Разработка открытого урока по чтению В Бианки. "Мышонок Пик" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
В папке размещена презентация к уроку, конспект урока, анализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вся разработка с анализом урока | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок . В.Бианки «Мышонок Пик»
Стр. 79-81
Урок по произведению В.Бианки «Мышонок Пик» из темы «Люби живое». Программа УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС.
Цели: продолжить работу над сказкой В.В. Бианки «Мышонок Пик»; учить детей видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению. Приучать детей к самостоятельному поиску информации
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана;
Оборудование: Компьютер с проектором для показа презентации, рабочие тетради.
I. Организационный момент
— Мы продолжаем разговор о произведении Виталия Бианки «Мышонок Пик». Для этого давайте немного вспомним, что мы знаем из биографии Виталия Бианки.
(Слайд 1). Портрет Виталия Бианки и рассказ учащихся о творчестве писателя.
. В.В.Бианки–
Во-первых, это знаток природы и автор «Лесной газеты»;
Во-вторых, это писатель-«переводчик» языка деревьев, трав, зверей и птиц на человеческий язык;
В-третьих, это писатель, у которого учились мастерству Николай Иванович Сладков и Эдуард Юрьевич Шим – его продолжатели, последователи и ученики.
- Но мы изучаем не прекрасные рассказы о природе, а сказочную историю о маленьком мышонке, мышонке по имени Пик. К какому жанру относится наше произведение?
- В повествовании на равных явно различаются две линии:
Художественная – сказка (путешествие-приключение мышонка) и
Научно-познавательная (удивительные подробности из жизни, казалось бы, столь обычного и даже неприятного для людей существа, как дикий полевой мышонок) - несказка
( Слайд 2).
Сказки-несказки – так называл свои произведения автор. Что в них сказочного?
(Мы знаем, о чём думает мышонок; все приключения заканчиваются благополучно). А что не сказочного?
(Как живут полевые мыши, как они выглядят, чем питаются. Кто их друзья, а кто – враги).
II. Речевая разминка
— Разомнем свой язычок.
(Слайд 3).
— Отгадайте загадку.
Маленький шарик под лавкою шарит.
— Прочитайте медленно, быстро, грустно, весело.
— Почему эту загадку мы использовали на уроке? (Мы говорим о мышонке)
(Слайд 4).Максим рассказывает о полевой мыши доклад.
III. Работа по теме урока
1. Работа по сокращенному варианту (из учебника)
Повторение прочитанного на прошлом уроке.
Давайте вспомним содержание рассказа Виталия Бианки.
— На прошлом уроке мы прочитала первые 2 главы этого рассказа, сейчас мы повторим содержание этих глав.
— Расскажите, как мышонок стал мореплавателем. (Примерный ответ. Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. Он пошел в кусты, рубнул сучок, а оттуда выскочила целая куча мышей. Один мышонок забрался под корень. Мальчик перерубил ножиком корень и вытащил крошечного мышонка. Он хотел его убить и бросить в речку. Но сестра взмолилась и уговорила посадить мышонка в кораблик и пустить его по реке.)
(Слайд 5).
— Что вы думаете об этих ребятах? Как бы вы поступили на их месте? (Высказывания детей.)
— Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А вы как считаете? (Да, они отправили его на верную погибель, прекрасно осознавая это.) (Слайд 6).
— Кто заметил мышонка-мореплавателя первым? (Чайки). (Слайд 7).Айгюн рассказ.
— Какая опасность подстерегала мышонка дальше (Щука) (Слайд 8). Даша рассказ
— Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись? (Много опасностей было на пути, мышонок не умел плавать)
Давайте вспомним 3 главу «Страшная ночь» (Слайд 9)
— Кого мышонок испугался на берегу? (Слайд 10) (Лягушку)
Переходим к 4 главе «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка» (Слайд 11) Мышонок
— Что помогало Пику лазать и прятаться? (Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка)
— Какие прилагательные употребил Бианки, описывая хвост? (длинный, гибкий, цепкий)
— Представьте, что могло произойти на лугу. Как Пику помогла его шерстка-невидимка?
- Постарайтесь догадаться, о чем расскажет новая глава, если она называется «Соловей разбойник».
Глава «Соловей – разбойник».
На доске дана схема:
Рассмотрим схему
-Предопределите, о ком предстоит читать.
птицы
певчие хищные
соловей-разбойник
Чтение главы
Итак, Пик бежал по лугу и надеялся скорее встретить других мышей, потому что он понимал, что одному гораздо труднее спастись от врагов.
