Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения на тему: ненецкая народная сказка «Кукушка», 2А класс
- Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные выводы фрагментами из текста.
- Планируемые результаты образования.
- Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,
- Личностные результаты: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Метапредметные:
- Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
- Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
- Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательные упражнения.
Вдох (через нос) - выдох (через рот) (без звука)
Вдох (через нос) - выдох (через рот) (без звука порциями)
Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ)
Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)
- Артикуляционная гимнастика.
- почистим зубки,
- вкусное варенье,
- лошадки.
- Работа с тренажером. (хором)
1 столбик - читаем вниз, вверх.
2 столбик - читаем со звуком о, обратный слог.
3 столбик – 2 и 3 столбики соединяем.
- Работа с чистоговоркой. (хором)
- Работа со скороговоркой.
Наш Полкан попал в капкан. (2 человека опросить)
- Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать чистоговорки, скороговорки?
3. Повторение пройденного материала. Игра «Угадай»
- Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки.
а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка );
б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят»
(«Хаврошечка»- русская народная сказка);
в) « Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!»
(«Мальчик с пальчик», русская народная сказка)
г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего»
(«Каша из топора», русская народная сказка).
д) «В давние времена жили старик со старухой и было у них четверо детей»
(«Страдания матери», башкирская народная сказка)
- Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные);
- Какая сказка не в викторине не является русской? ()
- Какой народ ее сочинил? (башкирский)
Учитель.
- Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос.
- Скажите пожалуйста, где мы живем? (В России). А как называется наша малая родина? (Республика Саха (Якутия)).
Учитель.
- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.
Тундра - холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
- Ребята, а какие народы живут в тундре?
- Коренные жители Севера - это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты. (Таблица)
- Какое слово выделено жирным шрифтом? Почему?
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
- Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.
5. Словарная работа.
Таблица со словарными словами.
Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.
- Все ли слова вам понятны?
- Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями, справочниками)
Ребята, нужно найти в справочнике эти слова.
1 ряд ищет, что означает слово чум и рассказывает нам.
НЕНЦЫ ЖИВУТ В ЧУМАХ. ЧУМ ДЕЛАЮТ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР. (иллюстрация)
2 ряд ищет, какое лексическое значение имеет слово малица.
МАЛИЦА ШЬЕТСЯ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР МЕХОМ ВНУТРЬ.
РАССМОТРИМ ВНИМАТЕЛЬНО НАЦИОНАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ НЕНЦЕВ) (иллюстрация)
3 ряд ищет слово пима.
ПИМА- ОБУВЬ ИЗ ОЛЕНЬЕГО МЕХА. (иллюстрация)
ТУНДРА- холодные северные безлесные пространства.
3. Работа над иллюстрацией. Целеполагание.
- Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Где происходят события?
- Как вы думаете, как называется сказка?
- А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)
- Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..)
6. Сообщения учащихся о кукушке. (Слайд о кукушке)
- Кто из вас видел кукушку? Слышал?
- Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.
Читают заранее приготовленные сообщения.
Сообщения учащихся о кукушке.
Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.
Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша - кукушонка.
Но все - таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка- птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких- нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
ФИЗМИНУТКА.
7. Чтение сказки про себя.
8. Первичное восприятие текста.
- О ком сказка, кто главные герои?
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?()
- Почему так названа эта сказка?
9. Чтение сказки выборочно.
8. Работа по содержанию сказки.
- работа в парах.(таблица)
- Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите в парах предложенные варианты, докажите правильность или неточность утверждений:
- мать не любила своих детей;
- мать хотела птицею долететь до воды;
- матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
- Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);
- что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? - прочитать.
-( )
- Какими были дети?
- (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, безчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)
- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- (Сожаление, страх)
- Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.)
9. Обобщение.
- Как заканчивается эта сказка? (смайлы).Выберите подходящий смайл.
- (грустно)
- Чему учит вас сказка?
- (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)
- Групповая работа.
- А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».
На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.
На 1 и 2 партах получается такая пословица:
Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.
На 3 и 4 партах получается такая пословица:
При солнышке светло, при матери добро.
- Какие пословицы у вас получились?
- Объясните, как вы понимаете их смысл.
11. Рефлексия. Итог урока.
Закончи предложения :
Я прочитал (а)....
Она заставила меня задуматься о (об)....
Сказка меня научила…..
10. Оценивание.
Смайлики
11. Домашнее задание.
1 вариант подготовить пересказ сказки от лица детей
( можно начать так: Мы весело играли….. мама в это время…..)
2 вариант пересказ от лица матери
( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..)
Урок окончен.
Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.
Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша - кукушонка.
Но все - таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка- птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких- нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ханты – манси, ненцы , чукчи, якуты – это коренные жители Севера. Словарная работа. Малица, тундра, мох, чум
Малица
Тундра
ЧУМ
КУКУШКА
Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите в парах предложенные варианты, докажите правильность или неточность утверждений: 1. Мать не любила своих детей; 2. Мать хотела птицею долететь до воды; 3. Матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
Собери пословицы. Нет на свете лучше дружка, При солнышке светло, при матери добро. чем родная матушка .
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"....
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок".
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок"....