КОНСПЕКТ УРОКА ПО литературному чтению, 2 КЛАСС
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nosovzateyniki.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

      КОНСПЕКТ УРОКА ПО литературному чтению, 2 КЛАСС

           Н.Н.Берникова, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ№7", г.Бавлы,  РТ

       

Тема урока: Н.Н.Носов "Затейники"

       

Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Н.Носова и рассказом "Затейники"

Задачи урока:

-  развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

- формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа;

- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;

- реализовывать творческие способности школьников.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать подробно на основе плана, картинного плана.

Оборудование урока: книги Н.Н.Носова,  словари С.И.Ожегова, презентация, карточки (тексты для речевой разминки), карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой обучающихся.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Вновь урок у нас сейчас!

- Ребята, представьте, что на нас  солнышко льёт  свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением  мы начинаем урок, на котором мы  узнаем много интересного и удивительного.

 

 II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение медленно

Дождик - длинноножка

Туча по небу плыла,

Дождик за руку вела.

Он шагал на тонких ножках

В чёрных маленьких калошках.

Дождик всюду походил,

Дождик всюду наследил,

В тёплых лужах потоптался,

Наигрался и умчался.

Не его ли там калошки

Мокнут в луже на дорожке?

                              Г.Лагздынь

- Прочитайте весело, с восхищением, удивлением.

- Прочитайте быстро, скороговоркой.

 III. Постановка учебной задачи.

- Какие олицетворения встретились в стихотворении?

- Как автор говорит о дождике, что он сделал?

- Поднимите руки,  кто любит играть?

-  А в какие игры вы чаще всего играете? (Ответы детей)

-  Расшифруйте слово.  ИКИНЙЕТАЗ

- У нас получилось слово "Затейники". Как вы его понимаете? (Ответы детей)

-Подберите синонимы к слову затейники.

На доске: фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки. Возможные ответы (чудак, шутник, увеселитель, остряк)

-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

И так, затейник – это организатор веселья.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать? Откройте учебник на странице 48 и прочитайте фамилию автора этого рассказа.

IV. Работа по теме урока.

1. Статья о Н.Н.Носове

- Кто из вас читал произведения Н. Носова? Какие? 

-Вспомните, кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)

- Прочитайте авторский текст в учебнике на с.48.

(Читает подготовленный ребенок статью о Носове Н.)

   2. Работа с иллюстрацией

   - Узнали вы героев произведения?

   - Что вы о них можете рассказать?

 

 3. Рассказ о Н.Н.Носове (1908 - 1976)

    Посмотрите на его портрет, как вы думаете, каким он был человеком? (ответы детей)

Отвечая на вопрос , как он стал детским писателем, он сказал так: « Детским писателем я стал потому что, когда я вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и мне было о чём рассказать людям».

   Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908. Его папа был актёром эстрады, мама - рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

Прежде чем стать писателем Н.Н. Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну. Это было ещё до Великой Отечественной войны в 1938 году и напечатан он был в журнале «Мурзилка». Н.Н. Носов написал много рассказов и повестей.

 

 4. Работа с толковыми словарями в группах.

-  Как вы понимаете слова чернорабочий, косарь ( ответы детей)

   Найдите лексическое значение слов в словаре, которые лежат у вас на столах.

Чернорабочий – 1. Тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации(обычно физически тяжёлую или грязную). 2. (перен.разг.) Тот, кто способен выполнять лишь какую-либо обыденную, будничную работу.

Косарь – тот, кто косит траву, злаки.

 

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение по теме урока.

1.Первичное восприятие текста

-Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или весёлым?(весёлым)

-Почему вы так считаете?

Звучит аудиозапись.

Дети следят и используют приём «Инсерт» (маркировка текста)

v - знал

+ - узнал

? –хочу спросить

- Какое настроение у вас после прочитанного текста?

-Кто герои рассказа? Назовите их имена.(Петя-автор и Валя)

-В какую игру дети играли? ( «Три поросёнка»)

2.Анализ произведения (понимание фактического содержания)

Работа с текстом в группах. Каждая группа получает задание

Первая группа – Как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

Прочитать отрывок по цепочке. (стр. 50)

Вторая группа – Почему игра прервалась? (стр. 51)

Прочитайте отрывок по ролям.

Третья группа - Придумывает вопросы к рассказу. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Четвертая группа – Последовательно выстраивает план (карточки даны вразброс)

План:

  1. Мы читали сказку «Три поросёнка».
  2. Давай сделаем себе домик, как у тех поросят.
  3. Может быть, серый волк?
  4. Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.

– На карточках записаны пункты плана к рассказу Н.Н.Носова «Затейники». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию

4.Анализ произведения (понимание главной мысли, чувств героев, оценка поступков)

-За что их можно поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)

- Что скажите вы?

-Как вы думаете, можно ли считать это произведение поучительным? Почему?

     У Носова Н. много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете……..(Выставка книг Н. Носова

VII. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Понравился вам урок? Если да, если нет, ваш условный знак -

Наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за активность, любознательность

-Угадайте, что бы я хотела взять из рассказов Н. Носова в наш класс?

(Улыбку! Если люди улыбаются, значит, у них всё хорошо!)

Домашнее задание (по выбору)

Пересказать рассказ по составленному плану;

нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду и его пересказать.

Оценить ответы детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...