Рабочая программа по чтению
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Примерной программы по литературному чтению для 1 класса, рассчитанной на 132 часа. Для реализации содержания учебного предмета используется учебник «Литературное чтение», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chtenie1.docx | 65.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Согласовано Протокол заседания методического совета от _____ 2019___ года №____ подпись руководителя МС __________ (Коровкина Г.П.) | Утверждено приказом директора МОБУ СОШ № 30 от _______________ № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
класс 1а
сроки реализации 2019 – 2020
учитель Какурина Наталья Ивановна
ТАГАНРОГ
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МОБУ СОШ № 30 и на основе Примерной программы по литературному чтению для 1 класса, рассчитанной на 132 часа.
Для реализации содержания учебного предмета используется учебник «Литературное чтение», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе учебным планом школы на 2019-2020учебный год выделяется 4 часа в неделю.
Согласно календарному учебному графику по школе на 2019-2020 учебный год в рабочей программе на изучение предмета « Литературное чтение» изменяется количество часов и за год составляет 132 часа.
Формы текущего контроля по предмету: устный опрос, контрольное чтение, проекты, творческая работа, чтение по ролям, устное сочинение, пересказ краткий, пересказ подробный, составление плана, выразительное чтение наизусть, выразительное чтение, выборочное чтение, устные ответы на вопросы по тексту, работа с научно-популярными текстами, литературная викторина, инсценирование отрывка,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Развитие речи
Обучающийся научится:
-первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
-составлять текст из набора предложений;
-выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать устную и письменную речь;
-различать диалогическую речь;
-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
-определять тему и главную мысль текста;
-соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
-составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Личностные результаты.
Выпускник научится:
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-способность к самооценке;
-чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической
-принадлежности;
-представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов,
-моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
-ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков
других людей;
-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и
-этическими требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в
-конкретных поступках;
-эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Выпускник получит возможность научиться:
-чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
-устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
-толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные результаты.
Речевая и читательская деятельность.
Выпускник научится:
-читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 25 слов в минуту.
-читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи,
-выражая таким образом понимание прочитанного;
-прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
-находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
-различать последовательность событий и последовательность их изложения;
-выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
-пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
-обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг -по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
-составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
-соотносить поступки героев с нравственными нормами;
-ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
-составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
-высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
-высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
-создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность.
Выпускник научится:
-читать по ролям художественное произведение;
-создавать текст на основе плана;
-придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
-писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной
книге, кинофильме, телевизионной передаче;
-участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
-создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного
из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
-создавать иллюстрации к произведениям;
-создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
-выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
-определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
-выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их
-поступков, бытовые описания;
-вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
-определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
-различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
-находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их
смысл.
Выпускник получит возможность научиться:
-делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия: фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной --выразительности, включённые в конкретное произведение.
Метапредметные результаты.
Регулятивные результаты:
Выпускник научится:
-планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
-выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Выпускник получит возможность научиться:
-ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с
учителем;
-самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
-планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные результаты.
Выпускник научится:
-находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
-выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
-устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и Интернет;
-сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая -основания для классификации;
-строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и -письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного -жизненного опыта;
-работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные результаты.
