« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики
материал по чтению
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kosmicheskoe_puteshestvie_-_obuchenie_gramote_s_elementami_logiki.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики
( Старшая группа)
Цели:
- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,
твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные
слова (к словам «звезда», «земля»);
- упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;
- расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;
- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и
действия товарищей.
Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый,
мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.
Материал:
- демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два
больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,
зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч;
- раздаточный; картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.
Ход занятия
Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
Воспитатель:
- Отгадайте, про какую планету здесь говорится?
- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)
- Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)
Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с».
- Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)
- Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)
- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.)
Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)
- Какие еще планеты вы знаете?
- Определите в названиях первый звук.
- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.
Физкультурная пауза:
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И матросский наш отряд
Заниматься спортом рад!
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
И когда скажу: «Вставай!» -
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
После нее дети садятся в кружок на ковре.
Воспитатель: Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Нет нигде для них преграды –
Петь мы эти звуки рады.
( Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)
Воспитатель: Кроме гласных есть другие,
Вы не знаете, какие? (Согласные.)
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
Им преграды строят губы,
Щеки, язычок и зубы.
( Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)
Воспитатель: На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.
Артикуляционная гимнастика:
Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)
А подвижный язычок, работой заниматься
Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)
А потом забор построил - красота! (забор)
Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)
По нему несется воздуха поток, (дуть)
Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)
Физкультура получилась – хороша!
Далее проводятся игры.
«Буки – Буки – Закорюки»
- Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.
«Живая модель»
а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.
Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);
Для звездочета я загадка,
И начинаюсь я на «М»,
Но только я не шоколадка,
Хотя я тоже нравлюсь всем.
(Марс)
Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.
Составление модели слова; проверка.
«Живые звуки»
Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п.
Далее дети располагаются на ковре.
«Назови пару»
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.
«Что чем (кто кем) может быть?
Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).
Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы»
в виде разных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-путешествие (обучение грамоте)
Тема: «Звук [у] и его обозначение буквами у, ю»....
урок обучения грамоте "Заглавная буква Ю. Космическое путешествие. Упражнения в чтении.
На данном уроке дети, совершая космическое путешествие, знакомятся с заглавной буквой Ю. Учатся её печатать. Вся работа построена в интересной форме....
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Урок обучение грамоте (письмо). Тема: Знакомство с верхним соединением элементов букв.
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо) по теме: Знакомство с верхним соединением элементов букв....
Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
На основе текста "Три птичницы" проводится работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...
Презентация "Космическое путешествие" (к игре "Космическое путешествие")
Презентация подготовлена к игре "Космическое путешествие". Представляет краткий рассказ о Солнечной системе и её планетах. Цель презентации- подготовить и настроить детей к игре....