Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2)
по литературному чтению
для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3kl.tnr_.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕРЕЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрена на районном методическом объединении» Протокол № 1 от 26.08. 2019 г. Руководитель методического объединения ____________Е.Л Ремизова | «Рекомендовать к утверждению» Протокол методического совета № 1 от 27.08.2019г. Председатель методического совета ______________Рыбина Н.В. | «Утверждена приказом» Приказ № 355 от 28.08.2019 г. Директор __________ Е.А.Почечуева |
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2)
по литературному чтению
для 3 класса
учителя Подъяблонской Татьяны Вячеславовны
2019 г.
Пояснительная записка
Адаптированная программа курса «Литературное чтение» для 3 класса на 2019 – 2020 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта программы начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Литературное чтение» учебника Климановой Л.Ф., Т. В. Бабушкиной «Литературное чтение» 3 класс в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2015 год
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык
Нормативно-правовые документы
Нормативно-правовую базу разработки АОП для обучающихся с ТНР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»− № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203- ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования− для обучающихся с ОВЗ; Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в− Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24− июля 1998 г. № 124-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №− 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении− федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий− для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015 г. № 26 (зарегистрированы в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528).
- Учебного плана образовательного учреждения;
- Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Адресность
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ТНР адресована обучающимся 3 класса Березовского филиала МБОУ Моисеево – Алабушской сош
Внесенные изменения и их обоснования
Адаптированная рабочая программа по чтению для учащихся р для обучающихся с ТНР разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной «Литературное чтение» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива» М: Просвещение 2015 г., планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам.
С целью создания благоприятных условий для полноценного развития обучающихся с ТНР, обеспечения необходимой и достаточной подготовки по литературному чтению для дальнейшего обучения, количество часов на изучение курса определено в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося. На изучение чтения в 3 классе — 136 ч (4 ч в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
-делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание учебного предмета
Книги- мои друзья
Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Проект «Мы идем в музей книги»
Жизнь дана на добрые дела
Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.
М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.Обобщение по разделу.
Проверочная работа по разделу«Жизнь дана на добрые дела»
Волшебная сказка
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
Волшебные сказки. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Проверочная работа по разделу«Волшебная сказка»
Люби всё живое
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.Проверочная работа по разделу«Люби всё живое»
Картины русской природы
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.Н. Некрасов. Славная осень.М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».
А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.
К. Бальмонт. Снежинка.К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».
Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.Проверочная работа по разделу «Картины русской природы»
Великие русские писатели
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет. Маленькие и большие секреты страны Литературии. А.Барто. Квартет.Обобщение по разделу.Проверочная работа по разделу«Великие русские писатели»
Литературная сказка
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
В.И. Даль. Девочка Снегурочка.В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.Дж. Родари. Волшебный барабан.Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.Тим Собакин. Лунная сказка.Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколеС. Михалков. Упрямый козлёнок. Маленькие и большие секреты страны Литературии.Обобщение по разделу.Проверочная работа по разделу«Литературная сказка»
Картины родной природы
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
Т. Коти. В родном краю.Б. Заходер. Что такое стихи?И. Соколов – Микитов. Март в лесу.
Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса» А. Майков. Весна.С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.
С. Есенин. С добрым утром.Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя. И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.
М. Пришвин. Золотой луг.Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.Маленькие и большие секреты страны Литературии.Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу«Картины родной природы»
Итоговая проверочная работа
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Книги – мои друзья. | 5 | 4 | 1 |
2 | Жизнь дана на добрые дела. | 17 | 16 | 1 |
3 | Волшебная сказка. | 14 | 13 | 1 |
4 | Люби всё живое. | 21 | 20 | 1 |
5 | Картины русской природы. | 12 | 10 | 1 |
6 | Великие русские писатели | 31 | 29 | 1 |
7 | Литературная сказка. | 19 | 18 | 1 |
8 | Картины родной природы. | 17 | 18 | 1 |
Итого | 136 | 128 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) 1-4-ые классы
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государств...
Адаптированная рабочая программа по коррекции нарушений речи детей с СНР
рабочая программа...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения)
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения) (УМК "Школа Р...
Рабочая программа по математике для обучающихся с нарушением речи (вариант 5.1)
Программа по математике для обучающихся 1 - 4 классов с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)...
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению для обучающихся с нарушением речи (вариант 5.1)
Программа по математике, русскому языку, литературному чтению для обучающихся 1 - 4 классов с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса с ТНР...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 1 класса с ТНР (вариант 5.2)...