Технологическая карта изучения темы «Звук [щ’], буква Щ, щ»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Учебный предмет | литературное чтение (обучение грамоте) |
УМК | «Школа России» |
Класс | 1-в |
Тип урока | урок открытия нового знания
|
Технологии построения урока | проблемно-диалогическая, частично-поисковая, личностно-ориентированная, дифференцированное обучение, системно-деятельностный подход, продуктивное чтение, оценивание собственных достижений и результатов деятельности на уроке |
Тема урока | «Звук [щ']. Буквы Щ, щ» |
Цель урока | создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке [щ] и букве щ. |
Задачи |
|
Основные термины, понятия | звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, лексическое значение слова, предложение |
Форма урока | интегрированный урок (урок обучения грамоте: чтение, письмо) |
Формы работы | фронтальная, коллективная работа, индивидуальная, групповая, парная |
Ресурсы
| Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация для физкультминуток Плакат «Сиди правильно» Индивидуальные задания на карточках Раздаточный материал с буквами из наждачной бумаги Раздаточный материал для работы в паре. Маршрутный лист. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Звук [щ’], буква Щ, щ»
Учебный предмет | литературное чтение (обучение грамоте) |
УМК | «Школа России» |
Класс | 1-в |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технологии построения урока | проблемно-диалогическая, частично-поисковая, личностно-ориентированная, дифференцированное обучение, системно-деятельностный подход, продуктивное чтение, оценивание собственных достижений и результатов деятельности на уроке |
Тема урока | «Звук [щ']. Буквы Щ, щ» |
Цель урока | создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке [щ] и букве щ. |
Задачи |
|
Основные термины, понятия | звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, лексическое значение слова, предложение |
Форма урока | интегрированный урок (урок обучения грамоте: чтение, письмо) |
Формы работы | фронтальная, коллективная работа, индивидуальная, групповая, парная |
Ресурсы | Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация для физкультминуток Плакат «Сиди правильно» Индивидуальные задания на карточках Раздаточный материал с буквами из наждачной бумаги Раздаточный материал для работы в паре. Маршрутный лист. |
Планируемые результаты | |
Предметные умения Основные виды учебной деятельности Выделение звука щ’ из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Отработка техники чтения. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. . | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Этапы | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: создание условий для включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | ||
1 этап Самоопределение к деятельности | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать свою деятельность; коммуникативные: - слушать и понимать речь других. | - Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег- снежок. Начинаем наш урок. - Добрый день, добрый час! | Дети здороваются, улыбаются друг другу и садятся |
Цель: создание условий для готовности мышления и осознания потребности к построению нового способа действий | Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | ||
2 этап Актуализация знаний и мотивация | Предметные: - правильно отгадывать загадки; - правильно выделять слова с мягким согласным звуком. Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - высказывать своё предположение; - осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -уметь работать в паре; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Посмотрите на эти волшебные снежинки: А, У, Ю, Я, Ж, Ш, Щ, Й, Ч, Э - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную? - Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? - Какие снежинки особенные? Почему? - Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? - Какие снежинки упадут на зелёную крышу? | Ученики распределяют снежинки - Буквы А, У, Ю, Я, Э обозначают гласные звуки - Буквы Ю, Я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука - Буквы ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки - Буквы й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки(они всегда ходят по зеленой, мягкой травке) |
Цель: создание условий для выявления места и причины затруднения, для постановки цели урока; создание условий для планирования достижения целей. | Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока; планирование достижения целей. | ||
3 этап Постановка учебной задачи | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | - У нас осталась еще одна снежинка. На какую крышу её поместить? - Прежде чем её правильно разместить, нам надо поближе познакомиться с этой буквой и всё узнать про неё. - Кто догадался, какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке сегодня? - Попробуйте продолжить мои предложения: - Мы сегодня познакомимся… - Узнаем… - Будем учиться … | Высказывают предположения Прогнозирование. Формулируют тему и цель урока Тема урока: «Буква Щ». - Познакомимся ... (с буквой щ) - Узнаем, какой звук она обозначает. - Научимся ... (писать букву щ, читать слова с буквой щ) |
Планирование достижения цели - Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь. -По какому маршруту мы пойдём? - Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения. -Как вы отметите свою работу. -Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку. | Исследуем слово Знакомимся с новой буквой Работаем самостоятельно Будем читать и писать слова и предложения с новой буквой Работаем в паре Поднимемся на вершину знаний Зелёный смайлик-с работой справился без ошибок. Желтый – допустил ошибки, проанализировал, исправил. Красный – с работой не справился. | ||
4 этап «Открытие» детьми нового знания | Цель: создание условий для построения детьми нового способа действий, а именно выявление и анализ слова с вычленением изучаемого звука | Цель: построение детьми нового способа действий, а именно выявление и анализ слова с вычленением изучаемого звука | |
Предметные: -производить звуко-буквенный анализ слова; - составлять звуковую схему слова - Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Откройте учебник на с.62. Узнали сказку? Правильно, это русская народная сказка «По щучьему велению». - Как зовут главного героя сказки? - Вспомните, чем он занимался, каким был? За что он был вознагражден? Чему учит сказка? -А кого в реке поймал Емеля? - Составим схему слова «щука» - Сколько в слове слогов? - Какой слог ударный? - Дайте характеристику каждому звуку.
