Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ушатова Татьяна Васильевна

Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения на тему: ненецкая народная сказка «Кукушка», 2А класс

  • Цель деятельности учителя: создать условия  для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные выводы фрагментами из текста.
  • Планируемые результаты образования.
  • Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,
  • Личностные результаты: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Метапредметные:
  • Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
  • Коммуникативные УУД  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.   2. Выразительно читать и пересказывать текст.  3. Оформлять свои мысли в устной форме.  4. Умение работать в паре и в группах.
  • Регулятивные УУД  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.  3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Дыхательные упражнения.

Вдох (через нос) - выдох (через рот)     (без звука)

Вдох (через нос) - выдох (через рот)   (без звука порциями)  

Вдох (через нос)- выдох (через рот)     (со звуком ШШШШ)

Вдох (через нос)- выдох (через рот)     (порциями со звуком ХХХХХ)

- Артикуляционная гимнастика.

- почистим зубки,

- вкусное варенье,

- лошадки.

- Работа с тренажером. (хором)

1 столбик - читаем вниз, вверх.

2 столбик - читаем со звуком о,  обратный слог.

3 столбик – 2 и 3 столбики соединяем.

- Работа с чистоговоркой. (хором)

- Работа со скороговоркой.

Наш Полкан попал в капкан. (2 человека опросить)

- Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать чистоговорки, скороговорки?

3. Повторение пройденного материала. Игра «Угадай»

- Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки.

а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка );

б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят»

(«Хаврошечка»- русская народная сказка);

в) « Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!»

(«Мальчик с пальчик», русская народная сказка)

г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего»

(«Каша из топора», русская народная сказка).

д) «В давние времена жили старик со старухой и было у них четверо детей»

(«Страдания матери», башкирская народная сказка)

- Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные);

- Какая сказка не в викторине не является русской? ()

- Какой народ ее сочинил? (башкирский)

Учитель.

- Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос.

- Скажите пожалуйста, где мы живем? (В России). А как называется наша малая родина? (Республика Саха (Якутия)).

Учитель.

- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.

Тундра - холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

- Ребята, а какие народы живут в тундре?

- Коренные жители Севера - это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты. (Таблица)

- Какое слово выделено жирным шрифтом? Почему?

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России. 

- Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

5. Словарная работа.

Таблица со словарными словами.

Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.

- Все ли слова вам понятны?

- Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями, справочниками)

Ребята, нужно найти в справочнике эти слова.

1 ряд ищет, что означает слово чум и рассказывает нам.

НЕНЦЫ ЖИВУТ В ЧУМАХ. ЧУМ ДЕЛАЮТ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР.  (иллюстрация)

2 ряд ищет, какое  лексическое значение имеет слово малица.

МАЛИЦА ШЬЕТСЯ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР МЕХОМ ВНУТРЬ.

РАССМОТРИМ ВНИМАТЕЛЬНО НАЦИОНАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ НЕНЦЕВ) (иллюстрация)

3 ряд ищет слово пима.

ПИМА- ОБУВЬ ИЗ ОЛЕНЬЕГО МЕХА.  (иллюстрация)

ТУНДРА- холодные  северные  безлесные  пространства.

3. Работа над иллюстрацией. Целеполагание.

- Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите на рисунке?

- Где происходят события?

- Как вы думаете, как называется сказка?

- А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

- Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..)

6. Сообщения учащихся о кукушке.   (Слайд о кукушке)

- Кто из вас видел кукушку? Слышал?

- Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.

Читают заранее приготовленные сообщения.

Сообщения учащихся о кукушке.

Кукушка  получила  свое  название  за  то,  что  она  кукует,  кричит: «Ку-ку! Ку-ку!».  Но  есть  у  нее  и  другая,  не  очень  лестная  особенность:  кукушка  не  высиживает  птенцов.  Кукушки  прилетают  к  нам  в  середине весны  и  улетают  в  теплые  страны  в  конце  лета.