Выпускник научится:
-работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров
-при выработке решения;
-точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи;
-корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
-задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА:
№ п/п | Название раздела | Содержание (темы, перечень лабораторных и практических работ, экскурсий) |
1 | Виды речевой деятельности Слушание | Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. |
2 | Говорение | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. |
3 | Чтение. | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. |
4 | Развитие речи. | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
. Обучение чтению
№ урока | Раздел, тема урока | Формы текущего контроля | Кол-во часов |
Добукварный период | Беседа | 14 | |
1 | «Азбука» — первая учебная книга. | Фронтальный опрос | 1 |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | Фронтальный опрос | 1 |
3 | Слово и предложение. | Фронтальный опрос | 1 |
4 | Слово и слог. | Беседа | 1 |
5 | Ударение. | Беседа, устный опрос | 1 |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | Фронтальный опрос | 1 |
7 | Звуки в словах. | Беседа | 1 |
8 | Слог-слияние. | Беседа | 1 |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | Фронтальный опрос | 1 |
10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | Беседа | 1 |
11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | Фронтальный опрос | 1 |
12 | Гласный звук [и], буквы И, и. | Фронтальный опрос | 1 |
13 | Гласный звук [ы], буква ы. | Беседа | 1 |
14 | Гласный звук [у], буквы У, у. | Фронтальный опрос | 1 |
Букварный период | 53 | ||
15 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | Наблюдение | 1 |
16 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | Устный опрос | 1 |
17 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | Фронтальный опрос | 1 |
18 | Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т. | Устный опрос | 11 |
19 | Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т (закрепление). | Устный опрос | 1 |
20 | Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л. | Устный опрос | 1 |
21 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | Устный опрос | 1 |
22 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | Фронтальный опрос | 1 |
23 | Гласные буквы Е, е. | Устные ответы на вопросы | 1 |
24 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | Фронтальный опрос | 1 |
25 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | Выразительное чтение в парах | 1 |
26 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м(закрепление). | Фронтальный опрос | 1 |
27 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | Чтение с взаимопроверкой | 1 |
28 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (закрепление). | Выразительное чтение в парах | 1 |
29 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | Фронтальный опрос | 1 |
30 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | Фронтальный опрос | 1 |
31 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление). | Устный опрос | 1 |
32 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | Взаимопроверка | 1 |
33 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | Фронтальный опрос | 1 |
34 | Гласные буквы Я, я. | Устный опрос | 1 |
35 | Гласные буквы Я, я (закрепление). | Устный опрос | 1 |
36 | Гласные буквы Я, я (обобщение). | Фронтальный опрос | 1 |
37 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | Устный опрос | 1 |
38 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | Чтение с взаимопроверкой | 1 |
39 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | Фронтальный опрос | 1 |
40 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление). | Устные ответы на вопросы | 1 |
41 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | Устный опрос | 1 |
42 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков (закрепление). | Устный опрос | 1 |
43 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | Фронтальный опрос | 1 |
44 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление). | Фронтальный опрос | 1 |
45 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | Чтение в парах | 1 |
46 | Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | Устный опрос | 1 |
47 | Гласные буквы Ё, ё. | Фронтальный опрос | 1 |
48 | Гласные буквы Ё, ё (закрепление). | Фронтальный опрос | 1 |
49 | Звук [j’], буквы Й, й. | Устный опрос | 1 |
50 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | Устный опрос | 1 |
51 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х (закрепление). | Фронтальный опрос | 1 |
52 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х (обобщение). | Устный опрос | 1 |
53 | Гласные буквы Ю, ю. | Ответы на вопросы | 1 |
54 | Гласные буквы Ю, ю (закрепление). | Устный опрос | 1 |
55 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | Фронтальный опрос | 1 |
56 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление). | Фронтальный опрос | 1 |
57 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | Устный опрос | 1 |
58 | Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление). | Устный опрос | 1 |
59 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | Фронтальный опрос | 1 |
60 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ (закрепление). | Чтение в парах | 1 |
61 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | Выразительное чтение в парах | 1 |
62 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | Фронтальный опрос | 1 |
63 | Русский алфавит. | Беседа | 1 |
64 | Русский алфавит (закрепление). | Фронтальный опрос | 1 |
