Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
учебно-методический материал на тему
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyakova_t.v._programma_kursa_podgotovka_k_shkole.docx | 85.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».
Автор – составитель Т.В. Чернякова
г. Дудинка
2010 год
ПРОГРАММА
курса «Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»
Пояснительная записка.
Главное назначение курса - подготовка детей к школе в интеллектуальном плане, развитие мотивации к обучению, способствование сокращению адаптационного периода в 1 классе.
Предлагаемый курс дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Образовательный процесс включает в себя такие виды деятельности, как игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательная деятельность, элементарная математика, развитие речи. В каждый вид деятельности включены наиболее приемлемые для данного возраста игры, наблюдения, темы для общения, подвижные игры. При составлении содержания образовательного процесса учитывались: доступность его детям, развивающий и воспитывающий характер, занимательность, последовательность.
Курс подготовки детей к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
За основу готовности детей к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. Отсюда и вытекают основные задачи курса.
Основные задачи:
- развитие психических процессов: логического мышления, памяти, произвольного внимания;
- формирование познавательных интересов;
- воспитание ответственного отношения к труду;
- развитие произвольности поведения.
В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.
Объем программы рассчитан на 60 занятий (с середины ноября до конца апреля) 1 раз в неделю проводятся по 3 занятия:
1. Развитие речи.
2. Начальный курс математики.
3. РТС (развитие творческих способностей)
Продолжительность занятий составляет 25 мин. С целью разгрузки между занятиями организуются подвижные игры по 15 мин.
Особенности предметных занятий:
- обеспеченность наглядностью;
- наличие раздаточного дидактического материала;
- практическая направленность;
- использование ТСО.
Развитие речи
Задачи учителя по развитию речи дошкольников:
- активизировать речь и речевое общение;
- интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;
- по возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
- развивать интерес к учебным занятиям;
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словаря учащихся, развитие их речи;
- научить говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д.
Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на занятия подготовки к школе?
Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?
Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?
Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.
Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к обучению в 1 классе и смягчит грядущие трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.
Содержание занятий «Развитие речи» включает несколько направлений:
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Введение в школьную жизнь. Урок и перемена. Школьные правила. Знакомство. | 1 |
2 | Я среди других. Пространственное ориентирование. | 1 |
3 | Наша речь. Формирование умений построения предложений. | 1 |
4 | Разноцветное путешествие. | 1 |
5 | Работа по сказке «Репка». | 1 |
6 | Времена года. Месяцы. | 1 |
7 | Дни недели. | 1 |
8 | Наряжаем ёлочку. | 1 |
9 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 |
10 | О профессиях и трудолюбии. | 1 |
11 | Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. Развиваем память. | 1 |
12 | Вежливые слова. | 1 |
13 | Птицы. Игры на внимание. | 1 |
14 | Путешествие по сказкам. | 1 |
15 | Растения и фрукты. Игры на развитие интеллекта, внимания и памяти. | 1 |
16 | Животные. | 1 |
17 | Игры на внимание. Знакомство со знаками + - ? для коллективных ответов Мимика. | 1 |
18 | В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. | 1 |
19 | Повторение изученного материала. В мире слов. Слова похожие и разные. | 1 |
20 | Итоговое занятие. Тесты психосоциальной зрелости, готовность к обучению в школе. | 1 |
ВСЕГО: 20 занятий по 25 минут.
К концу обучения дети должны уметь:
- составлять предложения из 3-4 слов;
- членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять рассказы по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
- пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; по плану и образцу составлять рассказы из опыта, о предмете;
- задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя свой ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
Начальный курс математики
Задачи учителя в формировании математических представлений:
- вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
- развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
- уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;
- раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
- содействовать активному использованию детьми математических понятий;
- научить ориентироваться в тетради;
- научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Арифметический материал:
1). Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, сравнение чисел и предметов, Число 0. Состав чисел. Арифметические действия сложение и вычитание.
2). Решение простейших задач на основе счета предметов,
2. Геометрический материал:
Распознавание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеток, треугольников, прямоугольников, на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек.
Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки. Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения между предметам: больше-меньше, выше-ниже, спереди-сзади, сверху-снизу, слева-справа. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Дать пространственные и временные представления. Ориентирование в клетках (диктанты).
3. Содержательно-логические задачи и задания, направленные на развитие познавательных процессов у дошкольников:
Внимания: математические игры: «Веселый счет», «Измени форму или размер или цвет», «Прибавить, вычесть»; зрительные диктанты с изображением различных предметов (5), с изображением чисел, геометрических фигур и т.д. Графические диктанты.
