Психолого-педагогическая рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) 1-4-ые классы
рабочая программа на тему
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143).
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога КОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой КОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_18-19.docx | 63.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОТАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Заместителем директора по ВВВР приказом КОУ «Сургутская школа –
________________ В. А. Гулина детский сад»
«___» _________2018 г. Приказ от «___» _______2018г. № _____ Директор__________ Л. Х. Хайруллина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Психолого-педагогическая для детей с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.2.)
1-4-ые классы
срок реализации 1 год
Педагоги-психологи:
Османова А.М.,
Карелина С. Г.
Рассмотрена на заседании
методического объединения
Протокол от «____» ________ 20____ года №___
Председатель МО______________ (____________________________)
Сургут, 2018
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143).
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с тяжелыми нарушениями речи и их социальной адаптации.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- организация работы с детьми категории «одаренные»;
- разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1- 4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Условия реализации программы
Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с учащимися 1-4-е классы, а также включает работу с родителями и педагогами.
Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с маршрутом индивидуального сопровождения, продолжительностью 40 минут.
Групповая работа:
Класс | Количество детей | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю |
1 классы | 24 (по 12 человек) | 40 минут | 1 |
2 классы | 21 (9 и 12 человек) | 40 минут | 1 |
4 классы | 16 (7 и 9 человек) | 40 минут | 1 |
Содержание работы
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
- переход в среднее звено;
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-Психолого-педагогическая диагностика,
-Коррекционно – развивающая работа,
-Психологическое просвещение и профилактика,
-Психологическое консультирование,
-Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика
Включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 - 4 классы) – поступление ребенка в школу. Диагностическое обследование познавательной и личностной сфер учеников. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго) – 1 класс, сентябрь.
2. Проведение диагностики по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, учащихся на начало года (1 – 4 классы, сентябрь - октябрь).
3. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1 классы) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
III этап диагностической работы (1 – 4 классы) - Констатирующая диагностика.
1. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению (1 классы, апрель – май).
2. Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении.
3. Проводится диагностика по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (1 - 4 классы, апрель – май).
Коррекционно – развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
3. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
С 1 - 4 классы проводятся занятия, направленные на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации; занятия, направленные на развитие познавательной сферы.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Учебно-методическое направление
1. Оформление документации:
- Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
- Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
- Разработка, подготовка и проведение:
- родительских собраний,
- классных часов,
- занятий с классными руководителями, учителями.
4. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
5. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
6. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1- 4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
7. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
8. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
9. Анализ научной и практической литературы.
10. Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
- оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с обучающимися
Педагог - психолог образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1.Работа по адаптации в 1 классах, а также с новичками в школе.
2.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено.
3.Работа с одаренными детьми.
4.Работа с родителями.
5.Работа с неблагополучными семьями.
6.Работа с детьми «группы риска».
Планируемые результаты
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа
Учащиеся (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Консультирование
- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Тематическое планирование
Групповая работа, психопрофилактические занятия с учащимися 1-го класса (программа И.В. Дубровиной и О.В. Хухлаевой):
Тема | Занятие | Количество занятий | Формы работы |
Я -школьник | Знакомство. Введение в миро психологии. | 1 | Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация. |
Я – первоклассник. | 1 | ||
Правила школьной жизни. | 1 | ||
Правила и права | 1 | ||
Моя школьная жизнь | 1 | ||
Школа моей мечты | 1 | ||
