Маленькие рассказы Н. Сладкова
план-конспект урока по чтению (2 класс)
УМК: «Перспектива», учебника Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть
Цель: познакомить учащихся с рассказами Н. Сладкова, отрабатывать навыки чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cht_2_klass_rasskazy_n._sladkova.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2 класс
Предмет: Литературное чтение
УМК: «Перспектива», учебника Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть
Тема: «Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова»
Тип урока: «открытия новых знаний»
Цель: познакомить учащихся с рассказами Н. Сладкова, отрабатывать навыки чтения
Задачи:
- формировать умение работать с текстом;
- развивать связную устную речь;
- развивать умение читать выразительно, бегло, расширять словарный запас;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным;
Ожидаемые результаты:
- Личностные
- Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.
- Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения;
- Метапредметные.
- Регулятивные УУД:
- Умение выявлять проблему;
- Умение определять и сохранять цель;
- Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
- Познавательные УУД:
- Находить неизвестные слова
- Выделять последовательность событий в тексте
- Давать устный развернутый ответ
- Коммуникативные УУД:
- Уметь высказывать свое отношение к прочитанному, увиденному или услышанному
- Уметь слушать собеседника
Предметные:
- Умение определять жанр произведения
- Умение сравнивать произведения
- Умение определять тему прочитанного произведения
I Организационный момент
Приветствие. Представляюсь ученикам. Прошу проверить их готовность к уроку.
II Актуализация знаний (проверка д/з)
- Кто напомнит с произведением какого писателя вы познакомились на прошлом уроке? Как оно называется?
Что вам было задано на дом? (С. 106-107 читать, пересказывать)
III Подведение к теме и цели урока
- Сейчас мне понадобится ваша помощь. На доске рассыпаны буквы, помогите мне собрать название жанра литературного произведения (ученики собирают слово).
Прочитайте, что у вас получилось (Рассказ).
- А кто скажет, что такое рассказ?
Рассказ – это небольшое произведение о каком – нибудь случае из жизни.
Сегодня вы познакомитесь с творчеством ещё одного замечательного писателя, который написал множество произведений в жанре рассказ и не только.
Посмотрите на нашу книжную полку. Рассмотрите обложки книг и обратите внимание, кто автор (Николай Иванович Сладков). - - Какую цель мы поставим с вами на этот урок?
Рассказ об авторе
Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Прожил всю жизнь в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес и стал читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. Повзрослев добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом (человек, который занимается чертежом). После военное время сохранил ту же специальность.
В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост". Вместе с Виталием Бианки (вы уже знакомы с этим писателем) выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в его книгах.
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
Сегодня мы с вами познакомимся с тремя маленькими рассказами Сладкова. На доске рассыпаны слова. Это не просто слова, а названия рассказов, которые мы сегодня будем читать. Соберите название, даю вам на это пару минут. («Сосоулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и ёж»)
IV Работа по теме урока
Откройте ваши учебники на стр. 108.
Прочитайте название первого произведения (Сосоулькина вода).
- Как вы думаете, о чем вы сможете узнать из этого рассказа?
Прочитайте данный текст самостоятельно (даю 3-4 минуты)
- Кто герой этого рассказа? Как его зовут? (птица, Чив)
- Какие слова вам были не понятны? (Карниз)
Карниз - выступающий элемент здания или помещения, мебели.
- Как вы понимаете выражение «сосулькина вода»?
- А как понимаете выражение «жив курилка» (Все еще существует, цел, о тот кто не пропал, несмотря на неудачи. Пережил морозную зиму)
Это выражение связанно с игрой «Курилкой», популярной в 18 веке в России на посиделках в зимние вечера. Играющие садились в круг и передавали друг другу горящую лучину, приговаривая «Жив, жив, Курилка, не умер, ножки тоненьки, душа коротенька…». Проигрывал тот, у кого лучина гасла, начинала дымить, курится.