Воображения: задания на составление из заданных частей фигур, обладающих указанными свойствами; задания на взаимное расположение фигур на плоскости; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию их свойств; задания на определение «на глаз» размера фигуры, сравнение «на глаз» размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т.п.)
Памяти: зрительные диктанты по специально разработанным таблицам, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания: «Запомни математические термины», включающие в себя 5 -7 слов, воспроизведи «Цепочку слов»;
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Счет предметов. | 1 |
2 | «Больше», «Меньше», «Равно». | 1 |
3 | Порядковые числительные «первый, второй, третий». | 1 |
4 | Пространственные отношения «вверх», «вниз», «налево», «направо» | 1 |
5 | Порядковые отношения | 1 |
6 | Знаки «+» и «-». Решение простейших задач на основе счета предметов. | 1 |
7 | Геометрическое ассорти. | 1 |
8 | Точка. Линия. Отрезок. | 1 |
9 | Цифра 1 | 1 |
10 | Цифра 2. | 1 |
11 | Цифра 3. | 1 |
12 | Цифра 4. | 1 |
13 | Цифра 5. | 1 |
14 | Цифра 6. | 1 |
15 | Цифра 7. | 1 |
16 | Цифра 8. | 1 |
17 | Цифра 9. | 1 |
18 | Цифра 10. | 1 |
19 | 1 | |
20 | Итоговое занятие | 1 |
ВСЕГО: 20 занятий по 25 минут.
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | 1. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра: «Составим узор». 2. Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей. Игры: «Снеговики», «Матрешки» | 1 |
2 | 1. Счет, порядковые числительные. Учить ребенка рассуждать. 2. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «слева», «справа», «левее», « правее», «между». Развитие наблюдательности. Игра: «Концовка». | 1 |
3 | 1. Формирование у детей пространственных и временных представлений. Закрепление понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо». Тренировка в счете до десяти. 2. Развитие внимания, наблюдательности у детей. Игры: « Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа», «Откуда и чей голос?» «Правила движения». | 1 |
4 | 1. Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «слева», «справа», «между». Игра: «Построим гараж». Формирование навыков счета кругов, квадратов, треугольников. Игры: «Составь поясок», «Найди карточку» 2. Развитие внимания, воображения. | 1 |
5 | 1. Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно», представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур находить отличительные признаки. Игры; «Детки на ветке», «Заполни пустые клетки» 2. Развитие памяти, наблюдательности, воображения детей. | 1 |
6 | 1. Формирование навыков счета в пределах десяти Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Игры: «Рассеянный художник», «Сколько? Какой?», «Курочка и цыплята» 2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности | 1 |
7 | 1. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме). Игра: «Где, какие фигуры лежат» 2. Развитие внимания и памяти. | 1 |
8 | 1. Установление соответствий между числом рисунков и цифрой. Закрепление нумерации чисел первого десятка. Игры: «Построим домик», «Число и цифру я знаю», «Лучший счетчик», «Хлопки» 2. Развитие внимания и памяти. | 1 |
9 | 1. Закрепление понятий «один», «много». Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого». Игры: «Продолжай», «Составим поезд», «Поезд». 2. Развитие внимания, воображения. | 1 |
10 | 1. Закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1. Закрепление представления о порядковом значении числа. Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Угадайка», «Рассеянный художник». 2. Развитие наблюдательности. | 1 |
11 | Геометрические фигуры: 1. Различие предметов по форме и составление из кругов, квадратов, треугольников (геометрических фигур) других геометрических фигур, а также рисунков. Научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько». Игры: «Угадай загадки Буратино», «Почини одеяло», «Магазин». 2. Развитие внимания и наблюдательности. | 1 |
12 | 1.Развитие пространственных представлений. Повторение счета. Решение простейших задач на основе счета предметов. Игры: «Составь поезд», «Поросята и серый волк». 2. Развитие наблюдательности, внимания, мышления. | 1 |
15 | 1. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Учить детей приему сложения и вычитания по одному. Воспроизведение приема сложения и вычитания единицы по памяти. Игры: «Цепочка», «Маятник», «Рассели ласточек» 2. Развитие памяти и внимания. | 1 |
16 | 1. Воспроизведение приемов сложения и вычитания по представлению числового ряда. Тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10. Игры: «Арифметический бег по числовому ряду» «День и ночь», «Математическая рыбалка». «Лучший летчик», «Самый быстрый почтальон», «Глаз-фотограф», «Каждой игрушке свое место», «Лучший космонавт», «Математический футбол» 2. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. | 2 |
17 | 1.Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игры: «Цепочка», «Составь круговые примеры». 2. Развитие внимания, мышления. | 1 |
19 | 1. Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач. Игры: «Сколько всего?», «На сколько больше?», «Почта». 2. Развитие мышления, наблюдательности. | 1 |
20 | Итоговое занятие. Путешествие в страну Заниматику. | 1 |
ВСЕГО: 20 занятий по 25 минут.
