Разработка урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок- исследование по теме А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Народный характер сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Цель: 1) на примере «Сказки о царе Салтане…» выявить близость пушкинской сказки к народной;
2) развивать творческие способности школьников, исследовательские умения;
3) прививать любовь к устному народному творчеству;
4) воспитывать нравственные качества личности.
Планируемые результаты: дети научатся:
. строить предположения;
. участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного\ прочитанного произведения;
. коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст произведения;
. работать с художественным словом;
. осознавать причины поступков героев, делать умозаключения;
. воспринимать художественную литературу как вид искусства
Оборудование: сборник сказок А.С.Пушкина; рисунки детей, мультимедийная презентация, иллюстрации к сказкам.
Ход урока.
- Орг.момент.( звучит музыка по мотивам сказки)
- Актуализация знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с удивительными героями сказок А.С.Пушкина. Узнали, что добро и зло побеждает ненависть и зло. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Ответы детей: («Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане…», «Жених», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Учитель: Следует отметить, что сказки Пушкина появились во время самого яркого расцвета творчества автора, в самый его плодотворный период. Список сказок совсем небольшой, но главные герои сказок известны всем. Сейчас мы проверим, как вы знаете героев сказок Пушкина.
Задание: «Угадай героя сказок Пушкина»
- Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня мы продолжаем работать над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Но урок у нас необычный. Урок –исследование по теме:
Народный характер сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане….»
А исследование мы будем проводить на материале всем нам известной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
Цель нашего исследования : 1) выяснить, почему сказки Пушкина называются народными, почему они близки к народным сказкам;
2) доказать близость пушкинской сказки и народной.
- « У Пушкина сказки русские, народные…, совершенно русские. Прелесть невообразимая…( В.Жуковский)
- Известная русская художница Татьяна Алексеевна Маврина сказала об А.С.Пушкине : «Сказки Пушкина для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать.»
Учитель: Вы согласны с точкой зрения художницы? (Да)
- Почему известная русская художница так высоко охарактеризовала творчество А.С.Пушкина, так высоко его оценила?
Мы решили провести исследование по плану:
- Истоки сказок Пушкина.
- Наличие элементов русских народных сказок.
- «Певучий, неповторимый, сказочный язык…»
Итак, приступаем к 1 этапу нашего исследования.
-Как вы думаете, откуда берут начало сказки А.Пушкина?
-И стоки сказок Пушкина – в народных сказках, их рассказывала Александру Сергеевичу няня Арина Родионовна, поэтому сказки поэта похожи на народные.
- Сказки А.С.Пушкина поучительные, ведь сказки обязательно учат;
- В сказках добро всегда побеждает зло;
- В этой сказки есть элементы русских народных сказок:
- Есть зачин и концовка ( зачитать концовку)
-Есть положительные и отрицательные герои: царевна Лебедь, царь Гвидон, царь Салтан.
Отрицательные: коршун, повариха, ткачиха, сватья баба-бабариха
- Троекратное развитие действия:
3 раза Гвидон превращался в насекомых;
3 раза обращался к царевне лебедь за помощью;
3 раза она его спрашивала « Что ты тих, как день ненастный?»;
3 раза заезжают корабельщики;
3 раза угощает их Гвидон и Салтан;
-Здесь много чудес, как будто улетаешь в нереальный сказочный мир.
- Какие чудеса встречаются в сказке, давайте найдём описание чудес в сказке.
4. Выборочное чтение.
- На какие виды делятся русские народные сказки? ( О животных, социально-бытовые, волшебные.)
- К какому виду сказок мы отнесём эту сказку? ( Это волшебная сказка)
- Почему, давайте докажем. ( Есть волшебство, превращения героев:
- Гвидон превращается то в муху, то в комара, то в шмеля;
- странствия героев;
- кто-то мешает, кто то помогает ( Помогает царевна лебедь, мешает коршун, поварихи);
Герой воюет с нечистой силой.
5. Творческая работа. Моделирование обложки.
6. Наблюдение над языковыми особенностями.
Учитель: Когда мы знакомились с русскими народными сказками, то мы отмечали, что язык сказок богат, неповторим, певуч. Давайте посмотрим, какие особенности языка народных сказок присутствуют в авторской сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Для работы над третьим этапом нашего исследования
мы решили провести исследование в малых группах. Мы разделились на 5 групп. Каждая группа получила своё задания. Сейчас мы посмотрим, какую информацию нам представит каждая из групп.
1 группа «Словеса» - составляет словарь устаревших слов.
2 группа «Сравнения» - занимается поискам сравнений.
3 группа «Обращения» - занимается поиском обращений.
4 группа «Ласковые слова» - отыскивает слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
5 группа «Эпитеты» выделяет эпитеты
5.Обмен информацией ( выступления детей)
4.Связывание информации.
- В ходе исследования было доказана связь пушкинской сказки с народной. Эта связь прослеживается и в теме, и в построении, и в языке.
5. Подведение итогов, рефлексия
- В конце нашего исследования мы обратимся к нашей проблеме, которую мы выдвинули в начале урока. Доказали мы связь пушкинской сказки с народной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74180.jpg)
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-269408-1372180404.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/22/picture-268814-1371913204.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183862-1358682214.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-1389686-1645615681.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1132203-1553991943.jpg)
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....