Ученик 1(Даша) читает главу стр.79-80. «Соловей-разбойник» до слов «...промышляет разбоем» — Какая птица чуть не склевала Пика? (сорокопут-жулан) ( Слайд12) (Рассказ Даши о сорокопуте-жулане из дополнительной литературы) - Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? /(Прочитать). /Его разбудила… Пик и опомниться не успел…/.
Ученик 2 (Максим) читает до слов «кладовая разбойника» стр 80
— Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»? (шмыгнул под корни)
- Что спасло Пика?(прочитать)./Он упал в траву…/.
Ученик 3 (Айгюн) читает до конца главы. Стр.81.
- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?/Может быть, впопыхах…/.
Сообщение.
- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки? (Рассказ Даши о сорокопуте-жулане из дополнительной литературы)
- Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует (дети находят)
- Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? /(Прочитать). /Его разбудила… Пик и опомниться не успел…/.
- Что спасло Пика?(прочитать)./Он упал в трау…/.
- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?/Может быть, впопыхах…/.
-Не знаете ли вы, как называется место, которое со всех сторон окружено водой?(остров).
Физ. Мин(Слайд13)
3. Тестовая работа
Цели: проверить знание содержания рассказа В.В. Бианки «Мышонок Пик»;
способствовать развитию памяти, внимания, мышления учащихся; способствовать формированию тестовой культуры; поддерживать интерес к творчеству писателей – натуралистов.
(Слайд 14).
— Правила работы такие же как были и раньше: на очередном слайде вы видите вопрос и 3 варианта ответа на него. В своей рабочей тетради нужно записать номер вопроса, например, 1 и правильный вариант ответа – например, А. Исправления будут считаться ошибкой. Итак, приступим.
Учитель меняет слайды с интервалом 30 секунд.
(Слайды 15-26).
— Теперь проверим себя (Слайд 27). И поставим себе оценку (Слайд 28).
(Слайд 29). “Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…”. Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык эти голоса. Один из них - Виталий Валентинович Бианки.
— Он поделился своими знаниями о животном мире, заставил задуматься о нашем отношении ко всему живому.
8. План рассказа, он соответствует названиям глав:
1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
2. Кораблекрушение.
3. Страшная ночь.
4. Хвост-цепляка и шёрстка невидимка
5. «Соловей-разбойник»)
Вопросы 9-10 на домашнее задание.
IV. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
V. Подведение итогов урока
— Зачем Бианки написал свою сказку? Над чем он заставил нас задуматься?
(Слайд 30). (Чтобы мы лучше узнали о жизни животных и задумались о нашем отношении к ним)
VI. Пожелания для внеклассного чтения
(Слайд 31) — О природе писали многие детские писатели. Советую прочитать следующие книги: (Слайд 32)
- “Приключения Муравьишки”,
- "Снежная книга",
- "Красная горка",
- "Лесные домики",
- "Чей нос лучше?",
- "Паучок-пилот",
- "Первая охота".
VII. Домашнее задание
(Слайд 33)
Тем, кто еще не дочитал сказку до конца – найти полный ее вариант и прочитать целиком
Ответить на вопросы 9-10 (стр. 82 учебника).
Попробуйте рассказать так, как будто вы были в этом путешествии вместе с мышонком Пиком.
(Слайд34) Спасибо за урок!
Планируемые результаты по уроку.
Предметные.
- Обобщать и систематизировать изученный материал.
- Определять зверей с помощью атласа - определителя
Метапредметные.
1.Выполнять тестовые задания.
2.Оценивать свои учебные достижения.
3.Соотносить учебные задачи в начале изучения произведения, с полученными результатами.
4.Выступать с сообщениями, иллюстрировать его наглядными материалами.
5.Устанавливать причинно- следственные связи в природе
Личностные.
- Определять личностный смысл определения содержания.
- Проявлять целостный взгляд на мир и интерес к объектам окружающего мира.
- Бережно относится к ценностям природы.
Межпредметные связи: Технология « Дикие животные», Окружающий мир.
Аннотация. Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. В школе реализация данных целей происходит в основном в процессе учебной деятельности. А основной учебной деятельностью школьника является урок.
Представленный урок является обобщающим уроком по теме «В Бианки Мышонок Пик» В процессе обобщения изученного материала на уроке учащиеся систематизируют знания, которые были получены на предыдущих уроках и учатся применять их на практике. Для достижения поставленных целей на уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие учебно-познавательные мотивы учащихся. Прежде всего - постановка проблемы и поиск путей её решения, работа в парах. Кроме этого применяется подвижная групповая деятельность, в ходе выполнения которой дети решают поставленную перед ними задачу. Необходимо помнить и о здоровьесберегающем факторе на уроке. Это прежде всего проведение физминутки, которая должна быть не отвлекающим моментом, а неотъемлемой частью урока, нести в себе познавательный момент. Содержание, структура и методическое оснащение данного урока помогают формировать такие необходимые для успешного обучения компоненты учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка учащихся.