К концу обучения дети должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- сравнивать группы предметов, числа на наглядной основе;
- распознавать геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
РТС (развитие творческих способностей)
Задачи учителя в развитии творческих способностей детей:
- развивать у детей чувство композиции;
- помочь освоить конструирование по типу оригами;
- научить обозначению пространственных отношений на листе бумаги;
- готовить руку ребенка к письму;
Содержание занятий «РТС» включает несколько направлений:
- штриховка;
- раскрашивание;
- лепка;
- конструирование;
- склеивание;
- вырезание.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Тематическое планирование
№ занятий | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Мозаика. Склеивание. | 1 |
2 | Оригами. Лодочка. | 1 |
3 | Дорисовать рисунок. Знакомство со штриховкой. | 1 |
4 | Мозаика. Склеивание. | 1 |
5 | Лепка героев из сказки «Репка». | 1 |
6 | Ориентирование на листе. | 1 |
7 | Геометрические фигуры. Штриховка. | 1 |
8 | Комплексные игры. Графические упражнения | 1 |
9 | Геометрические фигуры. Вырезание. | 1 |
10 | Ориентирование на листе. | 1 |
11 | Рисование. Моя любимая игрушка. | 1 |
12 | Работа с конструктором. Модель | 1 |
13 | Аппликация. Птица. | 1 |
14 | Мозаика. Склеивание. | 1 |
15 | Фрукты. Раскрашивание. | 1 |
16 | «Танграмма». Заяц по образцу. | 1 |
17 | Геометрические фигуры. Лепка. | 1 |
18 | Складываем картинку из пазл. | 1 |
19 | Лепка. Посуда. | 1 |
20 | Итоговое занятие. | 1 |
ВСЕГО: 20 занятий по 25 минут.
К концу обучения дети должны уметь:
- выполнять лепку разными способами;
- сложить из конструктора по образцу любую фигуру;
- сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.);
- вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги;
- выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу;
- складывать пазлы без посторонней помощи;
- регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета;
- располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе;
- штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки;
- ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Подвижные игры
Задачи учителя по организации подвижных игр:
- рационально организовывать двигательную активность дошкольников;
- удовлетворять природную потребность детей в двигательной активности;
- обучать дошкольников навыкам безопасного поведения на перемене.
Содержание организации игр включает несколько направлений:
1. Игры с ходьбой и бегом:
«Гуси-лебеди», «У медведя на бору», «Кот и мыши», «Третий лишний», «День и ночь», «Пустое место», «Жмурки», «Салки».
2. Игры с прыжками:
«Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка», «Классики», «Часики», «Резиночка».
З.Игры с метанием, бросанием и ловлей:
«Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Мячи по кругу», «»Мяч в ворота», «Сбей шишки».
К концу обучения дети должны уметь:
- согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
- ориентироваться в пространстве;
- самостоятельно организовывать со сверстниками знакомые подвижные игры;
- справедливо оценивать в игре результаты свои и товарищей;
- самостоятельно решать поставленную задачу.
Приложение 1
Краткое описание дидактических игр, используемых
для развития речи в процессе обучения дошкольников.
Игра 1. «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра 2. « Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).
Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Игра 5. «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра 6. «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя, кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра 7.«Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
Игра 8. «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.
Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра 9. «День - ночь»
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра 10. «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)
Игра 11. «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
Игра 12. «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Игра 13. «Разложи по порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по порядку.
Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра 15. «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.
Игра 18. «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Игра 19. «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра 20. «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра 21. «Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
Примечание:
Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.
Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.
Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и пр.
Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:
1. Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
(Энергичные движения плечами).
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
(Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
(Прыжки на месте)
2. Рано утром я встаю,
Звонким голосом пою.
