред. М.И. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;
- учебника «Чтение», 2 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII, авторы-составители Ю. Ильина, А. К. Аксенова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова – 11 изд. –М.: Просвещение, 2016.
Исходя из предметной диагностики и индивидуальных возможностей, обучающейся определена образовательная программа 2 класса (1 уровень).
Цель:
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- обучение последовательно и правильно излагать свои мысли;
- социальная адаптация и реабилитация.
Задачи обучения чтению во 2 классе:
- научить детей читать доступный их пониманию текст про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать нравственные качества.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение» во 2 классе допускают разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: минимальный и достаточный уровни. Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушенным интеллектом.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты | |
минимальный уровень | достаточный уровень |
Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку; читать по слогам короткие тексты; соотносить прочитанный текст с иллюстрацией. | Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре; пересказывать по картинно-символическому плану, серии сюжетных картинок прочитанный или прослушанный текст. |
2. Содержание учебного предмета
Программа включает в себя следующие разделы:
Раздел | Кол-во часов | Содержание раздела |
Тема 1. «Зазвенел звонок – начался урок» | 15 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях школьников. |
Тема 2. «Осенние страницы» | 13 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений осенью. |
Тема 3. «Сказка за сказкой» | 8 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму сказками разных народов. |
Тема 4. «Мир животных» | 16 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о жизни животных в разное время года. |
Тема 5. «Птицы наши друзья» | 6 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о жизни птиц в разное время года. |
Тема 6. «Зимние страницы». | 14 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений зимой. |
Тема 7. «Всё мы делаем сами и своими руками» | 14 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о труде взрослых, об участии в домашнем труде детей. |
Тема 8. «Буду делать хорошо и не буду плохо». | 10 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о хороших и плохих поступках, о дружбе и взаимопомощи. |
Тема 9. «Ежели вы вежливы…» | 7 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о правилах поведения, вежливости. |
Тема 10. «Весенние страницы» | 13 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений весной. |
Тема11. «Посмеёмся, улыбнёмся» | 7 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений, содержащих смешные истории о детях. |
Тема12. «Летние страницы» | 6 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений летом. |
Тема13. «Как хорошо уметь читать» | 8 | Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений. |
Кроме того, программа 2 класса предусматривает составление и чтение слов со сходными по звучанию артикуляции звуками, со стечением согласных, многосложных; ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение в тексте ответа на вопросы, элементарная оценка прочитанного.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |||
План | Факт | |||||
Зазвенел звонок – начался урок (15 ч) | ||||||
1 | Осень в школе. По Н.Саксонской «Я могу считать до ста…» Р. Сеф | 1 | ||||
2 | Где лево, где право. По В. Берестову | 1 | ||||
3 | Школьные слова. По В. Драгунскому | 1 | ||||
4 | Я учусь писать. По М. Яснову | 1 | ||||
5 | «Таня знала буквы…» Л.Толстой. В школе. По К.Ушинскому | 1 | ||||
6 | Мы дежурим. По В. Викторову | 1 | ||||
7 | Про то, для кого Вовка учится. По В. Голявкину | 1 | ||||
8 | Физкультура. По Э. Мошковской | 1 | ||||
9 | Пятёрка. По Р. Сефу | 1 | ||||
10 | Всякой вещи своё место. По К.Ушинскому | 1 | ||||
11 | Три плюс пять. М. Юдалевич | 1 | ||||
12 | Первый урок. По В. Голявкину | 1 | ||||
13 | Уроки. По В. Драгунскому | 1 | ||||
14 | Давайте складывать слова. Г. Мамлин | 1 | ||||
15 | Обобщение к разделу «Зазвенел звонок – начался урок» Школьные загадки. | 1 | ||||
Осенние страницы (13 ч) | ||||||
16 | Художник-Осень. По Г.Скребицкому | 1 | ||||
17 | В эту осень. (Отрывок.) С.Козлов | 1 | ||||