- Выделите и произнесите 1 звук - Расскажите всё, что узнали про новый звук. - На первой ступеньке маршрутного листа оцените свою работу по анализу слова (смайлики) - Звук [щ'] обозначается буквой Щ (ща). Посмотрите на неё внимательно, на что похожа эта буква? На расчёску Щ похожа, Три зубца всего? Ну, что же! Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. Хватать, глотать умеют щуки- Другой не нужно им науки. - Сегодня на уроке мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ. - За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях. Работа в прописи - Пропишите элементы буквы в прописи. - А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква. - Обведите строчную букву щ пальцем по наждачной бумаге, а потом закрыв глаза, на ощупь. - Письмо в воздухе под счёт - Напишите строчную букву щ . - В маршрутном листе на второй ступеньке оцените свою работу. - Посмотрите видеофрагмент. Какие слова со звуком щ вы увидите, услышите, запомните? Можно встать и потанцевать, попрыгать - Какие слова со звуком щ вы услышали, запомнили? - В маршрутном листе на третьей ступеньке оцените свою работу. Раскрасьте схему слова «лещ». Проверьте по учебнику - Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Щ. Есть слова, где Щ - в начале, Есть слова, где Щ – в конце. - Составьте схему слова «лещ» | Дети называют сказку Ответы детей.
- Емеля - Он был очень ленивым. - Щуку - Два. - Первый [щ*]- согласный, глухой, мягкий. [у]- гласный, ударный. [к]- согласный, глухой, твёрдый. [а]- гласный, безударный. - [щ*] - Этот звук согласный, шипящий, глухой, мягкий. Ребята оценивают свою работу по анализу слова (смайлики) Ответы детей. - Щётка, забор, гребешок
Просмотр видеофрагмента. Дети выполняют движения под музыку Называют слова с щ Составляют схему слова | |
5 этап Первичное закрепление | Цель: создание условий для усвоения нового способа действий, для выделения слов с щ через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию | Цель: усвоение нового способа действий, выделение слов с щ через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию | |
Предметные: - уметь выделять слова с щ через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию - овладевать умением правильно писать букву щ; Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Прочитаем слоги-слияния и договариваем их до слов ЩА ЩУ ЩЕ ЩИ ЩЁ - А есть ли слова, в которых щ произносится твердо. - Значит, звук [щ'] всегда мягкий. Работа со скороговорками: - Чтение про себя. - Чтение вслух с чётким проговариванием 1 звука. - Чтение с выделением ударного слога. - Чтение с выделением каждый раз нового слова. Щуку я тащу, тащу. Щуки и леща в роще не сыщешь. Физминутка под музыку Щуку я тащу, тащу. Щуку я тащу, тащу , Чешуя у щучки, щетинка у чушки. - Какой звук мешает произносить скороговорку? - Звуки [ч'] и [щ'] очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. - Не путайте звуки [ч'] и [щ']. - Какие звуки обозначают буквы ч и щ? - Есть ли необходимость их смягчать гласными я и ю. - Прочитайте правило в учебнике - Запомните это правило. - Расскажите друг другу -В маршрутном листе на четвертой ступеньке оцените свою работу. | Работа в парах Чтение скороговорок хором (медленно). Индивидуальная работа, работа в парах. Проверка. Показывают, как вытаскивать рыбу, разводят в стороны руки, показывая, какая большая рыба. Хлопают в ладошки, проговаривая правило за учителем. - Всегда мягкие согласные звуки.