Умываюсь, одеваюсь
И за дело принимаюсь.
Я колю, я пилю,
Я рисую, я играю... и т.д.
(Различные движения)
3. Ира, Инна и Иван
Весело плясали.
Покружились, поклонились,
На местах остановились.
(Соответствующие движения)
4. Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
5. Жу - жу - жу,
(3 хлопка)
На лужок хожу
(Шаги с высоким поднятием ног)
На жуков гляжу
(Присесть, ладони поднести к глазам)
Жу - жу - жу
(3 хлопка)
Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:
1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ.
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил —
Про себя не позабыл!
А для женушки —
Подсолнушки.
2. СОРОК СОРОК (скороговорка)
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок —
Сразу поссорились
Сорок сорок.
3. Шорох, шептанье, шумок под окном,
Шлепанье легкое ...
Кто это — гном?
Ш—ш—ш!
Там, за шторами,
Возле окна
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
4. А - Рот пошире открываем,
Руки кверху поднимаем.
У - Губы трубочкой вперед.
И руки вперед.
5. Дрожу от страха до сих пор!
— Воскликнуло полено,
— Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
6. Мчится поезд скрежеща:
же — че — ща,
же — че — ща.
7. По утрам мой брат Кирилл
Трех крольчат травой кормил.
8. Произнесите на одном дыхании:
ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ
ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ВЫДОХ
Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием изучения «пения»:
На доске нарисован вот такой треугольник:
И Ы У
Э О
А
Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как открывается рот во время нения. Делают вывод, что рот открывается не очень, лишь чуть-чуть. Получаются «узкие» гласные звуки.
Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - «средние» гласные звуки.
Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и дети называют этот звук «широким».
Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных. Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив ладошку под подбородок.
Для проведения тематических бесед, развития речи детей, могут быть использованы следующие загадки и стихотворения
Помогаем маме.
Загадки об инструментах и посуде.
Птичка-невеличка
Носиком нырнет,
Хвостиком вильнет –
Дорожку проведет. (Игла)
Два конца, два кольца
А в середине - гвоздик (Ножницы)
Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется. (Топор)
Скоро ест, мелко жует,
Сама не съест, другим не дает. (Пила)
Как столкнутся - стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет -
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг)
В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник)
Стихотворения о труде
ПЛОТНИК ЕГОР
Есть у Егора чудесные вещи:
Рубанок, пила, молоток и клещи.
Есть у него и топор с долотом –
Может Егорка построить дом.
Только игрушечный этот топор,
И сам невелик первоклассник Егор.
Вырастет, плотником станет, потом
Выстроит школу, ясли и дом.
Ну а пока что Егорка Шевцов
Выстроил дом, но дом для скворцов.
МЫ СТРОИМ
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хороню, что есть па свете
Клещи, гвозди, молоток.
Нитки есть и есть лопата –
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, ребята!
Приучайтесь труд любить!
В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются следующие задания:
1.Закончи слово:
ФИ... лин
ФЕ... дя
ФА... я
ФО... ма
Ло... шадь
Ле... то
То... ня
Те... тя
2. Отвечай быстро!
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
Вкусный, алый, сочный ... (арбуз)
Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)
Желтые, красные, осенние ... (листья)
3. «Где цифры, где буквы?»
Выбрать только буквы.
Составь из них слово
И 1 8 Г 6
Р 10 У 5 Ш
4 К 2 А 7
4. Чистоговорки
Та-та-та -у нас дома чистота.
Те-те-те - отложи свое шитье.
То-то-то - стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать - мы идем гулять
Ат-ат-ат - берем с собою самокат
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Цо-цо-цо -на руке кольцо
Цы -цы - цы - поспели огурцы
Уважаемые коллеги! Помните, что обучение грамоте - один из самых ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом зависит от вас, от вашего терпения, доброты, ласки. Дайте ребенку возможность поверить в собственные силы. Не допускайте грубости, бестактности! Обучение не должно быть связано с негативными эмоциями в общении с педагогом, с будущим учеником. Пусть каждый из них почувствует успех, познает радость «открытия» для себя и с желанием и хорошим настроением идет на каждое занятие. Пусть он думает, фантазирует, творит!
Приложение 2
Примерные задания на развитие мышления, внимания, воображения, используемых для развития математических способностей дошкольников.
