Гласный звук [и], буквы И, и.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению чтению.
Класс : 1-А
Учитель: Тихонова Ю.А.
Тема: Гласный звук [и], буквы И, и
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные): Знают особенности произношения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения.
Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
- Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук.
- Коммуникативные: строить логическое и последовательное высказывание (сказка).
Материально – техническое обеспечение: компьютер, электронное приложение учебнику, диск, учебник «Азбука».
Ход урока.
I. Организация начала урока.
(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок)
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.– Проверим готовность к уроку.
(Дети приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.)
II. Речевая разминка.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
III. Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку:
Маленького роста я Тонкая и острая. | В узкий глазок вдета тонкая нитка, И поплыла за корабликом прытко. |
Шагает мастерица По шёлку да по ситцу. |
– С какого звука начинается отгадка?
– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? (Обучающиеся вместе с учителем формулируют учебную задачу)
( Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей.)
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)
– Рассмотрите схему слова иголка.
– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге?
– Что вы можете сказать о втором слоге?
– Что вы можете сказать о третьем слоге?
- Знакомство со звуком [и] и буквой И
– Еще раз произнесите первый слог.
– Сколько в нем звуков?
– Какой это звук?
– Почему?
(Учащиеся объясняют.)
–Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты.
Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)
– Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?
(Учащиеся находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения.)
Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А всё вместе – буква И.
И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И — меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.
– Выложите букву И из цветных карандашей.
(Учащиеся слушают учителя. Моделируют букву из цветных карандашей.)
3. Чтение стихотворения Б. Берестова «Ивы». Дифференцированное задание
Учебник стр 29
– Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная?
(Учащиеся читают стихотворение, находят букву И в словах, называют)
Физкультминутка
Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.
- Работа над схемами слов вишня и ива в электронном приложении к учебнику.
- Дидактическая игра «Кто больше?»
– Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?
(Учащиеся называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.)
– Определите место звука [и] в слове.
(Учащиеся слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и])
– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?
- Введение понятия о многозначности слова иголка
Учебник, с. 30
– Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили?
(Учащиеся называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы)
- Составление предложения со словом ёжик
– Работа в паре. Придумайте предложение про ёжика.
(Учащиеся предлагают свои варианты предложений о ёжике)
- Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам
Работа в паре.
Рассмотрите рисунки стр 30. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку.
(Учащиеся отвечают по очереди в паре, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы друг друга, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и])
Физкультминутка
(Учащиеся ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке)
Маленький ежик четверо ножек
по лесу идет
И песенку поет
(шагаем на месте)
Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу
(руки на поясе, по очереди выставляем вперед и опять на пояс)
Сладко яблочко несу
(ладони вверх, руки вперед)
Фуф ты фуф ты фуф ты фу
Ребятишек угощу
(ладони вверх, руки вперед, приседаем)
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)
– Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»?
– Расскажите о своем лучшем друге.
– Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»?
(Учащиеся слушают пословицу и раскрывают смысл пословицы. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге. В рассказе выражают своё отношении к другу. Используют в высказывании слово «взаимопомощь». Объясняют значение слова «дружба»)
– Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?»
– Сколько букв И в пословице?
(Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают и находят в пословице буквы И, считают их)
- Роль ударения в слове
– Вспомните, какую роль в слове играет ударение?
– Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?
3. Работа с рисунком (учебник с. 30)
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.
– Как назвать эти предметы, одним словом?
– Какой предмет можно назвать лишним? Докажите
(Учащиеся обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда.)
4 . Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)
– Кого вы видите на рисунке?
– Опишите, как он одет.
– С кем беседует Иван-царевич?
– Как вы считаете, кто житвет в избушке на курьих ножках?
– иван –царевич кого ищет?
– Придумайте предложение к схеме.
( обучающиеся составляют рассказ по картинке и предложение по схеме. Контролируют и оценивают правильность ответов друг друга)
5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица»
– Рассмотрите рисунки.
– Кто на них изображен?
– Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.
– Озаглавьте каждую часть.
– Придумайте с другом конец сказки.
6. Работа с «лентой букв»
– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение.
(Обучающиеся объясняют, что гласные буквы располагаются на красном фоне. А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков.)
V I. Рефлексивно-оценочный.
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?
– Чему учились на уроке?
Поднимите зеленую карточку, кто все понял.
Поднимите желтую карточку кто понял , но не все.
Поднимите красную карточку те, кто ничего не понял.
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
– Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....