Мир эмоций | Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций. | 1 | Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация. |
Город радости и веселья | 1 | ||
В городе радости только добрые слова | 1 | ||
Остров страха и его обитатели. | 1 | ||
Смешные жители Острова Страха. | 1 | ||
Все бывают на Острове Страха. | 1 | ||
Мы умеем побеждать страх. | 1 | ||
Пещера гнева. | 1 | ||
Откуда берется гнев? | 1 | ||
Может ли гнев быть полезным? | 1 | ||
Обиженная Деревня. | 1 | ||
Прощение растворяет обиды! | 1 | ||
Гора Стыда. | 1 | ||
Мы владеем разными эмоциями! | 1 | ||
Мир качеств | Мешок хороших качеств. | 1 | Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация. |
«Темные» и «светлые» качества. | 1 | ||
Умение видеть «светлые» качества. | 1 | ||
У кого какие качества? | 1 | ||
Салют качеств. | 1 | ||
Итого | 25 |
Групповая работа по развитию познавательных процессов учащихся 1-го класса (курс «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодова):
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Развитие внимания | Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания | 1 | Логически-поисковые задания, упражнения, игры, тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания) |
Игры и упражнения на развитие концентрации внимания | 1 | ||
Игры и упражнения на развитие произвольности внимания | 1 | ||
Развитие памяти | Игры и упражнения на развитие точности запоминания | 1 | Логически-поисковые задания, упражнения, игры, тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания) |
Игры и упражнения на использование приемов запоминания | 1 | ||
Развитие разных типов памяти | 1 | ||
Развитие мышления | Развитие мышления и мелкой моторики (графический диктант) | 1 | Логически-поисковые задания, упражнения, игры, тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания) |
Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения | 1 | ||
Игры и упражнения на нахождение сходства и различия | 1 | ||
Развитие воображения | Лепим сказку | 1 | Арт-терапевтические техники: сказкатерапия, песочная терапия, монотипия, изотерапия, крупотерапия, пальчиковый театр. |
Игра «Строители» | 1 | ||
Игра «Кляксы» | 1 | ||
Итого | 12 |
Групповая работа по формированию эмоциональной стабильности и повышению школьной мотивации учащихся 2-х классов:
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Коррекция настроения | Какое у тебя настроение | 2 | Психологические игры, дискуссии, проективные методы диагностики эмоциональной сферы |
Как управлять своим настроением | 2 | ||
Мои эмоции | 4 | ||
Коррекция поведения | Преодоление агрессии | 4 | Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники |
Преодоление страхов | 4 | ||
Учимся дружить | 2 | ||
Развитие коммуникативных навыков | 4 | ||
Формирование у детей чувства единения, сплочение группы | 2 | ||
Коррекция гиперактивности. | 4 | ||
Коррекция самооценки | «Формула успеха» | 2 | Релаксационные упражнения, игры с метафорическими картами, изо- и куклатерапия, чтение терапевтических сказок. |
«Я умею владеть собой» | 4 | ||
Повышение уверенности в своих силах. | 2 | ||
Итого | 36 |
Групповая работа по развитию познавательных процессов учащихся 2-х классов:
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Развитие внимания | Игры и упражнения на развитие объема внимания | 2 | Игры и упражнения (Мамайчук И.И. развивающие задания) |
Игры и упражнения на развитие концентрации внимания | 4 | ||
Игры и упражнения на развитие произвольности внимания | 4 | ||
Развитие памяти | Игры и упражнения на развитие точности запоминания | 2 | Игры и упражнения (Мамайчук И.И. развивающие задания) |
Игры и упражнения на использование приемов запоминания | 4 | ||
Развитие разных типов памяти | 2 | ||
Развитие мышления | Развитие мышления и мелкой моторики (графический диктант) | 2 | Игры и упражнения (Холодова О.А. развивающие задания) |
Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения | 4 | ||
Игры и упражнения на нахождение сходства и различия | 2 | ||
Развитие воображения | Лепим сказку | 4 | Арт-терапевтические техники: сказкатерапия, песочная терапия, монотипия, изотерапия, крупотерапия, пальчиковый театр |
Игра «Строители» | 4 | ||
Игра «Кляксы» | 2 | ||
Итого | 36 |
Групповая работа, психопрофилактические занятия с учащимися учащихся 4-х классов (программа И.В. Дубровиной и О.В. Хухлаевой):
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Я взрослею | Я – четвероклассник! | 2 | Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация. |
Я стал взрослее – новые грани моего «я». | 2 | ||
Мое детство. | 2 | ||
Однажды, когда я был маленьким... | 2 | ||
Встреча с детством. | 2 | ||
Мои изменения. | 2 | ||
Трудности взросления. | 2 | ||
Я рассуждаю, как взрослый! | 2 | ||
Критерии взрослости. | 2 | ||
Моя самостоятельность | Мои новые возможности. | 2 | Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация. |
Моя ответственность. | 2 | ||
Я самостоятелен! | 2 | ||
Сила моего слова. | 2 | ||
Сила моего «Я». | 2 | ||
Проверка на самостоятельность. | 2 | ||
Мои права и обязанности | Что такое права? | 2 | Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация. |
Что такое обязанности? | 2 | ||
Моя свобода – мои права. | 2 | ||
Мои обязанности. | 2 | ||
Билль о правах и обязанностях четвероклассника. | 2 | ||
Мое будущее | Моя будущая жизнь. | 2 | Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация. |
На распутье дорог. | 2 | ||