Задания на развитие мышления
с использованием геометрического материала
- «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду»,
- «Найди лишнюю фигуру»,
- «Что изменилось? Что не изменилось?»,
- «Чем похожи? Чем отличаются?»,
- «Что одинаково? Что не одинаково?»,
- «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду»,
- «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»,
- «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?»,
- «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т.п.
Задания, способствующие воспитанию интереса и внимания.
Игра «Заметь все!» На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок, и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.
Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».
«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые предметы». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Замри». По сигналу учителя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фантики-лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.
«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.
Игры на развитие воображения
«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
«Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
Игры на развитие логического мышления
«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.
«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
«Универсальное лото» Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.
Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам.
Серия 1.
Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.
Серия 2.
Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:
круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;
квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;
треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока;
прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;
овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.
Серия З.
Каждый ребенок выбирает себе «кляксу» из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и он подбирает предметы такого же цвета.
Примечание:
Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность не только на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой грамотности, но и на то, чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной особенностью нового курса. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Дидактические игры
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы:
- Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
- Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность
- Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.
- Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
- Дидактические игры и упражнения на развитие внимания.
- Дидактические игры и упражнения на развитие памяти.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, учитель говорить: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?
Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.
В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность
Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт», «Самый быстрый почтальон», «Глаз - фотограф», «Каждой игрушке - свое место» и другие.
«Математическая рыбалка»
Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.
Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Поймай бабочку».
Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.
С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически связанные с ними.
Например, игры «Цепочка», «Математическая эстафета». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь Угадайку!»)
Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета» и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами
Дидактические игры и упражнения на внимание
Графические диктанты «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении».
Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемого результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя.
При проведении этих игр учитель не должен забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать их учащимся. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.
Игры на развитие памяти
«Опиши по памяти». На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т.д.
«Найди картинку». На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.
Занимательные задачи в стихотворной форме
При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
* * *
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
* * *
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
* * *
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
* * *
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоили большой объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относятся к таким методам. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
Учебно-методическая база.
- Агеева С.И.. «Обучение с увлечением» СИ. Агеева, изд-во «Истоки», Москва, 1991г.
- Агофонова И.Н.. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993
- Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987 г.
- Волина В.. Учимся играя. М., 1994
- Волина В.В.. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на уроках математики в начальных классах.// Начальная школа, 1991 г.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.. «Готов ли ваш ребенок к школе?», изд-во
- «Росмэн», Москва, 2005 г.
- Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. М, 1990 г.
- Голуб И.Б., Ушаков Н.И.. Путешествие по стране слов. М., 1992 г.
- Голубев В.Т. Графические диктанты. Изд-во «Вако», Москва, 2004 г.
- Горецкий В.Г. Обучение в первом классе. М., 1973 г.
- Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994 г.
- Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И.. 1000 загадок. Ярославль. 1996 г.
- Жикалкина Т.Г.. Игровые и занимательные задания по математике. М., 1989 г.
- Калугин М.А., Новотворцева Н.В.. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996 г.
- Климанова Л.Ф., Борейко Л.Н.. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996 г.
- Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду. С-Пб, 1995 г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990 г.
- Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. М, 1994 г.
- Новоторцева Н.В.. «Развитие речи детей», изд-во «Академия развития», Ярославль,1998 г.
- Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск. 1985 г.
- Сербина Е.В.. Математика для малышей. М., 1992 г.
- Серия книг Рольфа Каука «Медвежонок Миша» (Готовим детей к школе), изд-во «ЭКСМО», 1997 г.
- Столяр А.А.. Давайте поиграем. М., 1991 г.
- Тихомирова Л.Ф., Басова Л.В., изд-во «Академия развития», Ярославль, 1998 г.
- «Развитие логического мышления детей»;
- «Развитие коммуникативных навыков»;
- «Развитие памяти».
- Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994 г.
- Труднев В.Н. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980 г.
- Управителева Л.В.. «Скоро в школу», изд-во «Первое сентября», Москва, 2002 г.
- Чилигрирова Л., Спиридонова Б.. Играя, учимся математике М., 1993
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва. «Просвещение», 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Школа развития речи" 2класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...
Рабочая программа к кружку "Школа развития речи", 1 класс.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
В программе пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по спецкурсу "Школа развития речи" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Курс «РЕЧЬ». Рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования...
задания на развитие логического мышления и творческих способностей у учащихся 1 класса
задания на развитие логического мышления и творческих способностей у учащихся 1 класса...
Рабочая программа по курсу "Школа развития речи" для 1 класса
Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельн...