Технологическая карта изучения темы «Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Жандарова Наталья Геннадьевна
Образовательные: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных гласных в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_po_russkomu_yazyku_n.g._zhandarova.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Жандарова Н.Г

 Предмет: русский язык

 Класс: 1 класс

Тип урока: усвоение новых знаний

Технологическая карта изучения темы

«Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков»

Тема

Задача.

Цели

Образовательные: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных гласных в слове.

Способствовать развитию  орфографической зоркости, грамотной речи;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать уважение к одноклассникам, чувство  взаимопомощи.

Формировать УУД: 

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядность, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: наблюдать за изменением ударного слога, которое влияет на образование новых слов знать, что в слове один слог произносится сильнее других

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

Межпредметные связи

  Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Организация пространства

- Русский язык . 1класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М : Просвещение, 2011.

-методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Самоопреде

ление в деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

1.Эмоциональный настрой

-Я рада видеть каждого из вас!

И пусть весна в окно сиренью дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

2.Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? 

Подготовка класса к работе.

Ставят себе цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки

- Открытию нового знания

 - «Что я не знаю?», «Сам найду ответ»

Личностные:

самоопределение;

установка на здоровый образ жизни

Регулятивные:

организация рабочего места

под руководством учителя,

целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Планирование.

Организует деятельность учащихся по планированию

-Как построим наш урок?

Осуществляют планирование, 1.Чистописание

2.Повторяем то, что знаем!

3.Узнаём новое.

4.Закрепляем

5.Подводим итоги.

Регулятивные

планирование,

прогнозирование Коммуникативные:

взаимодействие с учителем

3.Чистописание

Активизирует деятельность учащихся

1 Чистописание

- Для чего вам необходим этот этап?

Чистописание: зы, зи, розы, зима (упр. 90, стр.110)

- Сравните соединения букв и скажите , какое соединение у строчной буквы з с другими буквами?

- Напишите соединения, в определенной последовательности .

- А теперь оцените себя на полях?

Выполняют задание

 Чистописание

- Чтобы красиво писать

 (Сравнивают соединения строчной  буквы з со  строчной буквой ы и и)

- Нижнее соединение.

Личностные:

выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, осознают личностное значение этапа, самооценка своей деятельности

4.Актуализация опорных знаний

5.Формирование новых знаний.

6.Физкультминутка.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

Упр. 87, с. 108

– Как вы разделили слова для переноса.

– Какое правило переноса вы применили?

– Однажды с учеником первого класса произошел такой случай.

(Учитель зачитывает миниатюру.)

Мальчик заболел.

– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Он взял бутылочку с лекарством и прочитал: «Три раза в день по одной чайной ложке. После приема пищи?». И запищал.

Вбежала мама.

– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

– А я лекарство принял. А здесь написано: «После приема пищи».

-Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел.

– Какую ошибку совершил мальчик?

– Как нужно было прочитать инструкцию?

- Назовите следующий этап урока.

– Вспомните, что такое ударение.

- Выполнение упражнения 91, с. 110 (по заданию).

- Произносим первое слово роза . Сколько слогов в этом слове? Послушайте, с одинаковой ли силой они произносятся. Какой слог в этом слове произносится с большей силой?

-Гласный звук этого слога – ударный гласный звук. Подчеркните его.

- Проделайте такую же работу со словами – названиями других цветов.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Выявляют индивидуальные затруднения при выполнении д/з

2.Повторяем то, что знаем!

ка – на -  рей – ка

зай – ка

во –ро – бей

по – пу - гай

- Разделили слова по слогам.

- Делить слова для переноса можно только по слогам.

- Деление слов для переноса с буквой  -й в середине……

- Мальчик в слове неправильно поставил ударение. И поэтому значение слова изменилось.

 - 3.Узнаём новое.

- Ударение – это выделение (слога, слова) силой голоса.

Ро-за-2 слога, первый слог произносится с силой. Это ударный слог.

Ро‘за,  а´стра,  пио´н.

Выполняют упражнения

Регулятивные:

контроль за правильностью ответов обучающихся

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Познавательные:

логические-

анализ объектов с целью выделения  признаков,

осознанное и произвольное построение речевого

высказывания

Личностные:

самоопределение;

осознание ответственности за общее дело

регулятивные:

целеполагание,

выстраивание алгоритма действий

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном Познавательные:

логические-

анализ объектов с целью выделения  признаков,

синтез как составление целого из частей

Личностные:

осознание ответственности за свое здоровье установка на здоровый образ жизни

7.Формулирование темы урока, целеполагание

Активизирует деятельность учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

-Алёна приготовила загадку, послушайте её.

- Что это?  

 

- Захар, тоже приготовил загадку. Послушаем его.

.

-Что это?

-Алёна находит ударный слог в слове и ставит ударение на ударную гласную ( о).

-Захар разбирает слово и ставит ударение на гласную  ( а ).

- Кто из ребят, прав?

- Какое изменение произошло? Ведь слова похожи в написании?

Формулируют и уточняют тему урока, ставят цель.

-Чёрненька собачка
Свернувшись лежит,
не лает,не кусает,
А в дом не пускает

-Замо´к

Алёна записывает отгадку на доске.

- Неприступно, одиноко,
На скале крутой, высокой,
Мрачной глыбою на вид
Он у озера стоит.
Сквозь старинные бойницы
В гладь озерную глядится.

-За´мок

Захар записывает отгадку на доске.

Алёна находит ударный слог в слове и ставит ударение на ударную гласную  ( о).

Захар разбирает слово и ставит ударение на гласную ( а ).

- Ребята ,правильно поставили ударение в словах.

- В словах похожих в написании, при  изменении ударного слога в слове, может образовать новое слово.  Ударение может изменить  смысл слова.

Регулятивные:

целеполагание,

выстраивание алгоритма действий

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном Познавательные:

логические-

анализ объектов с целью выделения  признаков,

синтез как составление целого из частей

7.Решение учебной задачи

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самостоятельная работа.

– А теперь такое же задание выполните самостоятельно в парах.

( учитель раздаёт заготовки)

1.Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

-Не мука, а мука,

Поварам наука.

2. Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

3. Было ясно и светло,

Солнце село за село.

День с собою увело.

   Проверка.

– Что такое ударение?

– Может ли смысл слова зависеть от ударения? Приведите примеры таких слов

-Что вызвало затруднения?

Домашнее задание:  упражнение 92, с. 111.

Самооценка.

Прочитайте предложение с интонацией, соответствующей вашей работе на уроке.

-Я хорошо работал на уроке.

Работа в парах.

Защита ответов.

  1. Не мука´, а му´ка.
  2. Окуни´, о´куни.
  3. Се´ло за село´.

(Выслушиваются варианты ответов.)

В словах похожих в написании, при  изменении ударного слога в слове, может образовать новое слово.  Ударение может изменить  смысл слова.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные:

логические-построение логической цепи рассуждений, выведение следствий,

доказательство

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения, волевая саморегуляция в ситуациях затруднения.

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:

понимание причин успеха/неуспеха в учебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных кла...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение» УМК "Начальная школа 21 век" 2 класс

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12Це...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение» УМК "Начальная школа 21 век" 2 класс

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12Це...

Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопед...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...