Представленный урок соответствует требованиям, предъявляемым современному уроку. Урок носит продуктивный характер, создаёт благоприятные возможности для усвоения изучаемого материала всеми учащимися. Данный материал имеет практическую ценность: урок литературное чтение, построенный по УМК «Школа России», даёт возможность повысить уровень требований к учащимся. Повышается эффективность урока: учитывается индивидуальность каждого учащегося, развиваются творческие возможности ребёнка, а как следствие, повышается качество, результативность обучения.
Анализ урока.
Этап урока | Цель для учителя. Цель для учащихся. | Краткое описание этапа урока. | Перечень УУД выполняемый учащимися на соответствующих этапах. |
Мотивация познавательной деятельности. | |||
1 этап. Организационный момент. | Развивать связную речь, помочь сформулировать цели урока, определить жанр произведения. | Тема на доске. Рассматривают иллюстрации в презентации В. Бианки и рассказывают о нем.Рассказывают о жанре произведения, высказывают свои цели. | Предметные. Повторяют материал изученный на прошедших уроках, высказывают мнение обосновывают их. Формируют цель учитель зачитыает. |
2.Речевая разминка. Доклады о животных. | Развивать навыки выразительного чтения, работать над техникой выразительного чтения. | Отгадывают загадку и читают разными темпами. Рассказ о полевой мышке, щуке, чайке. | Метапредметные Высказывают предположение, обосновывают своё мнение, работают с атласом определителем. Предметные и личностные. Соотносить ранее изученный материал и личный опыт. |
Организация познавательной деятельности | |||
3.Работа по теме урока. | Учить видеть воображать, развивать связную речь. | Краткий пересказ глав с использованием презентации и в процессе пересказа делать доклады о животных | Дают ответы на вопросы по ранее изученным главам. |
4.Открытие новых знаний | Учатся делать предположения, работать со схемами. | По схеме догадываются о чем рассказывает новая глава и читают абзацами. Готовят сообщения по наводящим вопросам. | Метапредметные и предметные. Читают текст высказывают предположения. Работают в группе. |
5. Подведение итогов. | Формирование текстовой культуры | Проверяют по презентации ответы на тест | Личностные и метопредметные. Определяют возможности практического применения. Осмысляют свои действия. |
-Предопределите, о ком предстоит читать.
птицы
певчие хищные
соловей-разбойник
Сообщение.
- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?
- Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует (дети найдите)
- Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? /(Прочитать).
- Что спасло Пика?(прочитать).
- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?
-Не знаете ли вы, как называется место, которое со всех сторон окружено водой?
-Предопределите, о ком предстоит читать.
птицы
певчие хищные
соловей-разбойник
Сообщение.
- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?
- Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует (найдите)
- Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? /(Прочитать).
- Что спасло Пика?(прочитать).
- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?
-Не знаете ли вы, как называется место, которое со всех сторон окружено водой?
-Предопределите, о ком предстоит читать.
птицы
певчие хищные
соловей-разбойник
Сообщение.
- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?
- Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует (найдите)
- Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? /(Прочитать).
- Что спасло Пика?(прочитать).
- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?
-Не знаете ли вы, как называется место, которое со всех сторон окружено водой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И. Сурикова "Детство" "Начальная школа ХХ| век"
Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова ,обучение выразительному чтению стихотворения, чуткому отношению к слову,развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, "погружаться в тему"....
Разработка открытого урока литературного чтения в 4 классе
Открытый урок литературнрого чтения в 4 классе. Структура урока полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения...
Методическая разработка открытого урока по английскому "Простое прошедшее время" 4 класс
Методическая разработка открытого урока "Простое прошедшее время" включает в себя план-конспект к уроку и презентацию по уроку....
Разработка открытого урока по чтению во 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой
Разработкаоткрытого урока по чтениюво 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой...
Разработка открытого урока по чтению в 3 «Д» классе на тему: «Серебряное копытце» П.П.Бажова.
Разработкаоткрытого урока по чтениюв 3 «Д» классе на тему: «Серебряное копытце» П.П.Бажова....
Литературное чтение В. Бианки "Мышонок Пик" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения в з классе по теме "В. Бианки. Мышонок Пик", построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель урока: Создать усло...