65 | С. Маршак «Как хорошо уметь читать». | Беседа | 1 |
66 | В. Берестов «Читалочка». | Фронтальный опрос | 1 |
67 | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | Выразительное чтение | 1 |
68 | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» (продолжение). | Чтение в парах | 1 |
69 | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество». | Чтение в парах | 1 |
70 | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество» (продолжение). | Выразительное чтение | 1 |
71 | История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские. | Чтение | 1 |
72 | История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские (продолжение). | Чтение | 1 |
73 | В. Крупин. Первый букварь. | 1 | |
74 | В. Крупин. Первый букварь (продолжение). | Выразительное чтение | 1 |
75 | А.С. Пушкин. Сказки. | Чтение по ролям | 1 |
76 | А.С. Пушкин. Сказки (продолжение). | Выразительное чтение наизусть | 1 |
77 | А.С. Пушкин. Сказки (обобщение). | Творческая работа | 1 |
78 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | Выразительное чтение | 1 |
79 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (продолжение). | Выразительное чтение | 1 |
80 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (обобщение). | Творческая работа | 1 |
81 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. | Выразительное чтение | 1 |
82 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей (продолжение). | Беседа | 1 |
83 | К.И. Чуковский. «Телефон». | Пересказ | 1 |
84 | К.И. Чуковский. «Телефон» (продолжение). | Пересказ | 1 |
85 | К.И. Чуковский. «Путаница». | Пересказ | 1 |
86 | В.В. Бианки «Первая охота». | Выразительное чтение | 1 |
87 | С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два». | Выразительное чтение | 1 |
88 | М.М. Пришвин. «Предмайское утро». «Глоток молока». | Выразительное чтение | 1 |
89 | А. Барто «Помощница». «Зайка». «Игра в слова». | Чтение по ролям | 1 |
90 | Весёлые стихи С. Михалкова, Б. Заходера. В. Берестова. | Пересказ | 1 |
91 | Проект: «Живая Азбука». | Проект | 1 |
92 | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. | Выразительное чтение | 1 |
Итого | 92 |
Литературное чтение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (НОО) на основе авторской рабочей программы УМК «Школа России», («Азбука» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин; «Литературное чтение» авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий). «Литературное чтение» в 1 классе изучают 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 132 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ТРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные
Учащиеся научатся:
с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, бас - ню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
Результаты освоения учебного предмета обучение грамоте (чтение)
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающем мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду и работе на результат.
Метапредметные результаты:
овладение навыками смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам.
Предметные результаты:
овладение звуками и буквами русского языка, оговаривание их основных различий (буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим);
умение вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие, правильно называть в слове и вне слова мягкие и твердые согласные звуки, знать способы их буквенного обозначения, определять место ударения в слове, выделять слово из предложения, устно составить 3-5 предложений на определенную тему.
Навыки чтения
I полугодие. Плавное, слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Темы чтения незнакомого текста 25-30 слов в минуту. С соблюдением пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой стороной культурной речи, над словами, предложением и связной речи начатой в буквенный период.
Добукварный период (подготовительный).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличить устную и письменную речь, отличить буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения;
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
Обучающийся научится:
- обозначать гласные звуки буквами; обучающийся получит возможность научиться рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
Коммуникативые УУД
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Букварный период (основной)
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам;
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- читать слова с изученными буквами;
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов;
- группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки в начале слова после гласной буквы буквами е, ё, ю, я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значения многозначных слов;
- отгадывать буквенные ребусы;
- находить отрывки в тексте, которые помогут ответить на вопрос;
- правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы;
- различать значения многозначных слов.
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативые УУД
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Формирование правильной посадки за столом . Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.
Личностные
- воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте.
Послебукварный период (основной)
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения;
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Вырабатывать навыки грамотного письма. вопросы кто? что?
Формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
Проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
Формировать навыки правописания гласных в корне слова.
Формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативые УУД
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД
- воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка;
- соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ,КУРСА
№ п/п | Название раздела | Содержание (темы, перечень практических работ, экскурсий |
1 | «Жили-были» 8ч | Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания ,пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память. Обучать пониманию главной мысли текста. учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела, чтению по ролям, понимать характеры героев. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать уважение к старшим. Учить ориентироваться в прочитанных произведениях. |
2 | Сказки, загадки, небылицы 7ч | Учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана ,отвечать на вопросы по содержанию текста. учить определять главную мысль сказки, оценивать поступки героев; различать народную и литературную сказки. Прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении загадок и песенок, обучать сочинению загадок. Познакомить с писателями, прививать интерес и любовь к поэзии. |
3 | «Апрель, апрель. 3венит капель!» 5ч | Познакомить с лирическими стихотворениями русских писателей. Обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме. |
4 | «И в шутку и всерьёз» 7ч | Познакомить с юмористическими произведениями, совершенствовать навыки чтения целыми словами ,чтения по ролям; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, отвечать на вопросы по содержанию. Учить работать с текстом, делить его на части ; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память. Воспитывать уважение к людям и внимательное отношение к другим людям. Учить понимать юмор. |
5 | «Я и мои друзья» 7ч | Познакомить с произведениями о дружбе. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания ; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; воспитывать внимательное и бережное отношение к друзьям. Развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора ,анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление ; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям. |
6 | «О братьях наших меньших» 8ч | Познакомить с произведениями о животных .Развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным. Обучать выразительному чтению; учить понимать характер героев. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ урока | Раздел, тема урока | Формы текущего контроля | Кол-во часов |
«Жили-были» | 8 | ||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. В. Данько «Загадочные буквы» | Беседа | 1 |
2 | И. Токмакова «Аля, Клясич и буква «А»» | Фронтальный опрос | 1 |
3 | С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» | Выразительное чтение | 1 |
4 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» | Чтение в парах | 1 |
5 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | Чтение в парах | 1 |
6 | Творческая работа: волшебные превращения. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». | Выразительное чтение | 1 |
7 | Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок». | Чтение | 1 |
8 | Оценка планируемых достижений. | Чтение | 1 |
Сказки, загадки, небылицы | 7 | ||
9 | Е. Чарушин «Теремок» | Выразительное чтение | 1 |
10 | Русская народная сказка «Рукавичка» | Чтение по ролям | 1 |
11 | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки | Выразительное чтение наизусть | 1 |
12 | Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | Творческая работа | 1 |
13 | А.С.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч..» | Выразительное чтение | 1 |
14 | Русская народная сказка «Петух и собака». | Выразительное чтение наизусть | |
15 | Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» | Творческая работа | 1 |
Апрель, апрель, звенит капель… | 5 | ||
16 | А. Майков «Ласточка примчалась….», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка» | Выразительное чтение | 1 |
17 | Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» | Выразительное чтение | 11 |
18 | Стихи- загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. | Выразительное чтение | 1 |
19 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…» | Чтение по ролям | 1 |
20 | Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, их выразительное чтение, чтение наизусть | Пересказ | 1 |
И в шутку и всерьёз | 7 | ||
21 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ». | Пересказ | 1 |
22 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | Пересказ | 1 |
23 | К.И. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук» | Чтение в парах | 1 |
24 | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.И.Чуковский «Телефон» | Выразительное чтение | 1 |
25 | М. Пляцковский «Помощник» | Выразительное чтение | 1 |
26 | Из старинных книг | Выразительное чтение | 1 |
27 | Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез». | Чтение по ролям | 1 |
Я и мои друзья | 7 | ||
28 | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» | Выразительное чтение | 1 |
29 | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». | Выразительное чтение | 1 |
30 | Р. Сеф «Совет», В. Берестов « В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким « Моя родня». | Выразительное чтение | 1 |
31 | С. Маршак «Хороший день». | Чтение по ролям | 1 |
32 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» | Пересказ | 1 |
33 | Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | Выразительное чтение | |
34 | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» | Чтение по ролям | |
Братьях наших меньших | 6 | ||
35 | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» | Беседа | |
36 | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» | Фронтальный опрос | |
37 | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» | Выразительное чтение | |
38 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» | Чтение в парах | |
39 | Н.Сладков «Лисица и еж», С.Аксаков «Гнездо» | Чтение в парах | |
40 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Проект «Рекомендую прочитать» | Выразительное чтение | |
Итого | 40 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...