Разработка открытого урока чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Зеленчук Дарья Валерьевна

План-разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_po_chteniyu.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление  о добре и отзывчивости;

2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

3) воспитывать  патриотические чувства, любовь к Родине,   прививать интерес к истории нашей Родины времён ВОВ;  воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Планируемый результат обучения и формирования УУД:

Метапредметные (МПР):

регулятивные: понимать учебную задачу урока  стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные: формировать умение аргументировать  своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные (ЛР): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные (ПР):

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийная презентация, учебник «литературное чтение» часть 2, карточки.  

Ход урока:

I. Орг. момент.

-Здравствуйте,  дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение

II. Речевая разминка.

Был вежлив                   (слайд 2)

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

Спасибо! — говорил.

(С.Я. Маршак)

Задание:

1)        Прочитать про себя;

2)        Прочитать хором.

3)        Прочитать быстро.

4)        Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.

- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)

-Почему? (Он обижал малышей.)

-  Как мы его назовем?  (Грубым, злым, невоспитанным)

-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)

-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)

Правильно. А кто знает , кого называют невежей, а кого невеждой?

 Невежа -  грубый, невоспитанный человек.

 Невежда - малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.

III.  Актуализация  опорных знаний.

-Как называется  раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья) 

- Какое произведение мы читали  на предыдущем уроке чтения?  (Два пирожных)

-Кто его автор? (Юрий Ермолаев)

Какое задание вам было на дом?

(Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных».)

-Ребята, а как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных,  а Наташе ничего не осталось?

-Какая девочка вам больше понравилась? Почему?(Оля, она отзывчивая, добрая..)

IV.  Определение  темы и цели урока.

Подготовка к восприятию.

 (задание на карточках у каждого ребенка)

 - Прочитайте стихотворение:  «Добрые слова».

 Добрые слова не лень

 Повторять мне трижды в день,

 Только выйду за ворота

 Всем идущим на работу,

 Кузнецу, ткачу, врачу,

 « . . .!» - я кричу.

 « . . .!» - кричу я вслед,

 Всем идущим на обед.

 « . . .!» - так встречаю

 Всех, домой спешащих к чаю.

(Работа в парах)

 - Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.

  ( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый

вечер»).

- Какие еще добрые слова, вы знаете и часто  говорите? Как вы думаете зачем они нужны людям?

О чем сегодня  мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

- А какой рассказ мы будем читать, вы узнаете, выполнив задание в парах.

 -Возьмите карточки и зачеркните английские буквы.

-Кто его автор?- прочитайте на с. 87

-Какая же тема нашего урока? ».(слайд 3)

V. Работа по теме урока.

Знакомство с биографией (презентация).(слайд 4, 5,6,7, 8, 9, 10, 11)

-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ  - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...”
Призы и награды.

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне »

-Ребята, а в каком году была ВОВ?

-Какую дату будет отмечать наша страна? (70-летие Победы)

-А каких героев-земляков вы знаете? (П.П.Серяков и А.А.Царегородский)

- Какие подвиги они совершили?

-Какие качества личности можете назвать, какими обладали наши земляки?(мужество, героизм, ответственность за других…)

-Какую роль в ВОВ выполняли дети?

-Каких пионеров-героев вы запомнили из наших проведённых классных часов?

Молодцы, ребята!

Выставка книг.

-Посмотрите на выставку книг В.А.Осеевой.

-Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.

 Словарная работа

-  Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.(слайд 12)

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила  пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

-  Первичное чтение учителем и детьми.

- Послушайте рассказ и затем ответьте на  вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?  

VI.  Физкультминутка

VII.   Этап  первичной проверки понимания изученного.

- Назовите главного героя рассказа.

- Понравился вам мальчик в начале рассказа? Почему?

-Какие действия мальчика говорят о том, что он был грубым? (кричал, сердито буркнул, сжал кулаки, стучал кулаком по скамейке)

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

- Кто помог мальчику?

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

- Можно ли старика назвать колдуном, чародеем, волшебником? (нет) (просто он был  очень мудрым человеком. Он много лет общался с людьми и  познал тайну доброго отношения к людям, и в трудный для Павлика момент открыл эту тайну мальчику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь.)

- Как действовала на окружающих волшебное слово мальчика ?(они становились добрее)

- Каким становилось настроение людей, когда они слышали волшебное слово?(настроение  становилось хорошим)

- Каким стал мальчик, после общения со стариком? Найдите в тексте.

(Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.)

Выборочное чтение.  (работа в группах)

1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)

2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

 (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).

3 группа:  Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

(- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).

Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа: ( слайд13 )

- «Добрый человек добру и учит».

-«За добро, добром платят»

Работа в парах

Восстановите  последовательность событий: (слайд 14)

1.Встреча со стариком.

2.Разговор с Леной.

3. Разговор с бабушкой.

4.Беседа за обедом.

5. Возвращение в сквер.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, с каким произведением начали знакомиться  сегодня на уроке? («Волшебное слово»)

–Кто написал этот рассказ?

- Какие  «волшебные»  слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)

- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

- Какая же главная мысль рассказа? Чему нас хотела научить В. Осеева?  

Вывод:

Важно не просто знать волшебные слова, но и научиться пользоваться ими , а значит научиться вежливому и культурному общению друг с другом

- Ребята,  наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда вы  отправитесь далее в путь на зелёном автобусе;

- если на уроке  у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то

на жёлтом автобусе;

- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда на красном.

Слова: «До свиданья!»,

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»-

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке,

В школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И. Сурикова "Детство" "Начальная школа ХХ| век"

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова ,обучение выразительному чтению стихотворения, чуткому отношению к слову,развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, "погружаться в тему"....

Разработка открытого урока литературного чтения в 4 классе

Открытый урок литературнрого чтения в 4 классе. Структура урока полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения...

Разработка открытого урока по чтению В Бианки. "Мышонок Пик" 3 класс

В папке размещена презентация  к уроку, конспект урока, анализ урока....

01. Разработка открытого урока по литературному чтению в 4-ом классе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaУрок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ел...

Разработка открытого урока по чтению во 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой

Разработкаоткрытого урока по чтениюво 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой...

Разработка открытого урока по чтению в 3 «Д» классе на тему: «Серебряное копытце» П.П.Бажова.

Разработкаоткрытого урока по чтениюв 3 «Д» классе на тему: «Серебряное копытце» П.П.Бажова....