Кукушка,  единственная  из  всех  птиц,  подкладывает  свои  яйца  в чужие гнезда  и  никогда  не  выкармливает  своих  птенцов.  Мелкие  птицы высиживают  и  усердно  кормят  своих  родных птенцов  и  прожорливого подкидыша - кукушонка.

Но  все - таки  кукушки – одни  из  самых  полезных  наших  птиц.  Кукушка- птица  насекомоядная  и  очень  прожорливая.  Когда  в  лесу  появляется много  каких- нибудь  гусениц,  которых  не  едят  птицы,  кукушки становятся  незаменимыми:  они  уничтожают  этих  гусениц.  Бывают случаи,  когда  всего  несколько  кукушек  спасают  большие  участки  леса  от  опасных  вредителей.

ФИЗМИНУТКА.

7.  Чтение сказки про себя.

8.  Первичное восприятие текста.

- О ком сказка, кто главные герои?

- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?()

- Почему так названа эта сказка?

9. Чтение сказки выборочно. 

8. Работа по содержанию сказки.

-  работа в парах.(таблица)

- Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите  в   парах  предложенные  варианты,   докажите  правильность   или неточность утверждений:

-  мать не любила своих детей;

-  мать хотела птицею долететь до воды;

-  матери   было   тяжело   видеть,   что   ее   дети   растут   черствыми   и   равнодушными;

- Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

-  что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?  - прочитать.

-( )

- Какими были дети?

- (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, безчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- (Сожаление, страх)

- Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.)

9. Обобщение.

- Как заканчивается эта сказка? (смайлы).Выберите подходящий смайл.

- (грустно)

-  Чему учит вас  сказка?

- (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)

- Групповая работа.

- А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».

На  партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

На 1 и 2 партах получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

На 3 и 4 партах получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

- Какие пословицы у вас получились?
- Объясните, как вы понимаете их смысл.

11. Рефлексия. Итог урока.

Закончи предложения :

Я прочитал (а)....

Она заставила меня задуматься о (об)....

Сказка меня научила…..

10. Оценивание.

Смайлики  

11. Домашнее задание.

1 вариант подготовить пересказ сказки от лица детей

( можно начать так: Мы весело играли….. мама в это время…..)

2 вариант пересказ от лица матери

( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..)

Урок окончен.

Кукушка  получила  свое  название  за  то,  что  она  кукует,  кричит: «Ку-ку! Ку-ку!».  Но  есть  у  нее  и  другая,  не  очень  лестная  особенность:  кукушка  не  высиживает  птенцов.  Кукушки  прилетают  к  нам  в  середине весны  и  улетают  в  теплые  страны  в  конце  лета.

Кукушка,  единственная  из  всех  птиц,  подкладывает  свои  яйца  в  чужие гнезда  и  никогда  не  выкармливает  своих  птенцов.  Мелкие  птицы высиживают  и  усердно  кормят  своих  родных птенцов  и  прожорливого подкидыша - кукушонка.

Но  все - таки  кукушки – одни  из  самых  полезных  наших  птиц.  Кукушка- птица  насекомоядная  и  очень  прожорливая.  Когда  в  лесу  появляется много  каких- нибудь  гусениц,  которых  не  едят  птицы,  кукушки становятся  незаменимыми:  они  уничтожают  этих  гусениц.  Бывают случаи,  когда  всего  несколько  кукушек  спасают  большие  участки  леса  от  опасных  вредителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ненецкая народная сказка «Кукушка» Ушатова Т.В. учитель начальных классов МОБУ СОШ № 27, г. Якутск

Слайд 2

Ханты – манси, ненцы , чукчи, якуты – это коренные жители Севера. Словарная работа. Малица, тундра, мох, чум

Слайд 3

Малица

Слайд 4

Тундра

Слайд 5

ЧУМ

Слайд 6

КУКУШКА

Слайд 8

Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите в парах предложенные варианты, докажите правильность или неточность утверждений: 1. Мать не любила своих детей; 2. Мать хотела птицею долететь до воды; 3. Матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;

Слайд 9

Собери пословицы. Нет на свете лучше дружка, При солнышке светло, при матери добро. чем родная матушка .

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок".

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок"....