Читают правило и хором проговаривают его Работа в парах | |
6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: создание условий для нахождения местоположения щ в слове и определения лексического значения слов. Создание ситуации успеха. | Цель: нахождение местоположения щ в слове и определения лексического значения слов. Переживание ситуации успеха. | |
Предметные: -овладевать умением самостоятельно читать слова с щ, предложения . Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать самостоятельно; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Прочитайте выделенные слова. Что общего у этих слов? - Какие непонятные слова встретились? - Роща и чаща - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах нередко изображал лес. - Посмотрите на первую картину «Лесная глушь». Подумайте, какой лес называется чащей. - Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Чем отличается лес на этой картине от леса на предыдущей? - Это и есть роща – небольшой лес. - Найдите слова, которые соответствует схеме Щегол - птица. Размером меньше воробья. Окраска яркая. Красиво поёт. А у кого есть щенок? Собака – не только друг, с которым можно поиграть, за ней необходимо правильно ухаживать, заботиться. - Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? Может вырасти в длину до 6 метров. Питается рыбой, головастиками, лягушками, а иногда нападает даже на гусей и уток. - Откройте учебник на с.63. Посмотрите на рисунок. Предположите о чем это стихотворение. Указать на автора. Какова цель задания? Чтение стихотворения с комментированием Физкультминутка для глаз «Рыбки» | Ответы детей (есть буква щ, состоят из 2-х слогов, есть сочетания щу, ща) - Густой, частый лес Деревья растут не близко друг к другу, есть широкие тропинки, больше света. - Щегол, щенок Ответы детей Щука – хищная рыба Цель – научиться читать слова и предложения с щ. Дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются в воде, то исчезают | |
7 этап Включение в систему знаний | Цель: создать условия для включения слов с буквой щ в систему знаний | Цель: включение слов с щ в систему знаний | |
Дифференцированные задания Игра «Догадайся» Щ И Русский суп. Щ И Т Этим защищались древние воины. Щ У К А Зубастая рыба. Щ Е К А Часть лица. Щ Е Л Ь Дырочка в полу, в стене. Щ Е П К А Осколок дерева. Щ Е Н О К Маленькая собачка. Щ Ё Т К А Они разные: ими чистят зубы, одежду, пол. Чтение слогов и составление слов ЩА ПА ЩЕ ПЦЫ ЩИ ВЕЛЬ ЩЁ ЧКА ЩУ ГОЛЬ - Какие слова вам не понятны? (щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек) Составление пословиц «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» «Кто помогает другим, у того и свои желания сбываются» - В маршрутном листе на пятой ступеньке оцените свою работу. | Работа в малых группах | ||
8 этап Рефлексия деятельности | Цель: создание условий для соотнесения цели и результатов деятельности, для самооценки результатов деятельности | Цель: соотнесение цели и результатов деятельности, самооценка результатов деятельности | |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Подведём итог. - Какой звук выделяли? - С какой буквой познакомились? - Так на какую же крышу упадет наша снежинка с буквой щ? - Какое правило узнали на уроке? -В маршрутном листе напишите букву щ на вершине знаний. - Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в зеленое ведёрко. - Если не всегда все получалось - в желтое ведерко. - Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в красное ведёрко. - Урок окончен. Всем спасибо за работу. До новых встреч! | [щ] Щ - ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У Осуществляют самоконтроль; - дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34614.jpg)
Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».
Технологическая карта по математике 2 класс...
Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор: Кулагина В.В. учитель начальных кла...
Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"
Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1068924-1539358625.jpg)
Технологическая карта изучения темы «Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков»
Образовательные: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных г...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-906890-1490397372.jpg)
План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»
План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...
Технологическая карта урока " Гласный звук [О],БУКВЫ о,О.
Технологическая карта урока содержит задания для детей с нормой развития и ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/23/picture-1438696-1669225717.jpg)
Технологическая карта урока Чтение: "Звук и буква З, з" в 1 классе для детей, обучающихся по Адаптированной основной общеобразовательной программе (интеллектуальные нарушения (вариант 1).
Познакомить с графическим обозначением звука, формировать умение читать слоги, слова, предложения. Закреплять навыки произношения звуков, формировать умение определять позицию звука в слове....