Прочитаем вслух выразительно этот рассказ. Кто хочет?
V ФИЗМИНУТКА
Включаю видео
VI Продолжение работы по теме
Прочитайте название второго рассказа (Весенний звон).
- Можно ли догадаться о чём этот текст?
Чтение рассказа вслух.
- Какие слова вам были не понятны?
Схватил мороз – резкое наступление мороза
Чехольчик - это предмет, которым покрывается, закрывается что-либо сверху для защиты.
Ухнула – упала
Гущина сучьев – очень много сучьев, веток
Наделала звону – от сучьев стали откалываться и звенеть льдинки
- Найдите в тексте, что автор говорит о ветках?
- Что автор говорит о воробье? А о синице?
- Правда ли что воробьи ловко скатываются с веточек как с горки?
- О каком весеннем звоне говорит нам автор? Кто его наделал?
Посмотрите на серию картинок к следующему произведению на стр. 109.
- Попробуйте догадаться о чем будет следующее произведение. Давайте составим небольшой рассказ. Кто попробует?
Возвращаемся на стр. 108. Прочитайте следующее произведение самостоятельно.
- Оправдались ли ваши предположения о чем это произведение?
- Какие слова вам были не понятны?
Неуклюжий - неловкий в движениях, неповоротливый.
- Что вы сейчас прочитали рассказ или сказку? (сказку)
- Почему вы так решили? (есть животные, которые разговаривают)
- Сколько в этом рассказе главных героев? Кто это?
Давайте прочитаем это произведение по ролям. (вызываю 2-х учеников)
- Сравните прочитанные произведения. Чем они похожи? Чем различаются?
- Какое произведение понравилось больше всего?
VII Работа с дополнительным текстом
Текст Н. Сладкова «Как медведя переворачивали»
Словарная работа
Натерпелись лиха – натерпелись горя
Конца-краю не видно – находится очень далеко
Разоспался – долго спать
Солнце повернёт на лето –увеличение святого дня, то есть наступление темноты происходит позже
Лопнуло терпение – это когда человек не может сдерживать свои отрицательные чувства и эмоции.
Пролежни – это повреждение участка кожи возникающие в результате длительного давления.
Не ворохнётся – не сдвинется с мета
Сквозь зубы – говорить неразборчиво, невнятно
Тюфяк – вялый, медлительный
Куцехвост – короткий хвост
Включаю аудио запись. После задаю вопросы:
1. Перечислите героев данного рассказа. (Медведь, Дятел, Лось, Белая куропатка, Белка, Мышка)
2. Зачем зверям нужно было будить Медведя? (хотели приблизить приход лета, так как есть примета «Как Медведь перевернётся на другой бок − так солнце повернёт на лето» )
3. Как звери будили Медведя?
VIII Итоги урока
- Каков жанр произведения?
- Кто написал этот рассказ?
- Что вы знаете о писателе?
- Какую цель мы ставили на урок? Смогли ли мы её достичь?
IX Рефлексия
Дополните фразы:
- Сегодня я узнал (а) …
- Я научился (ась) …
- Было интересно …
X Домашнее задание
Прочитать текст Н. Сладкова «Бюро лесных услуг». Знать текст произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку русского языка "Обучающее изложение" по рассказу Н. Сладкова "Осенняя ёлочка"
К уроку русского языка "Обучающее изложение" по рассказу Н. Сладкова "Осенняя ёлочка"...
тест по литературному чтению по рассказу Н.Сладкова "Бабочка и солнце"
тест по литературному чтению по рассказу Н.Сладкова "Бабочка и солнце"...
Урок чтения по рассказу Н.Сладкова "Еловая каша"
Урок предназначен для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Конспект урока литературного чтения «Маленькие рассказы Н. Сладкова» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Н. Сладкова и его рассказами; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.Планируемые результ...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие рассказы Н.Сладкова»
Тема: «Маленькие рассказы Н.Сладкова»Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании ипрочитывании произ...