Литературное чтение М.М. Пришвин "Лимон"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Наталия Михайловна Соколова

Конспект урока по Литературному чтению, 3 класс

УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.m.prishvin_limon.docx21.3 КБ
Файл m.m.prishvin.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

                                           Литературное чтение.

Тема урока: М. М. Пришвин «Лимон»

Цель:  познакомить детей с биографией и произведением М. М. Пришвина «Лимон».

Планируемые результаты:

предметные: - отрабатывать навыки выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации.

метапредметные: самостоятельно формулировать задачи урока;

- получать информацию из текста, выделять существенное.

личностные: - формировать интерес к учению;

- умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями;

- оценивать свою работу на уроке.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

I Организационный момент.

- Здравствуйте! Я рада вас видеть.

- Проверьте  свою готовность  к уроку литературного чтения. На парте должен быть порядок.

II Проверка домашнего задания.

- Начнем урок с проверки домашнего задания. Откройте свои тетради (стр. 33, №6). Что вам нужно было сделать? (Сочинить рассказ о том, что чувствует собака или кошка, когда ее обижают).

III Подведение к теме урока.

Речевая разминка

- Сейчас я вам раздам листочки со стихотворением.

Подарили  мне собаку.

Нет, не просто говорили,

В самом деле подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока.

От него такой лесной

Тёплый-тёплый запах.

Он идёт смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой –

Он поправдашний, живой!

И. Токмакова.        

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- А теперь прочитайте стихотворение  с интонацией удивления, с ускорением, с замедлением, шепотом.

- Молодцы!

- Любите ли вы животных?

- Дарили вам когда - нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

- Когда животные маленькие, они все хорошие и милые. К сожалению, бывают случаи, когда животные вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?          

- Верно! И главное – помнить: мы в ответе за тех, кого приручили.

- Начала я наш урок с такого стихотворения  не случайно: сегодня мы поближе познакомимся с жизнью и творчеством писателя, который очень любил природу и животных. Про этого автора говорят – «Певец Русской природы!».  

- Прочитайте на стр. 88 учебника имя автора, с биографией которого мы сегодня познакомимся, и произведение которое  будем изучать.

- Какие произведения М. М. Пришвина вы читали? О чем они?

- Скажите, какая задача стоит сегодня перед нами на уроке?

IV Работа по теме урока.

Знакомство с биографией автора

(презентация.)

Родился Михаил 4 февраля1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье.  Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

1882 году Пришвина отдали  учиться в деревенскую школу для начального обучения.  Через год его перевели в Елецкую гимназию в первый класс. Учеба ему давалась не так-то и легко. За 6 лет учебы он дважды оставался на второй год. А в четвертом классе из-за скандала с учителем географии В. В. Розановым (ставшим потом известным философом) Михаила вообще исключили из гимназии.

В 1900 году молодой Пришвин решает идти учиться на агронома в Лейпцигский Университет, после окончания которого, в 1902 году работает по специальности, а по вечерам занимается сочинительством.

Пришвин – дипломированный агроном. Может быть, именно ему мы обязаны тем, что в России картофель ценится как второй хлеб, потому что этот человек активно пропагандировал картофелеразведение в начале XX века.  По вечерам занимается сочинительством.

Известным имя Пришвина стало после публикации его «Путевых заметок», которые он публикует после окончания путешествия по крайнему северу, Карелии и Заволжью.

Пришвин становится настоящим путешественником-краеведом. Он объездил весь Крым, Казахстан, побывал в Норвегии, был на Дальнем Востоке…

Писатель делает вынужденный перерыв в своей работе только с приходом Первой Мировой. С 1918 года – он – военный корреспондент, с 1919-го – сельский учитель в Смоленске.

 Начиная с 1940 года, Пришвин публикует свой дневник наблюдений в рассказах и очерках. После войны писатель едет «поближе к природе», он приобретает дачу и там работает не покладая рук.

С именем Пришвина связывают произведения, которые так четко и натурально описывают природу. Его при жизни называли «певцом природы». Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

Среди его литературного наследия – очерки, повести, и, главное, рассказы, те, что читали нам родители в далеком детстве.

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве.

Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

- Давайте подведем итог по биографии М.Пришвина. Что узнали?

V Продолжение работы по теме урока.

Работа с рассказом «Лимон».

- Сегодня на уроке будем работать с рассказом «Лимон».  И начнем со словарной разминки.

- Откройте тетради на печатной основе (стр. 34, задание 1)

Словарная разминка

визг – весёлый, …

настроение – грустное,…

улыбка – смущённая,…

- Подберите синонимы к слову УНИЖЕНИЕ (унижение – (обида, оскорбление)

- Начинаем читать рассказ.

VI Физкультминутка.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — на бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

VII Работа с текстом.

- Прочитай, что написал М. Пришвин о наружности Лимона. Какое сравнение использовал автор в своем описании?

- Как повел себя Лимон со зверями и людьми, когда появился в чужом доме?

- Какие чувства вызвал у тебя Лимон в начале и в конце рассказа. Объясни свое мнение.

VIII Итог урока.

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

IX Рефлексия.

- Продолжите предложение

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне хотелось …

X Домашнее задание.

Читать по ролям; стр. 93, вопросы: 3, 4, 10.

(План рассказа)

1. Подарок от китайца.

2. Жильцы дома.

3. Самая маленькая собачка.

4. «Визгу много, шерсти мало».

5. Маленький тиран.

6. План спасения.

Пускает пыль в глаза. (Обманывает, морочит голову, хвастается).

Нашла коса на камень. (Когда люди не хотят уступить друг другу).

Визгу много, шерсти мало. (Визгу, т. е. крику много, а толку мало).

Набрать в рот воды. (Молчать).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.М. Пришвин

Слайд 2

Родился Михаил 4 февраля1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

Слайд 3

1882 году Пришвина отдали В учиться в деревенскую школу для начального обучения . Через год его перевели в Елецкую гимназию в первый класс. Учеба ему давалась не так-то и легко. За 6 лет учебы он дважды оставался на второй год. А в четвертом классе из-за скандала с учителем географии В. В. Розановым (ставшим потом известным философом) Михаила вообще исключили из гимназии.

Слайд 4

В 1900 году молодой Пришвин решает идти учиться на агронома в Университет, после окончания которого, в 1902 году работает по специальности.

Слайд 5

Пришвин – дипломированный агроном. Может быть, именно ему мы обязаны тем, что в России картофель ценится как второй хлеб, потому что этот человек активно пропагандировал картофелеразведение в начале XX века. По вечерам занимается сочинительством.

Слайд 6

Известным имя Пришвина стало после публикации его «Путевых заметок» , которые он публикует после окончания путешествия по крайнему северу, Карелии и Заволжью.

Слайд 7

Пришвин становится настоящим путешественником-краеведом . Он объездил весь Крым, Казахстан, побывал в Норвегии, был на Дальнем Востоке…

Слайд 8

Среди его литературного наследия – очерки, повести , и, главное, рассказы , те, что читали нам родители в далеком детстве.

Слайд 9

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве .

Слайд 10

Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...