Я ставлю цели. | 2 | ||
Моя мечта. | 2 | ||
Я перехожу в 5-й класс! | 2 | ||
Итого | 50 |
Групповая работа по развитию познавательных процессов учащихся 4-х классов (курс «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодова):
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Развитие внимания | Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания | 2 | Логически-поисковые задания, упражнения, игры, тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания) |
Игры и упражнения на развитие концентрации внимания | 2 | ||
Игры и упражнения на развитие произвольности внимания | 2 | ||
Развитие памяти | Игры и упражнения на развитие точности запоминания | 2 | Логически-поисковые задания, упражнения, игры, тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания) |
Игры и упражнения на использование приемов запоминания | 2 | ||
Развитие разных типов памяти | 2 | ||
Развитие мышления | Развитие мышления и мелкой моторики (графический диктант) | 2 | Логически-поисковые задания, упражнения, игры, тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания) |
Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения | 2 | ||
Игры и упражнения на нахождение сходства и различия | 2 | ||
Развитие воображения | Лепим сказку | 2 | Арт-терапевтические техники: сказкатерапия, песочная терапия, монотипия, изотерапия, крупотерапия, пальчиковый театр |
Игра «Строители» | 2 | ||
Игра «Кляксы» | 2 | ||
Итого | 24 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.1 Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго Н.Н.:
Методики исследования познавательной деятельности, еѐ отдельных компонентов:
- Методика Когана
- Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия)
- Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
- Методика Кооса
- Прогрессивные Матрицы Дж. Равена
- Методика Выготского-Сахарова
- Предметная классификация (вариант для детей от 3 до 8 лет)
- Предметная классификация (вариант для детей от 8 до 12-14 лет)
- Исключение предметов (4-й лишний)
- Установление последовательности событий
- «Узнавание фигур»
- Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман)
- «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене
- «Последовательность событий»
Методики исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений:
- Тест Рука
- Контурный САТ - Н
- Исследование субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР)
- Цветовой тест отношений (ЦТО)
- Методика «Эмоциональные лица»
- «Уровень учебной мотивации младших школьников» (Р.В. Овчарова), Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
- «Тест тревожности»
- В.Г. Щур «Лесенка»
- Проективная методика «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»
1.2 Оборудование сенсорной комнаты, песочница с набором игрушек, интерактивный стол с развивающими играми, настольно-печатные игры, канцелярские принадлежности (кисти, краски, карандаши, альбомы и т.д.), столы и стулья.
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
- Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
- Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
- Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
- Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
- Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
- Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
- Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
- Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
- Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
- Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Овчарова Р.В. Тренинги формирования, осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
- Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
- Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
- Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
- Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
- Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
- Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
- Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
- Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
- Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143).
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога КОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой КОУ.
Программа рассчитана на 36 часов.
Целью программы является создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с тяжелыми нарушениями речи и их социальной адаптации.
Достижение цели предполагается через реализацию задач:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- организация работы с детьми категории «одаренные»;
- разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1- 4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи»
Выступление на педагогическом совете...
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»
Статья на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в ГБОУ СОШ №153"...
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Календарно-тематическое планирование по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи по математике 1-4 классов. УМК "Перспектива"
Календарно- тематическое планирование по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи по математике 1-4 классов. УМК "Перспектива"....
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»...
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
ldquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса с ТНР...