18 | Падают, падают листья… М.Ивенсен | 1 | ||||
19 | Здравствуй, осень. В.Викторов | 1 | ||||
20 | В октябре. По А.Митяеву | 1 | ||||
21 | Верная примета. Г.Ладонщиков Народные приметы | 1 | ||||
22 | Когда шубу носить? А.Степанов | 1 | ||||
23 | Белки. По И.Соколову-Микитову | 1 | ||||
24 | Белкина кладовка. Е.Благинина | 1 | ||||
25 | Кто сажает лес. По Г.Снегирёву | 1 | ||||
26 | Почему ноябрь пегий. По Н.Сладкову | 1 | ||||
27 | Обобщение к разделу «Осенние страницы» Осенние загадки | 1 | ||||
Сказка за сказкой (8 ч) Русские народные сказки | ||||||
28 | Вершки и корешки | 1 | ||||
29 | Лиса и кувшин | 1 | ||||
30 | Рак и Лиса | 1 | ||||
31 | Старик и два медвежонка | 1 | ||||
Сказки разных народов | ||||||
32 | Заяц и черепаха. (Ингушская сказка) | 1 | ||||
33 | Волк и лошадь. (Румынская сказка) | 1 | ||||
34 | Добрый крестьянин. (Японская сказка) | 1 | ||||
35 | Обобщение к разделу «Сказка за сказкой» | 1 | ||||
II четверть Мир животных (16 ч) | ||||||
36 | Кто любит собак… Р. Сеф. Барашек. (Английская народная песенка.) | 1 | ||||
37 | Загадка. А. Введенский | 1 | ||||
38 | Кролик. В. Лифшиц | 1 | ||||
39 | Лапки. Ю. Коринец | 1 | ||||
40 | Котёнок. Е. Благинина | 1 | ||||
41 | Собака. А. Барто | 1 | ||||
42 | Ёж. Е. Чарушин | 1 | ||||
43 | Живой букет. Я. Агафарова | 1 | ||||
44 | Медвежонок. По Г. Снегирёву | 1 | ||||
45 | Лисья нора. По. И. Соколову-Микитову | 1 | ||||
46 | Кто? С. Чёрный | 1 | ||||
47 | Бобрёнок. По Г. Снегирёву | 1 | ||||
48 | Детский дом. С. Маршак | 1 | ||||
49 | Животные. Р. Зелёная, С. Иванов | 1 | ||||
50 | Обобщение к разделу «Мир животных» Загадки о животных | 1 | ||||
Птицы – наши друзья (6 ч) | ||||||
51 | Соловей. По И.Соколову-Микитову | 1 | ||||
52 | Ворон. Г.Снегирёв | 1 | ||||
53 | Спор на скворечне. Г.Ладонщиков | 1 | ||||
54 | Пылесос. По Н.Сладкову | 1 | ||||
55 | Птичка. По В.Голявкину | 1 | ||||
56 | Обобщение к разделу «Птицы – наши друзья» Птичьи загадки | 1 | ||||
Зимние страницы (14 ч) | ||||||
57 | По ягоды на лыжах. Н.Егоров | 1 | ||||
58 | Снег идёт. По Л.Воронковой | 1 | ||||
59 | Озорные снежинки. Л.Наппельбаум | 1 | ||||
60 | Сёмка и Мороз. По Е.Кузнецовой | 1 | ||||
61 | Белая страница. С.Маршак Книга зимы. В.Бианки. | 1 | ||||
62 | Что это было? Д.Хармс | 1 | ||||
63 | Зайчик и рябина. В.Сухомлинский | 1 | ||||
64 | Зимний запас. По Н.Сладкову | 1 | ||||
65 | Наши друзья. Г.Ладонщиков | 1 | ||||
III четверть | ||||||
66 | Зимний разговор через форточку. (Отрывок.) Б.Брехт | 1 | ||||
67 | Храбрая птица. По Н.Плавильщикову | 1 | ||||
68 | Ночное приключение. Ю.Кушак | 1 | ||||
69 | Снеговики. По Л.Сергееву | 1 | ||||
70 | Обобщение к разделу «Зимние страницы» Зимние загадки. Е.Благинина | 1 | ||||
Всё мы сделаем сами и своими руками (14 ч) | ||||||
71 | Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка.) Вот какие наши руки. А.Гарф | 1 | ||||
72 | Белоручки. В.Голышкин | 1 | ||||
73 | Своими руками. В.Осеева | 1 | ||||
74 | Десять помощников. М.Коцюбинский | 1 | ||||
75 | Первая рыбка. Е.Пермяк | 1 | ||||
76 | Кукла и Катя Г.Ладонщиков | 1 | ||||
77 | Разговор о технике. Е.Серова. Странное дело. И.Мазнин | 1 | ||||
78 | Вкусный пирог. По П.Тихонову | 1 | ||||
79 | Мы вдвоём. Г.Глушнев | 1 | ||||
80 | Подходящая вещь. По В.Голявкину | 1 | ||||
81 | Танечка-хозяйка. М.Глазков | 1 | ||||
82 | Доктор Петрова. М.Моисеева | 1 | ||||
83 | Мамина работа. По Е.Пермяку | 1 | ||||
84 | Обобщение к разделу «Всё мы делаем сами и своими руками» Загадки о наших помощниках | 1 | ||||
Буду делать хорошо и не буду плохо (10 ч) | ||||||
85 | Подружки. А.Кузнецова Рыцари. А.Барто | 1 | ||||
86 | Жалейкин и пруд. Н.Сладков | 1 | ||||
87 | Страшная история. Р.Зелёная, С.Иванов | 1 | ||||
88 | Хитрое яблоко. По Т.Пономарёвой | 1 | ||||
89 | Урок дружбы. М.Пляцковский | 1 | ||||
90 | Яблоко. В.Хомченко | 1 | ||||
91 | Про Людочку. В.Карасёва | 1 | ||||
92 | Никто не мешает. Р.Баумволь | 1 | ||||
93 | Сказка про честные ушки. С.Прокофьева | 1 | ||||
94 | Обобщение к разделу «Буду делать хорошо и не буду плохо» | 1 | ||||
Ежели вы вежливы… (7 ч) | ||||||
95 | Доброе утро. Н.Красильников | 1 | ||||
96 | Как Маша яблоко ела. Л.Каминский | 1 | ||||
97 | Удивительное превращение. По В.Голышкину | 1 | ||||
98 | Брысь, шапочка! А.Седугин | 1 | ||||
99 | Песенка о вежливости. (Отрывок.) С.Маршак | 1 | ||||
100 | Кто грамотней? По Я.Пинясову | 1 | ||||
101 | Обобщение к разделу «Ежели вы вежливы…» | 1 | ||||
IV четверть Весенние страницы (13 ч) | 1 | |||||
102 | Появление весны. Л.Модзалевский | 1 | ||||
103 | Весна-красна. И.Соколов-Микитов | 1 | ||||
104 | Март. Ю.Коринец Поздравление. Л.Барбас | 1 | ||||
105 | Сосульки. М.Пляцковский Песенка капели. М.Борисова | 1 | ||||
106 | Художник-Весна. По Г.Скребицкому Подснежник. Е.Серова | 1 | ||||
107 | Белое и жёлтое. По Ю.Ковалю | 1 | ||||
108 | Салют весне. З.Александрова | 1 | ||||
109 | Любитель цветов. Н.Сладков | 1 | ||||
110 | Терем-рукавица. В.Хомченко | 1 | ||||
111 | Девятое мая. Г.Виеру | 1 | ||||
112 | Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю | 1 | ||||
113 | Майский праздник. Т.Белозёров. Лучше нет родного края. П.Воронько | 1 | ||||
114 | Обобщение к разделу «Весенние страницы» Весенние загадки | 1 | ||||
Посмеёмся, улыбнёмся (8 ч) | 1 | |||||
115 | Повар. О.Григорьев | 1 | ||||
116 | Память. Э.Успенский | 1 | ||||
117 | Хорошо спрятанная котлета. Г.Остер | 1 | ||||
118 | Как поросёнок говорить научился. По Л.Пантелееву | 1 | ||||
119 | Банька. Ю.Кушак | 1 | ||||
120 | Как котёнок Яша учился рисовать. По Л.Каминскому | 1 | ||||
121 | Познакомился. В.Лапшин | 1 | ||||
122 | Обобщение к разделу «Посмеёмся, улыбнёмся» Отвечайте, правда ли? По Г.Чичинадзе | 1 | ||||
Летние страницы (6 ч) | 1 | |||||
123 | Земляника. Е.Трутнева | 1 | ||||
124 | Солнце и радуга. К.Ушинский Мост. Л.Мануш | 1 | ||||
125 | Шмель и Миша. А.Седугин | 1 | ||||
126 | Гнездо в траве. По В. Хомченко | 1 | ||||
127 | Каникулы. Л.Фадеева | 1 | ||||
128 | Обобщение к разделу «Летние страницы» Летние загадки | 1 | ||||
Как хорошо уметь читать! (8 ч) | 1 | |||||
129 | Читалочка. В.Берестов | 1 | ||||
130 | Раньше улица молчала. И.Железнова | 1 | ||||
131 | Читателю. Р.Сеф | 1 | ||||
132 | Спрятался. В.Голявкин | 1 | ||||
133 | Ау. Л.Пантелеев | 1 | ||||
134 | Прощальная игра. Д.Чиарди | 1 | ||||
135 | Обобщение к разделу «Как хорошо уметь читать!» Книжкины загадки | 1 | ||||
136 | Обобщение к разделу «Как хорошо уметь читать!» Книжкины загадки | 1 |
Критерии оценки
достижения планируемых результатов освоения программы
учебного предмета «Чтение»
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Личностные результаты освоения АООП
Критерии | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | сформированность навыков коммуникации со взрослыми | способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
способность обращаться за помощью | ||
сформированность навыков коммуникации со сверстниками | способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | |
способность обращаться за помощью | ||
владение средствами коммуникации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | |
адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации | |
Владение знаниями о здоровом образе жизни, наличие мотивации к творческом труду | знание ЗОЖ | соблюдение режима дня |
соблюдение правил личной безопасности | ||
способность применять правила ЗОЖ | ||
сформированность мотивации к творческому труду | способность к бережному отношению к результатам своего труда | |
способность к бережному отношению к результатам чужого труда | ||
способность к бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике;
полнота и надежность усвоения;
самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно»/«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной организации.
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Для успешной реализации программы необходим следующий учебно-методический комплекс:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 1-4 классы ,2009г, под редакцией Воронковой В.В.
2. Учебник Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида/Авт. сост. С. Ю. Ильина. – 5 изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. 247 стр.
3. Рисунки, иллюстрации,
4. Слоговые таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...
Адаптированная рабочая программа по чтению для 4 класса
Рабочая программа по чтению...
Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС
Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ....
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида
Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 2 классов
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по чтению (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII...
Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида...